Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации

Тип: дипломная работа
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Сущность субъектов Российской Федерации, порядок их образования, нормативно-правовое обоснование, определение обязанностей, ответственности. Формы субъектов: республики, края, области, автономные области, автономные округа и города федерального значения.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации

Введение

Актуальность дипломной работы. Конституция РФ 1993 г. продолжила начатый в начале 90-х годов процесс реформирования федеративного устройства Российского государства. Новый Основной закон России закрепил равноправие всех субъектов Российской Федерации, более четко разграничил предметы ведения и полномочия между органами государственной власти Федерации и субъектов. Вместе с тем, конституционные основы российского федерализма нуждаются в уточнении, прежде всего в отношении прав и обязанностей субъектов Российской Федерации. Отсутствие концептуальных законов затормозило принятие производных от них федеральных законов о принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерации и субъектами Российской Федерации, об общих принципах организации системы представительных и исполнительных органов государственной власти в субъектах РФ, ряда других. С опозданием и известными трудностями принимались законы о судебной системе Российской Федерации, формировании Совета Федерации, местном самоуправлении. Законодательную деятельность в этом направлении задерживает, помимо политических причин, отсутствие общепринятой в российской науке конституционного права и законодательстве концепции статуса субъекта Российской Федерации. Поэтому в настоящее время сложилась противоречивая практика нормотворчества, как на федеральном уровне, так и в субъектах Российской Федерации. Необычайную остроту приобрела проблема соответствия Конституции Российской Федерации большинства основных законов субъектов Российской Федерации. Республики определяют свой статус как национальные государства в составе России. Некоторые из них провозгласили государственный суверенитет, особое правовое положение, ассоциированное членство. Другие субъекты РФ рассматривают свой статус как совокупность прав и обязанностей, принадлежащих государственному образованию в составе Российской Федерации. Расширяющаяся практика заключения договоров между федеральными и региональными органами государственной власти, в соответствии с которыми происходит перераспределение установленных в Конституции Российской Федерации предметов ведения России и предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, также не вносит ясности и понимание заложенной в Основном законе России юридической конструкции статуса субъекта Российской Федерации.

Проблема, на наш взгляд, заключается, во-первых, в неясности содержания используемых в Конституции Российской Федерации категорий «статус субъекта РФ», «конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации», «статус республики», «статус края, области, города федерального значения, автономной облаcти и автономного округа». Во-вторых, в противоречивости конституционных предписаний. В частности, провозгласив все субъекты Российской Федерации равноправными, Конституция Российской Федерации одновременно наделяет некоторые из них особыми правами, как в федеративных, так и межсубъектных правоотношениях. Неопределенность возникает и в процедуре изменения конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации. В этой связи представляется вполне оправданной медлительность федерального законодателя, поскольку столь сложная, многоуровневая конструкция не укладывается в известные юридической науке и конституционной практике России и зарубежных стран варианты установления правового положения субъекта в федеративном государстве. Очевидно, что обоснование на основе исследования норм Конституции Российской Федерации 1993 г. концепции статуса субъекта РФ и разработка в соответствие с ней практических рекомендаций органам государственной власти Федерации и субъектов Российской Федерации является одной из актуальных и приоритетных задач российской науки конституционного права.

Объектом исследования является правовые отношения, определяющие конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации.

Предметом исследования являегся нормы, принципы, регламентирующее конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации.

Цель дипломной работы заключается в том, чтобы на основе анализа теоретических положений, действующее законодательства провести комплексное исследование конституционно-правового статуса субъекгов РФ.

Для достижения указанной цели в работе осуществляется решение следующих задач:

1) Основываясь на различных подходах и точках зрения отечественных государствоведов, дать определение «конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации»;

2) Исследовать особенности конституционно-правового статуса субъектов РФ;

3) Проанализировать порядок принятия в Российской Федерации и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации;

4) Рассмотреть особенности форм взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

Методологическую основу исследования составили диалектический метод, общенаучные (системный, функциональный) и частно-правовые (формально-юридический, сравнительно-правовой) методы.

Структура дипломной работы обусловлена целью и задачами, стоящими перед ней, и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Конституционно-правовые основы статуса субъектов Российской Федерации

1.1 Конституционно-правовая сущность субъектов Российской Федерации

Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (часть 1 статьи 1 Конституции Российской Федерации).

Обозначение Российской Федерации в качестве федеративного государства показывает форму его государственного устройства, отличную от устройства унитарного типа.

Субъект Российской Федерации - это родовое понятие - государственное образование в составе Российской Федерации, являющееся субъектом федеративных правоотношений.

Субъектами РФ являются входящие в ее состав республики, национально-территориальные или автономные государственные образования (автономная область и автономные округа), а также территориальные и территориально-государственные образования (края, области, города федерального значения). Конституция Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень субъектов Российской Федерации.

В состав РФ входят: 21 республика, 8 краев, 47 областей, 2 города федерального значения, 4 автономных округов и 1 автономная область.

Федеративное устройство Российской Федераций базируется на ряде принципов, лежащих в основе устройства, как самой Федерации, так и ее субъектов - государственная целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, равноправие и самоопределение народов Российской Федерации, равноправие субъектов Российской Федерации.

Одним из основных принципов федеративного устройства Российской Федерации является принцип равноправия субъектов Федерации. Однако, следует обратить внимание на то обстоятельство, что субъекты Российской Федерации не могут выступать равноправными участниками конституционно-правовых отношений полностью ввиду различных форм государственности субъектов Федерации. Республика в составе Российской Федерации - это демократическое унитарное правовое государство, являющееся субъектом Федерации и строящее отношения с Федерацией на основе ее Конституции, Федеративного договора и двухсторонних договоров и соглашений. Другие субъекты Федерации не являются государствообразующими, имеют меньшую конституционную правосубъектность, а следовательно, круг отношений, участниками которых они могут быть уже. Равноправие субъектов Федерации проявляется лишь в равноправии во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти и между собой (часть 4 статьи 5 Конституции Российской Федерации), а также в общем для всех субъектов определении предметов ведения, вытекающем из статей 71, 72 и 73 Конституции Российской Федерации.

Объем конституционной правосубъектности республик в составе Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономного округа - Конституцией Российской Федерации и уставом соответствующего субъекта Федерации.

Субъекты Российской Федерации могут выступать в качестве участников конституционно-правовых отношениях как непосредственно, так

и в лице своих органов, в случае, когда они реализуют права и обязанности соответствующего субъекта Федерации, выступают от его имени и выражают, таким образом, участие в конституционно-правовых отношениях самого субъекта Российской Федерации. В таких случаях в конституционно-правовых отношениях субъектом выступает субъект Российской Федерации как единое целое.

Круг конституционно-правовых отношений, участниками которых могут быть республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа, достаточно специфичен. Можно выделить наиболее характерные отношения, регулируемые нормами конституционного права, в которых принимают участие субъекты Российской Федерации.

...
Другие файлы:

Субъекты Российской Федерации и их правовой статус
Федеративное устройство России. Правовые основы образования новых субъектов Федерации в России. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Фе...

Конституционно-правовой статус автономий в Российской Федерации
Понятие автономии в Российской Федерации, их историческое развитие. Автономия как широкое внутреннее самоуправление региона государства. Современный к...

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации
Исследование роли высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в системе органов государственной власти. Понятие конституционно-правовой от...

Федеральное Собрание - Парламент Российской Федерации
Общая характеристика становления и развития парламентаризма в России. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания России. Порядок формировани...

Республика как субъект Российской Федерации: особенности правового статуса
Правовое положение республики как субъекта в составе Российской Федерации, ее конституционно-правовой статус. Распределение компетенции между Российск...