Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Коррупция в сфере государственных и муниципальных заказов

Тип: курсовая работа
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Коррупция в системе государственных и муниципальных заказов, правовая база ее предотвращения. Виды потерь от коррупции, методы противодействия ей. Анализ Федерального закона № 94-ФЗ как условие предотвращения коррупции в сфере размещения заказов.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

47

Курсовой проект

на тему:

Коррупция в сфере государственных и муниципальных заказов

Санкт-Петербург

2009

Содержание

  • Введение
  • 1. Коррупция в системе государственных и муниципальных заказов
  • 1.1 Правовая база предотвращения коррупции
  • 1.2 Виды потерь от коррупции
  • 1.3 Методы противодействия коррупции
  • 2. Анализ Федерального закона №94-ФЗ как условие предотвращения коррупции в сфере размещения заказов
  • 2.1 Коллизии в правоприменительной практике
  • 2.2 Судебная практика применения 94-ФЗ
  • 3. Практическое применение предупреждения факта коррупции
  • Заключение
  • Список используемой литературы

Введение

Коррупция в системе государственных закупок - явление, к сожалению, не новое и вненациональное. Борьбе с коррупцией посвящено множество исследований. Во всем мире реализуется немало правительственных и неправительственных программ, но успехи пока более чем спорные. В российской истории коррупция всегда воспринималась как институциональное зло, с которым необходимо бороться. Было испробовано все - от попыток встраивания коррупции в государственный механизм через систему "кормления" чиновников до максимально жестокого наказания: мздоимцев (иногда очень сановных) били кнутами и батогами, рвали им ноздри, клеймили, ссылали с конфискацией всего имущества. Первое летописное упоминание конкурсной закупки для государственных нужд в России датируется XVII в. Известно, что в начале XVIII в. Петр I, получив сведения о том, что в сфере государственных подрядов на поставку продовольствия и обмундирования армии совершаются значительные хищения, издал ряд законов. В этих законах было указано, что все подряды следует заключать публично и гласно, при всех переговорах и обсуждении дел во всех учреждениях обязательно вести протоколы и решения принимать только большинством голосов. Однако в конечном итоге ни один российский государь так и не смог одолеть взяточничество и казнокрадство.

И в дореволюционной России, и во всех остальных странах Европы система государственных закупок развивалась эволюционным путем. Изначально основной целью формирования механизмов размещения государственного заказа являлось сокращение расходов государственных средств и противодействие их расхищению. Самым действенным механизмом, решавшим обе эти проблемы, стало конкурсное размещение государственного заказа среди потенциальных поставщиков.

В настоящее время основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, является Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"

Указанный Закон регламентирует отношения, возникающие в процессе размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, а также устанавливает единый порядок размещения заказов в целях эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов. При этом его действие не распространяется на закупки товаров, работ и услуг, стоимость которых не превышает установленного Центральным банком РФ предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке Закон N 94-ФЗ является комплексным нормативным правовым актом прямого действия.

При этом не случайно тема данной работы посвящена рассмотрению данного Закона как условия предотвращения коррупции. Вопрос о коррупции и предотвращении ее различными способами в России является весьма актуальным. На данный момент ведется жесткая борьба со стороны государства с этим "недугом" во всех сферах государственной службы. Известно, что закупки товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд могут являться весьма коррумпированной сферой и быть для отдельных чиновников и руководителей коммерческих структур значительным и весьма прибыльным источником получения незаконного дохода.

Поэтому в соответствии со ст.1 одной из целей Закона N 94-ФЗ является предотвращение коррупции.

коррупция государственный муниципальный заказ

Целесообразно указать, что предотвращение коррупции в сфере размещения заказов достигается реализацией отдельных положений, предусмотренных в нормах данного Закона, а также принятых в соответствии с ним подзаконных нормативных правовых актах.

В связи с этим целью в рамках данной работы является раскрыть сущность коррупции в системе государственных и муниципальных закупок, попытка дать анализ Закона N 94-ФЗ как условия предотвращения коррупции в рассматриваемой сфере, показать практическое применение предупреждение фактов коррупции на примере Гурьевского района

Для достижения поставленной цели в ходе работы мною будет решены следующие задачи - привести правовую базу противодействия коррупции, раскрыть противоречия закона, показать примеры судебной практики применения 94-ФЗ, выявить методы предотвращения коррупции.

1. Коррупция в системе государственных и муниципальных заказов

Коррупция в системе государственных закупок приводит к колоссальным потерям для любой страны, причем не только финансовым. Государство всячески пытается оградить себя и уберечь от этого. Для этого существует правовая база, которая постоянно дополняется.

1.1 Правовая база предотвращения коррупции

Федеральный закон "О противодействии коррупции", который был принят сравнительно недавно 25 декабря 2008 года

Статья 11 1. Закупки для государственных или муниципальных нужд осуществляются на принципах прозрачности, конкуренции и объективности в строгом соответствии следующим условиям:

1) публичное распространение информации, касающейся закупочных процедур и контрактов на закупки, включая информацию о приглашении к участию в торгах и заключенных в результате торгов контрактах, с тем чтобы предоставить потенциальным участникам торгов достаточное время для подготовки и представления их тендерных заявок;

2) заблаговременное установление условий участия, включая критерии отбора и принятия решений о заключении контрактов, а также правил проведения торгов, и их опубликование;

3) применение заранее установленных и объективных критериев в отношении принятия решений о государственных закупках в целях содействия последующей проверке правильности применения правил или процедур;

4) функционирование эффективной системы внутреннего контроля, включая эффективную систему обжалования, для обеспечения средств правовой защиты в случае несоблюдения правил или процедур проведения государственных закупок;

5) наличие мер ответственности персонала, участвующего в закупочных процедурах.

Например, в Санкт-Петербурге принят 15.11.2003 Постановлением 22-15 на 22-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ":

Статья 27. Антикоррупционные стандарты в сфере осуществления государственных и муниципальных закупок. В целях предупреждения коррупции при организации закупок продукции для государственных и муниципальных нужд национальным законодательством устанавливаются:

1) гарантии на использование экономических (рыночных) критериев определения победителей торгов (конкурсов) на размещение заказов на закупку продукции для государственных и муниципальных нужд;

2) ограничения:

на внеконкурсное и закрытое проведение торгов на размещение заказов и закупку продукции для государственных и муниципальных нужд;

введение квалификационных требований, предъявляемых к поставщикам продукции для государственных и муниципальных нужд, без проведения антикоррупционной экспертизы таких требований;

участие в торгах лиц, имеющих судимость за коррупционные преступления либо преступления, связанные с коррупционными, или совершивших иные коррупционные правонарушения при участии в предыдущих торгах;

3) запреты:

на установление и использование любых условий и процедур, ограничивающих свободную конкуренцию поставщиков продукции для государственных и муниципальных нужд, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом;

немотивированное отклонение заявок на участие в соответствующих торгах или принятие решения об отмене либо закрытии торгов;

создание любых препятствий, за исключением случаев, предусмотренных национальным законодательством об охране государственной, коммерческой или иной тайны, к освещению средствами массовой информации хода и результатов торгов на размещение заказов на закупку продукции для государственных и муниципальных нужд, а также для доступ...

Другие файлы:

Система государственных и муниципальных заказов
Понятие и виды государственных и муниципальных заказов. Особенности способов и форм размещения заказов. Роль участников процесса государственных и мун...

Государственные закупки
Правовое обеспечение государственных и муниципальных заказов. Участники процесса государственных и муниципальных заказов. Зарубежный опыт информационн...

Анализ влияния государственных и муниципальных заказов на экономику
Государственный и муниципальный заказ: сущность, содержание и роль в развитии экономики. Правовые особенности размещения заказа для государственных и...

Функционирование системы государственных и муниципальных заказов на этапах формирования, размещения и исполнения в контексте бюджетного процесса
Понятие, состав, назначение, виды, планирование государственных и муниципальных заказов. Анализ исполнения государственных контрактов в Российской Фед...

Системное и комплексное исследование обновленного гражданского законодательства института поставки товаров для государственных и муниципальных нужд
Понятие и признаки поставки товаров для государственных и муниципальных нужд. Сущность и существенные условия контракта. Ответственность сторон за неи...