Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

История экологического налогообложения

Тип: курсовая работа
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Усиление экологической направленности в налоговых системах; становление экологического права. Развитие экономического механизма рационального использования природных ресурсов и сохранение окружающей среды. Экологические платежи в Европейской практике.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

Введение

1. История экологического налогообложения

2. Экологические платежи - разработка и согласование

2.1. Виды экологических налогов

2.2. Определение размеров экологических платежей

3. Экологические платежи в Европейской практике

3.1 ЕС и Франция

3.2 Германия

Заключение

Литература

Введение

Усиление экологической направленности в налоговых системах - насущная потребность современного мира и веление времени. Таким образом, появление экологического налога в перечне российских федеральных налогов в действующем ныне Налоговом кодексе отражает принципиальную установку всего мирового сообщества - рациональное использование природных ресурсов и сохранение окружающей среды для будущих поколений. Наибольших успехов в упорядочении и последовательном формировании системы защиты окружающей среды, по мнению экспертов, достигли страны ЕС. Экологическая политика Европейского сообщества существует и развивается на протяжении последних тридцати лет, можно выделить следующие основные направления:

* Создание и обеспечение функционирования организационного механизма охраны окружающей среды, который предусматривает: нормирование окружающей среды на уровне Сообщества; введение единых правил оценки воздействия на окружающую среду; сбор и обработку экологической информации через Европейское агентство по окружающей среде; экологическую сертификацию Сообщества; экологический менеджмент и экологический аудит.

* Сохранение и развитие экономического механизма охраны окружающей среды, элементами которого в свою очередь являются: система финансирования экологических мероприятий LIFE; "зеленые" налоги Сообщества в энергетике; поддержка системы "депозита-возврата" в государствах-членах.

* Становление механизма защиты экологических прав.

1. История экологического налогообложения

Экологические налоги в той или иной форме существуют во всех экономически развитых странах. Впервые необходимость их применения на официальном уровне была подтверждена в 1-й Программе действий Европейского союза по охране окружающей среды (1973 г.), и она связывалась с реализацией принципа «загрязнитель платит». Активизация внимания к экологическим налогам и платежам в странах ЕС происходила со второй половины 80-х гг. XX столетия в связи с повсеместно осуществляемым переходом в области охраны окружающей среды от командно-административных к экономическим методам управления. Ориентация на платежи и налоги как важнейшие экономические инструменты усилилась в начале 90-х гг. 20 века в период охватившей развитые страны рецессии, которая сопровождалась обострением проблем занятости и ужесточением конкурентной борьбы. Концептуальной основой экологизации налоговых систем послужила идея двойного выигрыша (дивиденда) (double dividend, win-win solutions). Согласно этой идее, экономическое стимулирование охраны окружающей среды и ресурсосбережения посредством введения экологических налогов (платежей) должно одновременно сопровождаться пропорциональным снижением налогового бремени, связанного с социальными выплатами (то есть бремени на доходы), что потенциально позволяет стимулировать рост занятости и поддерживать конкурентоспособность национальных производителей.

В связи с большими различиями в структуре и методах применения национальных экологических налогов, которые оказывают существенное воздействие на условия конкуренции, Комиссия неоднократно ставила вопрос об их гармонизации в рамках Сообщества. В 1991 г. она внесла в Совет ЕС проект директивы о введении единого налога на энергоносители, призванного уменьшить загрязнение атмосферы выбросами углекислого газа (CO2). Имеется в виду, что налог будет стимулировать рациональное использование энергии и ориентировать потребителей на экологически более чистое топливо.

Из развитых стран Европы наиболее богатый опыт в этой области накоплен скандинавскими странами. С середины 90-хх гг. интерес к экологическим налогам и платежам стали проявлять и более крупные европейские государства, включая Великобританию, Францию, Италию и Германию. Определённым толчком к согласованному введению экологических налогов и их гармонизации стало принятие в 1994 г. специальной Директивы ЕС по упаковочным отходам.

Сложность достижения аналогичных результатов в области налогов на выбросы вредных веществ, в том числе парниковых газов, объясняется тем, что условием их согласованного введения является достижение единодушной поддержки со стороны всех стран -- членов Евросоюза. В странах с трансформируемой экономикой заслуживает внимания опыт Польши, Венгрии и Эстонии. Заметен прогресс в данной области и ряда новых индустриальных государств, включая Тайвань, Корею, Малайзию, Таиланд, Сингапур. Хотя в последней группе предпочтение по-прежнему отдаётся командно-контрольным рычагам.

В настоящее время экологические налоги занимают существенное место в налоговых системах большинства стран Евросоюза. В этих странах в области налоговой политики реализуется ресурсосбережения, повышения уровня экоэффективности и решения одновременно с экологическими широкого круга социальных проблем. Что касается природоохранных направлений современной налоговой политики, то они сегодня охватывают различные уровни экономики, включая глобальный, а также концентрируются на приоритетных с точки зрения загрязнения секторах. Основная цель экологических платежей -- не пополнение государственного бюджета, а стимулирование плательщика к позитивному, с точки зрения охраны окружающей среды, поведению. Экологические налоги -- это налоги, которые служат преимущественно охране окружающей среды.

2. Экологические платежи - разработка и согласование

2.1 Виды экологических налогов

Экологические налоги начали применяться скандинавскими странами ещё в 80-е годы. До середины 90-х годов их роль в налоговых поступлениях росла медленно. В целом по ЕС доля таких налогов в совокупном ВВП стран-членов увеличилась с 2,6% в 1980 г. до 2,9% в 1994 г. Небольшой рост отмечался в 1995--1996 гг. в основном за счёт расширения состава членов ЕС. В странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), куда входит большинство европейских стран, сдвиг налогового бремени в сторону экологических налогов -- «Зеленая налоговая реформа» -- начался в 1995--1996 годах. Во многих странах с эффективно действующим механизмом охраны окружающей среды экологические налоги играют существенную роль. Опыт стран ЕС и ОЭСР показывает, что под экологическими налогами, составляющими значительную часть доходной базы бюджетов этих стран, понимают именно налоги на опасные для окружающей среды виды хозяйственной деятельности. Иными словами, все, что может вызвать неблагоприятные изменения в окружающей среде, может быть предметом экологического налогообложения. Взяв это определение за основу, Директорат по налогам и таможенным сборам Европейской комиссии разделил экологические налоги на семь групп по областям применения:

§ энергетические налоги (на моторное топливо; на энергетическое топливо; на электроэнергию). (energy taxes)

§ транспортные налоги (налоги на пройденные километры; ежегодный налог с владельца; акцизы при покупке нового или подержанного автомобиля). (transport taxes)

§ платежи за загрязнения (эмиссии загрязняющих веществ в атмосферу и выбросы в водные бассейны), углекислого газа и других вредных веществ (хлорфторуглеродов, оксидов серы и азота, свинца). (tax on emissions)

§ платежи за размещение отходов. Они включают платежи за размещение отходов на свалках и их переработку, и налоги на ряд специальных продуктов (упаковка, батарейки, шины, смазочные масла и т. п.). (tax on waste)

§ налоги на выбросы веществ, приводящих к глобальным изменениям (вещества, разрушающие озоновый слой, и парниковые газы). (tax on emissions)

§ налог на шумовое воздействие. (earmarked charges)

§ платежи за пользование природными ресурсами. (royalty)

2.2 Определение размеров экологических платежей

Определение конкретных размеров указанных платежей зависит от объема выброса (сброса) загрязняющего вещества и объема размещенных отходов (далее по тексту -- загрязнение). При этом следует иметь в виду, что базовые нормативы платы и конкретные ставки платы, устанавливаемые на их основании в регионах, определены не только по видам загрязняющих веществ, но и в зависимости от того, произошло загрязнение в пределах установленных норм или с их превышением. Соответственно в последнем случае размер ставок значительно выше. Иными словами, установлены два вида базовых нормативов платы по каждому виду загрязняющего вещества (отхода) с учетом степени вредного воздействия и опасности для окружающей природной среды и здоровья населения:

· за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие...

Другие файлы:

Экологическое налогообложение в России
История экологического налогообложения в России. Правовая природа природоресурсных платежей. Система существующих в Российской Федерации экологических...

Теоретические основы налогообложения имущества организации
Анализ норм Налогового кодекса Российской Федерации об основах налогообложения и налоге на имущество организаций. История налогообложения имущества. Ц...

Роль станции юных натуралистов в расширении экологического образовательного пространства школьников
История юннатского движения в России. Станции юннатов в г. Шадринске. Расширение экологического образовательного пространства школьников в учреждениях...

Принципы и формы налогообложения
История развития налогообложения. Понятие и функции налогов. Сущность и виды налоговых систем. Основные принципы налогообложения. Единый налог на вмен...

Теоретические вопросы упрощенной системы учета и налогообложения
Понятия упрощенной системы налогообложения. Особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства в России по упрощенной системе налогообло...