Русская армия от Петра 1 до Александра 2
ОГЛАВЛЕНИЕ:Оглавление………………………………………………………………………...2Введение………………………………………………………………….………..3Военные реформы Петра Первого Реформа вооружённых сил………………………………….……...5Создание регулярного военно-морского флота.………………...…7Итоги военных реформ Петра 1……………………………………11Военная реформа Александра 2Общая суть реформы………………………………………….........12Реформы в области организации, комплектовании армии и управлении войсками………………………..…………..…………13Перевооружение армии……………………………………………21Реформы в области организации армии и комплектования войск в 70-е годы… ………………………………….……………………24Заключение……………………………………………………….………………28Список использованной литературы…………………………………………...30 Введение. «История,- писал В.О. Ключевский,- не учительница, а надзирательница, наставница жизни, она ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков». Это высказывание звучит крайне актуально в нынешнюю эпоху, особенно при нынешней реформе в армии, так как армия- это часть истории. Армия в России всегда была в центре жизни страны, достаточно вспомнить эпоху дворцовых переворотов, когда гвардейские полки по-сути решали вопрос о преемственности власти. И правитель мог захватить власть, понравившись гвардии. Поэтому, учитывая опыт предков, мы должны следить за развитием нашей страны и армии, потому что одно без другого невозможно представить. И при наблюдении за нынешними военными реформами мы должны использовать знания, полученные от предков, а для этого проанализировать военные реформы прошлых лет. Реформы Петра 1 плохо описаны только в книге М.Н. Зуева, В остальных использованных книгах хорошо раскрыты такие аспекты, как создание флота и организация армии. А вот военные уставы хорошо описаны в книге Исаева. Также Исаев считает, рекрутчина сформировала многочисленную, но плохо обученную армию. А вот Сахаров утверждает, что в результате рекрутчины “Общинный сход” норовил сплавить в армию смутьянов, буйных людей и т.п. В результате чего в армию шёл своеобразный контингент, который после муштры и боёв превращался в профессиональных бойцов. Ещё нужно отметить, что только Антонов в своей книге как бы опустил все жертвы, которые понёс народ в результате этих преобразований. А другие авторы, например Игнатов, более обращают внимание на потери народа в результате этой деятельности. Военные реформы Александра 2, по мнению историков, повысили боевую мощь и готовность армии. Однако достаточно обширную информацию о составе, вооружении и боевой подготовке армии найти трудно. Сахаров, Яковлев и Волкова крайне скупо описывают эти реформы. Они описали достаточно раскрыто только о сроках службы. А вот остальные аспекты, такие как реформы военно-учебных заведений, льготы для призывников, реформа военной юстиции и т.п., более подробно описываются у Зуева и Исаева. Существуют также и расхождения во мнениях. Например Сахаров утверждает, что льготы по образованию у призывников стали дополнительным стимулом получения его как такового. А вот Яковлев поддерживает другую точку зрения и в качестве доказательства утверждает, что против льгот в армии по образованию был министр образования Толстой.Все историки отзываются об Александре 2, как о великом реформаторе, отметим, что, и постой российский народ запомнил его как освободителя примечательно, что в 1917г. В России стояло больше памятников Александру 2, чем Петру 1. Таким образом, целью реферата является не только анализ военных реформ прошлых лет, но и раскрытие всей сущности военных преобразований Александра 2. Военные реформы Петра Первого. Реформа вооружённых сил.Ядром военной реформы Петра 1 стали два гвардейских (бывших “потешных”) полка: Преображенский и Семеновский. Эти полки, укомплектованные в основном молодыми дворянами, стали одновременно школой офицерских кадров для новой армии. Первоначально была сделана ставка на приглашение на русскую службу иностранных офицеров. Однако поведение иностранцев в сражении под Нарвой в 1700 г заставило отказаться от этой практики. Офицерские должности стали замещаться преимущественно русскими дворянами. Помимо подготовки офицерских кадров из солдат и сержантов гвардейских полков, кадры готовились также в бомбардирской школе (1698 г.), артиллерийских школах (1701 и 1712 гг.), навигацких (1698 г.) классах и инженерных школах (1709 г.) и Морской академии (1715 г.). Рядовой состав первоначально комплектовался из числа “охотников” (добровольцев) и даточных людей (крепостных, которых отбирали у помещиков). К 1705 г. окончательно оформился порядок набора рекрутов. Их набирали по одному от каждых 20 крестьянских и посадских дворов раз в 5 лет или каждый год - по одному от 100 дворов. Таким образом установилась новая повинность-рекрутская для крестьянства и посадских людей...