Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Конституционные основы организации системы органов государственной власти в Российской Федерации

Тип: курсовая работа
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Понятие и классификация органов государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной. Основные функции судебной власти. Общие признаки, которыми обладают органы государственной власти в России. Принцип разграничения предметов полномочий.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

Одна из главных функций любой конституции состоит в устройстве государственной власти, т.е. в создании определенной системы органов государственной власти. Конституционная система власти включает в себя не только те органы государственной власти, которые названы в тексте Конституции. В нее входят и многие другие, создание которых вытекает из функций и полномочий конституционных органов. Система власти, таким образом, состоит из разветвленных подсистем, из большого числа соподчиненных органов разного уровня.

Это наиболее важный государственно-правовой институт, нормы которого регулируют механизм осуществления государственной власти, организацию и деятельность органов государства, их виды, систему и принципы деятельности. Изучение общих положений этого института, которые закреплены конституционно, позволит понять характер взаимосвязей и взаимоотношений органов, которые отличаются как своими функциями, так и объемом полномочий. Конституция РФ 1993 г. в главе первой «Основы конституционного строя» закрепила виды, систему, принципы организации и деятельности органов государственной власти.

1. Понятие и классификация органов государственной власти

Конституция РФ (ст. 3) провозгласила принадлежность власти в государстве ее многонациональному народу России, которая осуществляется народом непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Государственная власть в стране реализуется именно посредством соответствующих органов государственной власти, и все юридические науки изучают данный институт как объект правового регулирования, т.к. в любом государстве деятельность его органов облекается в правовые формы.

Конституция РФ закрепила две формы выражения народовластия - непосредственное (прямое) осуществление власти народа и осуществление власти через органы государственной власти и местного самоуправления.

Органы государственной власти образуют конституционно закрепленную систему, состоящую из отдельных органов государства, которая организована и функционирует на основе общих принципов, характерных для демократического, правового государства.

Орган государства - это структурная часть государственного аппарата, представленная коллективом государственных служащих, наделенных властными полномочиями и располагающих материально-техническими возможностями для осуществления определенных задач и функций государства.

Осуществление задач и функций государственной власти может быть возложена только на граждан РФ, которые в соответствии с Конституцией РФ (ст. 2), имеют право участвовать в управлении делами государства непосредственно, быть избранными в органы государственной власти, имеют равный доступ к государственной службе, осуществлению правосудия.

Государственная власть представляет собой организованную силу. Она выражена в мощи государственных органов и учреждений объединяющая все элементы общества в единое целое и осуществляющая ведение общих для всего населения функций организации, управления и поддержания общественного порядка на основе монопольного права на применение в отдельных случаях мер принуждения.

Органы государственной власти обладают суммой определенных признаков, порождаемых природой и функциями государства. Государство осуществляет свою деятельность через органы государственной власти. Эти органы каждый в своей области и своими специфическими методами выражают организаторскую роль государства в обществе. Никакой орган государственной власти не может иметь задач и полномочий, идущих вразрез с функциями государства. Но для того, чтобы добиться такого единства всех органов власти, государство создает строгий порядок организации и функционирования каждого органа, наделяет их определенными полномочиями. Каждый орган государственной власти, таким образом, отличается от любого другого, но все вместе, по сумме своих полномочий они олицетворяют единую государственную власть.

Понятие органа государственной власти складывается из совокупности трех основных признаков.

1. Каждый орган государственной власти создается в соответствии с установленным конституцией, законами или другими правовыми актами порядком, что исключает возможность произвольного создания органов власти. Так, Конституция РФ указывает, что в Российской Федерации на федеральном уровне государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и суды РФ.

Эти органы государственной власти не могут быть ликвидированы или преобразованы без изменения Конституции РФ. Однако одного конституционного упоминания о том или другом таком органе государственной власти недостаточно, сама же Конституция РФ предусматривает, что порядок образования этого органа должен быть определен федеральным законом. Только федеральным законом или федеральным конституционным законом учреждаются органы судебной власти. Аналогичным образом (через конституции, уставы и законы) устанавливается порядок образования органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок создания органа может предусматривать участие в создании не одного, а нескольких органов государственной власти (например, аудиторы Счетной палаты назначаются поровну Государственной Думой и Советом Федерации). Органы государственной власти могут создаваться, преобразовываться и ликвидироваться не только законами, но и указами Президента РФ. Это касается органов исполнительной власти (аналогичное положение в субъектах РФ).

2. Орган государственной власти наделен властными полномочиями, т.е. его решения носят обязательный для всех характер и при необходимости подкрепляются принудительной силой государства. Органы власти издают правовые акты, которые устанавливают порядок использования гражданами тех или иных своих прав, регулируют отношения между гражданином и государством в определенной мере, на определенном уровне и в определенной области. Полномочия органа государственной власти образуют его компетенцию (круг предметов ведения) границы, которой очерчиваются предельно четко для того, чтобы орган государственной власти не превышал власти и не вторгался в сферу деятельности других органов государственной власти. Компетенция обычно устанавливается при самом создании того или иного органа законами, указами, положениями и другими нормативными правовыми актами, хотя впоследствии она может этими же актами изменяться и дополняться.

Компетенция свойственна органу государственной власти как самостоятельному звену государства, она как раз и подчеркивает эту самостоятельность. Не имеют компетенции, как правило, внутренние подразделения органа государственной власти, вследствие чего эти подразделения не могут рассматриваться как органы государственной власти. В то же время в структурах исполнительной власти существуют самостоятельные подразделения (например, Департамент морского транспорта в Министерстве транспорта РФ), которые также являются органами исполнительной власти.

3. Деятельность органов государственной власти осуществляется в формах и методах, установленных правовыми актами. Однако ни при каких условиях орган государственной власти не вправе прибегать к действиям, выходящим за рамки допустимых организационных форм и методов, особенно в отношении применения принудительных мер.

Названные признаки органа государственной власти показывают, что не каждое государственное учреждение или организация является органом государственной власти. Не является таковым, например, государственное предприятие, государственное учебное заведение, хотя они тоже влияют на использование гражданином тех или иных своих прав и свобод. Но эти государственные учреждения являются звеном соответственно какого-либо экономического министерства, государственного комитета по высшему образованию, которые сами выступают как органы государственной, а точнее, исполнительной власти.

Органы государственной власти состоят из выборных депутатов или назначенных государственных служащих, облеченных определенными властными полномочиями. Но орган власти может быть и в лице одного человека. Это Президент РФ, президенты республик и губернаторы (главы администраций субъектов РФ), Генеральный прокурор РФ, Уполномоченный по правам человека. Они действуют в силу конституций или законов и несут ответственность перед теми, кто их избрал или назначил.

Наряду с органами государственной власти, в Российской Федерации действуют органы местного самоуправления. Они обладают особой природой и согласно Конституции РФ, не входят в систему органов государственной власти. Однако указанные выше три основных признака органа власти - определенный порядок создания, властные полномочия и определенный порядок деятельности - применимы и к органам местного самоуправления. Самоуправление - это не государственная власть, но и оно...

Другие файлы:

Система органов государственной власти
Государственный орган - это юридически оформленная, организационно обособленная, действующая в установленном государством порядке часть системы органо...

Конституционное право Российской Федерации.
М.: МГИУ, 2010. — 260 с. В учебном пособии излагаются история развития Конституции Российской Федерации, основы конституционного строя, о...

Структура органов государственной власти
Теоретические основы, сущность и структура аппарата органов государственной власти. Системы и структуры федеральных органов исполнительной и законодат...

Особенности организации государственной власти в субъектах Российской Федерации. Примерная схема управления субъектом Федерации
Правовое регулирование организации государственной власти в Российской Федерации, входящих в ее состав субъектов. Общие принципы деятельности, система...

Особенности государственного управления в городах федерального значения
Принятие в 1993 г. Конституции Российской Федерации и закрепление в ней принципов федеративного устройства государства стало началом формирования ново...