Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Енисейские киргизы

Тип: реферат
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
КЫРГЫЗСКО-РОССИЙСКИЙ СЛАВЯНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТКонтрольная работапо Истории государства и праваКыргызской Республикистудентаюридического факультетазаочного отделениягруппы Ю-2-2,5-99Бебинова АлексеяБишкек 1999Тема: "Государство Енисейских Кыргызов"План: 1. Енисейские киргизы до великодержавия2. Великодержавие Енисейских киргизовЕнисейские киргизы до ВеликодержавияО судьбе киргизского народа в первые пять веков н.э. не упоминается вообще вплоть до образования в шестом веке кочевой империи турок-огузов. подробны сведения о киргизах появляются в китайских источниках. В частности в них говорится, что границами киргизской земли были: на юго-востоке – горы Кегмен (Саянские горы), на западе – горы Кенгю-Тарман (по всей вероятности – Алтай). Раннесредневековое население Енисея в греческих источниках именовалось "херкис", "хирхиз", в арабских и персидских —"сяцзасы", "цзилицзисы", в древнетюркских и уйгурских, а также в согдийских текстах — "кыргыз". Последний термин был точной передачей самоназвания народа.Впервые географически точно указывается, где жили киргизы и какие пути соединяли их страну с другими; впервые также сообщаются сведения о физическом типе и языке киргизского народа. Сверх того, эти сведения могут быть дополнены начинающимися в тот же период сведениями арабских географов: наконец, что особенно важно, о киргизах несколько раз упоминается в так называемых "орхонских" надписях — исторических надписях, оставленных, преимущественно на реке Орхоне, господствовавшими тогда в Монголии турками.Что касается путей в страну киргизов, то китайцы говорят о пути от Селенги до "Черных гор" или гор Тань-мань; Фр. Хирт полагает, что имеются в виду Саянские горы и что те же горы упоминаются в орхонских надписях под названием Кенгю-Тарман, или Кенгю-Тарбан. По надписям, эти горы были крайним западным пределом турецких владений, причем об этом говорится тотчас после рассказа о подчинении киргизов, по которому киргизы жили за горами Кёгмен. Последнее название Хирт нашел в другом китайском источнике (VIII в.) в транскрипции Кюй (Цюй) мань. По его мнению, Кюймань и Таньмань, как по-турецки Кёгмен и Кенгю-Тарман,—одно и то же, что маловероятно. Более правдоподобно, что горы Кёгмен были юго-восточной, горы Кенгю-Тарман — западной границей области киргизов; в первом случае,. вероятно, имеется в виду Саянский хребет, во втором —-Алтай, хотя в Тан-шу сказано, что страна киргизов простиралась до гор Таньмань на юг. Путь к киргизам через горы Кёгмен упоминается и мусульманскими географами,. как путь с юга, из области, где теперь Турфан. Между этой областью и горами Кёгмен были еще горы Кемиз-арт и Манбек-Лу; после перехода через горы Кёгмен шли еще семь дней до ставки киргизского кагана. Мусульманские географы ничего не говорят о реке, протекавшей через страну киргизов; у китайцев эта река называется Гянь, т. е. Кем (Енисей).Киргизы, по Тан-шу, "перемешались с динлинами"; в то же время говорится, что они внешностью походили на народ, получивший от китайцев прозвание бома ("пегие лошади"—будто бы за то, что у этого народа были лошади такого цвета). Бома жили прямо к северу от турок (огузов); надо было бы ожидать: от киргизов, тем более что дальше сказано, что они постоянно воевали с киргизами; их земля всегда была покрыта снегом и доходила на севере до моря. Черты наружности перечисляются не при описании бома, но при описании киргизов: "рыжие волосы, румяное лицо и голубые глаза". Такие же черты наружности, так мало соответствующие современному киргизскому типу ("красные волосы и белая кожа"), приписываются киргизам в рассказе персидского автора XI в. Гардизи, заимствованном, по-видимому, у писавшего в VIII в. (ум. в 757 г.) Ибн Мукаффы; по этим признакам Ибн Мукаффа считал киргизов родственниками славян. Китайцы говорят еще, что по языку киргизы отличались от бома; приводится несколько киргизских слов (например, слово ай—месяц), из которых видно, что киргизы уже в то время говорили на одном из наречий турецкого языка. К туркам по языку причисляют киргизов и мусульманские авторы.Из всего этого, по-видимому, можно заключить, что киргизы были отуреченными енисейскими остяками и вели войны со своими родичами, сохранившими свой прежний язык. У енисейских остяков сохранились предания о нападении на них "сверху", т. е. с юга, могущественного народа килики; но, конечно, эти предания могут относиться и к более поздним событиям.Народ бома не достиг политического объединения; каждая община имела своего начальника, независимого от других, тогда как во главе киргизов стоял единоличный владетель, носящий в китайской истории титул ажо. Ни в турецких, ни в других, кроме китайских, источниках этого титула нет; проф. Н. Н. Козьмин думает узнать его в русском документе 1701 г., где упоминается "езерский (сзеры — один из киргизских родов) судья Ожо" (ниже — Ожо и Оджа). В документе 1700 г. встречается имя Бо-тиажо, причем вторую часть этого имени можно толковать как титул.В китайских и некоторых западных (в особенности византийских) источников указывается, что в VI в. произошло выступление первого по времени народа, называвшего себя турками; во главе этого народа стояли два брата, которых китайцы называют Тумынь и Шэдеми. Братьям удалось подчинить себе все степи и некоторые культурные области от границ Китая до границ Византии и Персии; Тумынь остался на востоке, Шэдеми ушел на запад, где после него правили его потомки. Тумынь умер в 553 г.; время смерти Шэдеми китайцами не указывается; Шаванн старается доказать, что Шэдеми есть Диль-зибул или Сильзибул, византийских источников, умерший в 576 г.Орхонские надписи только в кратких словах говорят о первых турецких каганах, носивших имена Бумын (можно читать также Буман) и Истеми; среди подчинившихся им народов упоминаются и киргизы. Китайцы говорят только о подчинении киргизов западно-турецкому кагану .Дулу; происхождение его в точности не установлено; Шаванн полагает, что он был потомком Шэдеми (Истеми) в пятом поколении. Дулу умер в 653 г., после нескольких неудач и поражений; временем его высшего могущества был 638 г., когда ему подчинились бома и гегу (у Ша-ванна Кie-Коu), как здесь названы киргизы. Власть турок распространялась некоторое время, следовательно, не только на киргизов, но и на их северных соседей. Где проходила северная граница области киргизов и вместе с тем области распространения турецкого языка, точно не указывается; некоторый ответ на этот вопрос дают слова Тан-шу: "все реки (бассейна Енисея) текут на северо-восток. Минуя Хягас (чаще всего употреблявшаяся при династии Тан транскрипция слова кыргыз), они соединяются и текут на север". Возможно различное толкование этих слов. Если речь идет о повороте Енисея ниже впадения Ангары около Енисейска, то граница киргизской области приблизительно совпадала бы с нынешней этнографической границей турецких народностей (так называемых "сибирских татар", со вре...
Другие файлы:

Народы России. Киргизы.
Иллюстрированные этнографические очерки.Киргизы: Исторический очерк и народный характер. - Жилище. - Образ жизни, праздники и обряды....

Орхоно-енисейские памятники
Орхоно-енисейские памятники, древнейшие письменные памятники тюрко-язычных народов. Группы Орхоно-енисейских памятников: ленско-прибайкальская, енисей...

Енисейские киргизы в XVII веке
В настоящей работе излагается история енисейских киргизов, начиная со времени соприкосновения их с русскими. Дается обзор архивных литературных источн...

Енисейские казаки

Орхоно енисейские памятники