Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Опровержение классической теории управления. Утверждение концепции неравновесных систем в информационном обществе

Тип: реферат
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬАкадемия управления при Президенте Республики БеларусьРЕФЕРАТпо дисциплине: Государственное управлениена тему: Опровержение классической теории управления. Утверждение концепции неравновесных систем в информационном обществеМИНСК 2010Информационное государство и перспективы развития теории государственного управления: смена парадигм в условиях информационной революции происходит переосмысление роли и значения государства, призванного решать в современном обществе сверхсложные задачи по координации весьма разнонаправленных процессов - и стихийно-рыночных, и властно-административных, что по-новому ставит многие традиционные проблемы теории государственного управления как науки об оптимальном достижении национальных целей и задач через государственные организации. Информация становится ключевым ресурсом государственной власти, и от умения ее контролировать и направлять в нужное русло во многом зависит эффективность государственного администрирования.Возникнув в конце XIX в. как междисциплинарное направление на пересечении теории политики, менеджмента, психологии и социологии, в XXI в. теория государственного управления развивается в органическом взаимодействии с этими общественными дисциплинами. Нельзя не признать, что сегодня государственное управление достигло некой точки бифуркации, или кризиса, на фоне стремительно нарастающей глобализации и информационной революции. Впервые за последние несколько столетий государство перестает справляться с новыми проблемами и утрачивает свою власть. Одни исследователи видят в этом рост влияния транснациональных корпораций и глобализации, другие - утрату легитимности, которую прежде давали государствам их народы, испытывающие сегодня недоверие к институту государственного регулирования.Некая враждебность в отношении к государству и государственному управлению входит в моду, и это весьма опасная тенденция.Привилегированные финансово-промышленные группы пытаются создать систему нового типа - «серую зону корпоративизма»: эти группы обладают огромными финансовыми и интеллектуальными ресурсами, но вопрос о том, какое государственное управление необходимо в информационном обществе, они, несомненно, решат в свою пользу - и эта система управления не будет демократической – она будет суперэлитарной.Поэтому сегодня, в условиях неопределенности переходного периода, так важен новый научный поиск: «Мы живем в несовершенном мире, он всегда будет несовершенен, и поэтому в нем всегда будет несправедливость. Но перед этой реальностью мы вовсе не беспомощны. Мы можем сделать мир менее несправедливым, мы можем сделать его более прекрасным; мы можем углубить наше познание его. Нам нужно всего лишь строить его, а для того, чтобы его строить, нам нужно всего лишь разговаривать друг с другом и стремиться получить друг от друга то особое знание, которое каждый сумел приобрести.Новая научная картина мира, утвердившаяся в обществознании под влиянием информационной революции, стимулирует в каждом из научных направлений поиски новых научных парадигм, нацеленных на решение современных проблем усовершенствованным научным инструментарием. Информационная парадигма в государственном управлении предполагает формирование информационного государства как властной структуры нового типа, где управление осуществляется через систему информационных технологий и коммуникаций и новую систему функционального представительства.Кризис теории прогресса, со времен эпохи Просвещения оперировавшей критериями рациональности, универсальности и восходящего развития, в новом свете обозначил проблемные узлы государственного строительства, в основе которого прежде лежали рационально обоснованные структуры, функции и инструкции. Еще вчера казалось, что все сущее подчиняется универсальным законам управления и задачей науки является постижение этих законов. Наука утверждала, что единственный надежный путь повышения эффективности управления лежит в сфере эмпирических исследований и каждый вывод должен подкрепляться фактами, а инструменты для проведения измерений могут быть изобретены и усовершенствованы.В XXI в. утверждение в естествознании теории неравновесных процессов привело обществознание к поистине революционным выводам, опровергшим все прежние постулаты классической теории управления. Как отмечает И. Пригожин, один из ведущих теоретиков концепции неравновесных систем: «Мы подошли к концу периода определенности. Но что это означает в действительности?На протяжении всей истории государственного управления шел постоянный поиск неких управленческих истин или правил: богословы предлагали законы, почерпнутые из уст пророков и священных текстов, философы - рационально обоснованные постулаты, современные исследователи - эмпирически верифицированные правила.Сегодня, с высоты теории неравновесных систем, которая постулирует, что Вселенной присуще состояние неопределенности, где «целостные системы являются исключением» (И. Пригожин), а в большинстве систем задействованы как детерминистские (между бифуркациями), так и вероятностные процессы (при выборе ответвлений), постулаты структурно-функционального подхода кажутся безнадежно устаревшими.В Современной науке управления утверждаются в качестве ведущих принципы нелинейности, неопределенности, бифуркации, стохастичности, важнейшее значение придается таким новым для государственного администрирования понятиям, как стратегическая нестабильность, дискретность, реактивность, альтернативность.Как отмечает И. Валлерстайн, «мы были бы мудрее, если бы формулировали наши цели в свете постоянной неопределенности и рассматривали эту неопределенность не как нашу беду и временную слепоту, не как непреодолимое препятствие к познанию, а как потрясающую возможность для воображения, созидания, поиска.Приходится признать, что «жесткое мышление» в государственном управлении практически исчерпало свой эвристический потенциал. Со времен М. Вебера в рамках этой парадигмы государственное управление представляло собой регламентированную сверху донизу иерархическую организацию линейно-функционального типа с четким определением функций каждой должностной категории. Управление при этом рассматривалось как механизм, действующий в результате комбинирования ряда факторов, с помощью которых можно добиваться определенных целей с максимальной эффективностью при минимальных затратах ресурсов. Такая модель действительно результативна в условиях стабильной социальной среды и однотипных управленческих задач и ситу...
Другие файлы:

Очерки по математической теории систем
Книга отражает современное состояние математической теории систем — нового и весьма перспективного направления классической теории управления. Она охв...

Теория автоматического управления
Учебник соответствует программе курса лекций по теории автоматического управления для бакалавров. Содержит основные идеи и представления о классическо...

Проектирование систем управления
В книге излагаются современные методы проектирования одномерных (SISO) и многомерных (MIMO) систем автоматического управления. Синтез регуляторов осно...

Очерки по математической теории систем
Книга отражает современное состояние математической теории систем — нового и весьма перспективного направления классической теории управления. Она охв...

Специфика развития политической системы в информационном обществе
Представление о современном информационном обществе. Анализ роли Интернета в качестве гаранта демократии как одного из наиболее перспективных направле...