Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Конституционное закрепление принципа многопартийности в Российской Федерации и практика его реализации

Тип: курсовая работа
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Политические партии в России начала XX века. Российская партийная система в постсоветский период. Судебная практика конституционного суда в отношении деятельности политических партий. Понятие многопартийности, основные функции политических партий.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Министерство образования и науки РФ

Читинский институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Байкальский государственный университет

экономики и права»

Кафедра государственно-правовых дисциплин

Конституционное закрепление принципа многопартийности в Российской Федерации и практика его реализации

Курсовая работа по Конституционному

(государственному) праву России

Чита - 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА МНОГОПАРТИЙНОСТИ В РОССИИ

1.1 Политические партии в России начала XX века

1.2 Российская партийная система в постсоветский период

ГЛАВА II. ПОНЯТИЕ МНОГОПАРТИЙНОСТИ, ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ

ГЛАВА III. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА В ОТНОШЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ВВЕДЕНИЕ

Согласно части 1 статьи 1 Конституции Российской Федерации, Российская федерация является демократическим правовым государством. Статья 10 Конституции закрепляет принцип разделения властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Цель такого разделения властей - обеспечить функционирование системы сдержек и противовесов между высшими органами государственной власти, олицетворяющими данные ветви власти. Однако законодатель счел необходимым прописать в части 3 статьи 13 Конституции и принцип политического многообразия, многопартийности с целью еще большей демократизации государственной власти, обеспечения политического равновесия.

Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что несмотря на наличие в Конституции вышеуказанных норм реализация на практике данных принципов в полной мере является весьма сложной задачей. Основные властные полномочия, как правило, оказываются в руках одной партии, получившей большинство депутатских мест в Государственной Думе. Именно поэтому наличие аппозиционных сил имеет немаловажное значение. Весьма сложен и механизм их взаимодействия. Поэтому данная проблема заслуживает детального изучения.

Данная тема достаточно хорошо проработана в научной литературе, а также в различных научных статьях. Особо стоит отметить работы С.Е. Заславского, В.Я. Гельмана и В.А. Лебедева, в которых наиболее полно и с различных сторон рассматриваются проблемы, характерные для выбранной темы курсовой работы. политическая партия многопартийность

Нормативной базой исследования послужили нормативные правовые акты различной юридической силы: Конституция Российской Федерации, некоторые федеральные законы, а также нормативные акты советского законодательства и законодательства периода царской России начала XX века.

Цель работы - изучение института многопартийности в Российской Федерации и выявление его основных особенностей. В соответствии с поставленной целью необходимо определить следующие задачи исследования:

рассмотрение российской многопартийности в историческом аспекте;

рассмотрение понятия политических партий и их основных функций в демократическом обществе;

мониторинг судебной практики Конституционного суда в отношении деятельности политических партий.

Предметом исследования данной курсовой работы является сущность российской многопартийности. Объект исследования - партийные системы различных периодов.

В работе использовались следующие методы: исторический, логический, сравнительный и формально-юридический.

ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА МНОГОПАРТИЙНОСТИ В РОССИИ

1.1 Политические партии в России начала XX века

В силу особенностей исторического развития в России процесс организационного оформления политических партий начался несколько позже, чем в странах Западной Европы: первые организации, провозгласившие себя политическими партиями, в России возникли на рубеже XIX - XX веков Лебедев В. А. Политические партии и проблемы современного российского конституционализма /С. А. Лебедев // Конституционное и муниципальное право, 2009. № 12. С. 13.. Это было связано с усиливающимися противостоянием между царским правительством и представителями радикально настроенной интеллигенции. Самодержавная власть осуществляла как законодательные, так и исполнительные полномочия. Тем самым, ни о какой системе сдержек и противовесов между высшими органами государственной власти не могло быть и речи. Все это способствовало узурпации власти в лице Императора и подконтрольного ему Правительства. Деятельность Государственного совета также контролировалась Императором. Это послужило причиной развития рабочих, крестьянских, студенческих движений, которые усиливали брожения в обществе, принимая формы организованной антиправительственной борьбы. В этих условиях стали возникать политические партии различной направленности. К началу века было образовано две партии. Однако до провозглашения Манифеста 17 октября 1905 года их деятельность носила нелегальный характер.

Наиболее последовательной и активной революционной организацией была «Российская социал-демократическая рабочая партия» (РСДРП). Она была создана в 1898 году. Большую роль в создании партии сыграла общерусская нелегальная газета «Искра», издававшаяся за границей с 1900 года. «Искра» способствовала объединению социал-демократических организаций в единую партию. В образовании партии большую роль сыграли Г.В.Плеханов - один из первых марксистов, организатор группы «Освобождение труда» и В.И.Ленин - организатор «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» Мунчаев Ш. М., Устинов. В. М. История России. М.: Норма, 2008. С.129..

Окончательно создание партии было оформлено на II съезде РСДРП в июле - августе 1903 года. Съезд принял программу партии. В ней были сформулированы как ближайшие задачи (программа-минимум - победа буржуазно-демократической революции: свержение самодержавия, установление демократической республики, введение восьмичасового рабочего дня, ликвидация малоземелья крестьян), так и конечные цели (программа-максимум - победа социалистической революции, установление диктатуры пролетариата и построения социализма) Мезенцева И. В. Электронная консультация по курсу «Отечественная история» для студентов I курса. [Электронный ресурс]: учебный проект. С. 14.. Но при обсуждении устава партии, особенно параграфа о партийном членстве, разгорелись горячие споры, приведшие к расколу партии. Были внесены две формулировки: В.И. Ленина и Ю.О. Мартова.

Ленин считал, что членом партии может быть лишь тот, кто признает ее программу, поддерживает партию материально и непосредственно лично участвует в одной из ее организаций. Мартов же полагал, что в партию может входить каждый, кто признает ее программу, поддерживает ее материальными средствами и оказывает ей регулярное личное содействие под руководством одной из ее организаций. Это были принципиальные разногласия. Под партией Ленин, в отличие от Мартова, понимал замкнутую организацию, основанную на жесткой дисциплине, оторванную от широких слоев населения. Формулировка Мартова позволяла входить в партию многим представителям демократической общественности.

В конечном счете, была утверждена формулировка Ленина. Его сторонников, получивших большинство при выборах руководящих партийных органов, стали называть большевиками, а их оппонентов - меньшевиками. Но это были две фракции одной партии.

РСДРП не была единственной политической организацией в России. В 1902 году было провозглашено создание «Партии социалистов-революционеров» (эсеров), являвшихся последователями народников.

Лидером эсеров был В.М. Чернов. Печатным органом являлась газета «Революционная Россия». Своей социальной опорой эсеры считали крестьянство, однако состав партии был преимущественно интеллигентским. Выражая интересы широких крестьянских масс, они считали необходимым отнять землю у помещиков и поделить ее поровну между крестьянами. Кроме того, эсеры выдвигали требования демократической революции: политические свободы, введение всеобщего избирательного права, введение восьмичасового рабочего дня, организация профессиональных союзов для рабочих. Основным методом борьбы против самодержавия эсеры считали индивидуальный террор, то есть убийство представителей царской семьи. Осуществлением террористических актов занималась особая Боевая организация партии. Путем террора эсеры пытались разжечь революцию и устранить правительство. Ленин считал деятельность этой партии «революционным авантюризмом» Мезенцева И. В. Электронная консультация по курсу «Отечественная история» для студентов I курса. [Электронный ресурс]: учебный проект. С 15..

Радикально настроенные политические партии социал-демократов и эсеров появились раньше, так как признавали возможность использования нелегальных методов борьбы, а либеральные партии стремились действовать в рамках существовавшей политической системы.

Первая русская революция способствовала усилению кризиса самодержавной власти. В результате чего царское правительство было вынуждено пойти на некоторые уступки революционным силам. Мощное стачечное движение, носившее политический характер,...

Другие файлы:

Политическое и идеологическое многообразие как одна из основ конституционного строя Российской Федерации
Конституционное закрепление идеологического и политического многообразия в РФ. Понятие и виды политических партий, их роль в политическом процессе, фу...

Формирование российского института многопартийности
Конституционное закрепление принципов политического плюрализма и механизма функционирования института многопартийности. Требования, предъявляемые к кл...

Конституционные основы многопартийности в России
Закрепление многопартийности, свободы ассоциации и идеологического плюрализма в международных нормативно-правовых актах. Законодательное закрепление г...

Взаимодействия различных ветвей власти в Российской Федерации
Сущность, понятие и основное содержание принципа разделения властей между законодательной, исполнительной и судебной ветвями. Конституционное закрепле...

Реализация теории разделения властей в Российской Федерации
Конституционно-правовая характеристика теории разделения властей в государстве. Закрепление в Конституции Российской Федерации принципа разделения вла...