История полистических и правовых учений
1. Предмет и метод истории политических и правовых учений. Основная проблематика курсаИстория политических и правовых учений является самостоятельной научной и учебной дисциплиной одновременно исторического и теоретического профилей.Общий предмет - политические и правовые учения прошлого, взятые в историческом развитии и в связи с современностью.Специфический предмет - история возникновения и развития теоретических знаний о государстве и праве, государственной власти, политики.Функции:познавательная функция - познание и объяснение различных политико-правовых доктрин.эвристическая функция - открывает новые тенденции, особенности и закономерности генезиса государственно-правовой жизни общества;прогностическая функция - определяя устойчивые тенденции в развитии изучаемых ею явлений,Методы:Диалектико-исторический, принцип историзма - необходима конкретно-историческая оценка тех или иных политических и правовых учений. Отсюда вытекает проблема общечеловеческого и классового подхода.Научный метод - предполагает решение гносеологических, познавательных задач.ИСТОРИЗМ - призван вскрыть поступательный процесс познания Го и права, политики, ступени из прогрессивного или регрессивного движения.ОБЪЕКТИВНОСТЬ - истинное отражение государственно-правовой действительности и взглядов.ПЛЮРАЛИЗМ позволяет учитывать противоречивые взгляды и неодинаковые представления по одному и тому же государственному или правовому учению, его происхождению, сущности и т.д.Метод материалистической диалектики - требует рассмотрения государственно-правовых институтов с позиций всеобщей связи и взаимосвязи явлений, их движения, изменения и развития, единства и борьбы противоположностей.Исторический метод - связан с освещением различных этапов развития учений о государстве и праве во времени. Дает возможность исследовать и описать взгляды на исторический процесс.2. Политическая и правовая теория брахманизма в Древней ИндииОсн. источником явл. книга «Веды». В ее основе – единое космическое начало БРАХМАН – определяет з-ны мироздания как природы, так и общества.Веды указывают на существование 4 варн:жрецы – брахманыкшатрии – воинывальшии – торговцышутрии – работники.Особую роль играли жрецы, т.к. они явл. проводниками божеств. з-на драхмы.во 2 в появился письм. политико-правовой источник «З-ны Ману». Гл. цель – утвердить господствующее положение жрецов в обществе.Царь должен следовать советам и наставлениям брахмана. Главное назначение царя – охранитель системы варн. Существенная роль уделяется наказанию – данда-палка.Идея – чем выше сословие, тем более жестокой явл. форма ответственности.3. Буддизм в Древней Индии: основы политико-правовой доктриныБуддизм – открыл 4 основные истины:жизнь есть страдание (не реализация человеческих потребностей)причина страданий в жажде жизниизбавиться от страданий можно обуздав жажду жизнивосьмеричный путь самосознанияИз этих истин следует духовное равенство людей, возможность равно достойного общений м/у людьми.Буддисты считали, что причиной конфликта и неравенства явл. частная собственность, к-ая порождает 4 вида зла: кража, ложь, насилие, осуждение.Буддисты критиковали деятельность брахманов за бессмысленные жертвоприношения. Они считали, что в политической жизни главное место должна занимать варна шатриев – воинов.4. Политико-правовые взгляды китайского мудреца VI в. до н.э. Лао-цзыОснователь даосизма (философское течение 6 в. до н.э.) – Лао-цзы. Он считает, что в основе всего лежит универсальный ЗАКОН ДАО. Он определяет естественный ход вещей, высшую добродетель и справедливость. Для Дао – все равны, и его можно толковать как проявление естественного права.Главным принципом отношения к миру явл. принцип не деяния, не насилия, воздержания от активных действий.Правитель не должен притеснять народ и проявлять излишнюю активность. Он должен верить в способность Дао самостоятельно восстанавливать справедливость.Даосизм считал, что, полагаясь на Дао можно построить идеальное справедливое общество (близкое к природе, состоящее из небольших сообществ, использование простых орудий труда).5. Этико-правовая доктрина конфуцианстваКонфуций исследует взаимоотношение человека и общества. Он считает, что общество развивается регрессивно и задача Го остановить этот регресс, затормозить развитие общества. Это можно сделать, основываясь на традициях и ритуале.Мораль и нравственное самосовершенствование – это не развитие нашего личного «я», а усвоение правил поведения, существующих в обществе. Нравственное самосовершенствование – овладение всеми нормами и традициями, принятыми в обществе. Конфуций делит всех людей на: благородные мужья, простолюдины,Все соц. институты общества д.б. поострены по модели семьи.Политич. этика Конфуция построена на достижении мира м/у верхами и низами. Гл. принцип этот мира – добродетель и человеколюбие. Мораль – выше права, т.к. более гуманно регулирует отношения людей.К позитивному праву относится отрицательно, т.к. оно связано с жесткими наказаниями. Конфуций вводит принцип исправления имен: каждый должен иметь имя в соотв. с гос. статусом.6. Учение Демокрита о государстве и правеБожественный закон, определяющий мировой порядок.Человеческий закон, явл. результатом деятельности граждан полиса.<...