Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Император Александр II. Царь-Освободитель. Царь- Мученик

Тип: реферат
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Император Александр IIЦарь - Освободитель, Царь - Мученик.Вступление.Вскоре после очередной бомбардировки Севастополя защитника города узнали от французского парламентера, что 18 февраля скончался Николай I. Своему преемнику и другим сыновьям государь перед смертью говорил: «Служите России. Мне хотелось принять на себя все трудное, все тяжкое, оставив царство мирное, устроенное, счастливое. Провидение судило иначе. Теперь иду молиться за Россию и за вас. После России я вас любил более всего на свете».Волна революций 1848 – 1849 годов, сметавшая реакционные режимы в Западной и Центральной Европе приближалась к России. Эпидемии холеры, голод от неурожая 1848 года, народные волнения и массовые крестьянские бунты ухудшали экономическое положение и политическую обстановку в России. Николай I, всю жизнь боявшийся заговоров и тайных обществ, оставил после себя чиновничье-военную бюрократическую машину, которой предстояло приспосабливаться к новым условиям, или своими руками готовить проекты реформ, или дать возможность развивающемуся общественному движению сокрушать основы самодержавия. По какому пути пойдет это движение – к утопическому социализму или революционному?Капитализм в Европе середины 19 века, обеспечив невиданный до того экономический прогресс, одновременно обнаружил и слабые стороны – социальные контрасты, усиление эксплуатации, разорение крестьянства, падение нравов. Сегодня мы знаем, чем ответила Россия в 19 веке, но не стоят ли очень схожие вопросы перед нашим обществом сейчас? Вот почему я решила выбрать эту эпоху, в которой многие положительные качества царя-освободителя не были подкреплены такой общественной обстановкой и политической жизнью, которые бы обеспечили последовательность и необратимость всей задуманной программы коренных реформ. . Детство и воспитание государя.Весной 1818 года великий князь Николай Павлович с супругой Александрой Федоровной проводил Святую неделю в Москве, поклоняясь древним святыням. Здесь, 17 апреля, в Московском Кремле у великокняжеской четы родился сын-первенец, названный Александром.Хотя в то время Николай Павлович еще не был наследником престола, но можно было предвидеть, что верховная власть перейдет к нему, так как и сам император Александр I и его брат Константин были бездетны. Тогдашние поэты приветствовали новорожденного торжественными одами, в которых предсказывали будущее мальчика. Знаменитый поэт и будущий воспитатель Александра Василий Андреевич Жуковский тоже приветствовал рождение «царственного младенца» стихами, в которых предугадал его будущую судьбу:Да встретит он обильный честью век,Да славного участник славный будет,И на чреде высокой не забудетСвятейшего из званий «человек».Жить для веков в величии народном,Для блага всех – свое позабывать!Лишь в голосе отечества свободномС смирением дела свои читать –Вот правила царей великих внуку.Крестным отцом будущего императора стал его дядя – Александр I.Первые годы его жизни прошли в Аничковом дворце в Петербурге, где жил его отец великий князь Николай Павлович, и в Павловске под Петербургом, у августейшей его бабушки императрицы Марии Федоровны.По тогдашней традиции через несколько дней после рождения Александр был назначен шефом лейб-гвардии гусарского полка, а в возрасте семи лет произведен в корнеты. Когда мальчику пошел седьмой год, началось его военное воспитание, которое было необходимо для будущего наследника, каковым он был провозглашен за два дня до восстания декабристов. В этой области его наставником был боевой офицер капитан Мердер, который был лично известен императору Николаю I своими высокими душевными качествами. Будущему государю не было еще восьми лет, когда наступили декабрьские события 1825 года. Отец-император вынес его во двор, который был занят гвардейским саперным батальоном, и передал его на руки заслуженным старым солдатам. Гвардейцы восторженно приветствовали наследника престола. Обстановка, в которой проходило детство наследника, была простая. Император не желал окружать сына пышностью. Он говорил, что хочет воспитать в сыне прежде всего человека. Для этой цели Николай Павлович в наставники своему наследнику выбрал поэта Жуковского. Выбор был как нельзя более удачен: Василий Андреевич был благороднейший, умнейший и широко образованный человек. К своему высокому званию – наставника будущего императора – Жуковский решил основательно подготовиться. Он испросил у государя отпуск за границу и, пользуясь здесь свободным временем, в течение года усиленно готовился. « Я весь, - писал Жуковский своим друзьям, - поглощен одной мыслию, и эта мысль, основанная на любви, оживляет все мое существование ». Прежде чем начать занятия с воспитанником, Жуковский составил специальный «План учения», который был рассчитан на 12 лет. По его мысли, все воспитание и образование должны были направляться к укреплению в наследнике престола добродетели и к тому, чтобы дать ответы на вопросы, что его окружает, что есть он сам, чем он должен быть как человек и, наконец, к чему он предназначен. План был утвержден государем. Жуковский являлся главным руководителем, а для преподавания наук были приглашены лучшие учителя того времени. Благодаря Жуковскому и его плану, Александр получил широкое образование: он изучил иностранные языки, историю, словесность, постигал азы естественных наук. Два раза в год наследнику устраивали экзамены, часто в присутствии самого государя, который не раз после них выражал свое благоволение и Мердеру, и Жуковскому. После одного экзамена император писал Жуковскому: «Мне приятно сказать вам, что не ожидал найти в сыне таких успехов. Все у него идет ровно, все, что он знает, знает хорошо, благодаря вашему способу обучения и ревности учителей». Гуманитарная направленность воспитания наследника неизбежно натолкнулась на военные традиции двора, которые, безусловно, разделял Николай I. Парады, марш-маневры, смотры, военные игры – все это стало занимать Александра гораздо больше, чем книжная наука. Он регулярно участвовал в военных мероприятиях и формировался как человек военный, как сказали бы теперь, с военным менталитетом. Возможно, подобный настрой укреплялся отсутствием усердия и интереса к чтению, в основе чего, как неоднократно замечали современники, лежала обыкновенная лень. Отсутствие жесткой воли (что в избытке было у его отца) приводило будущего царя к поспешным разочарованиям при столкновении с реальными проблемами, и тогда начиналась меланхолическая апатия, которая, впрочем, вскоре отступала перед радостями жизни. Еще в отроческих годах Александр поражал всех своих воспитателей и учителей живостью своего характера, быстротой сообразительности и вместе с тем удивительной добротой. К обоим своим воспитателям он всегда питал самую...
Другие файлы:

Александр II - царь-Освободитель. 1855-1881 гг.
Книга "Александр II - царь-Освободитель. 1855-1881 гг." продолжает серию "Россия - путь сквозь века". В ней рассказывается о событиях, происходивших в...

Александр II: жизнь и смерть
История Александра II — заключительная часть трилогии «Три царя». После дний царь Николай II, первый большевистский царь Иосиф Сталин и, наконец, посл...

Император Александр II Освободитель
Александр II Николаевич Освободитель как проводник широкомасштабных реформ. Начало государственной деятельности. Отмена крепостного права. Главные реф...

В.П. Астафьев и его новелла "Царь-рыба"
Биография Виктора Петровича Астафьева. Произведение В.П. Астафьева "Царь-рыба": главный герой данного повествования, появление царицы рек, царь-рыбы,...

Николай II.
М., Вагриус, 1997. История Николая II - часть трилогии "Три царя". Последний великий царь Александр II, последний русский царь Николай...