Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

История развития советского административного права

Тип: курсовая работа
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Становление княжеской администрации на фоне административных и правовых реформ. Дореволюционное административное законодательство. Советское административное право как регулятор общественных отношений в сфере советского государственного управления.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО »

на тему «История развития советского административного права»

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Зарождение административного права

1.1 Процесс становления административного законодательства Древнерусского государства

1.2 Развитие дореволюционного административного законодательства

2. История административного права советской России

2.1 Советское административное право -- регулятор общественных отношений в сфере советского государственного управления

2.2 Научно-теоретический анализ административно-правовых проблем советскими учеными

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Современное административное право - право, основанное на непременном учете общественных (публичных) интересов. Оно должно быть правом, обеспечивающим эти интересы О защите публичных интересов см.: Павлушина А.А. Защита публичного интере-са как универсальная процессуальная форма // Журнал российского права. 2003. N 6. С. 76 - 84.. В настоящее время в науке и отрасли административного права происходит преодоление сложившихся в советские годы традиций, доктрин, теорий, точек зрения ученых, представляющих науку административного права. Думается, что процесс коренного изменения системы административно-правового регулирования - очень длительный и зависит главным образом от степени развития соответствующего административного законодательства, наличия полезных правовых доктрин, правовой культуры, темпов и потребностей экономического развития страны, направлений и темпов политико-правового строительства, эффективности и качества публичного управления. О реформе административного права можно говорить, сравнивая его, с одной стороны, с советским административным правом, а с другой - со сложившимся административным правом начала XXI века. Поэтому реформировать административное право можно, лишь учитывая этапы его исторического развития. Процесс формирования нового административного права не должен рассматриваться вне контекста исторических перемен в государственно-правовом строительстве страны.

Актуальность исследования "История развития советского административного права"обусловлено рядом причин:

- значительным массивом административно-правовых норм, к настоящему времени не кодифицированных, содержащихся в многочисленных законодательных и иных нормативных правовых актах;

- мобильностью административного законодательства, т.е. существует тенденция к его частым изменениям и дополнениям;

- необходимостью оперативно реагировать на происходящие в Российском государстве и обществе социальные процессы в связи с осуществляемыми реформами в экономической, хозяйственно-производственной, социально-культурной и административно-политической сферах.

Задачей первоочередной важности является последовательное системное изучение внутреннего развития форм управления, организации системы государственного управления, развитие норм, понятия и в целом науки административного права. В современных условиях административное право постоянно усиливает свою социальную значимость, поскольку имеет огромное общественное значение для регулирования отношений в обществе, являясь одним из древнейших отраслей права. Переход страны от административно-командной системы к рыночной экономике, признание равноправными двух секторов экономики (государственного и негосударственного), многопартийности в политической сфере стали причинами принципиально новых явлений в жизни граждан, общества и государства, обусловив появление целого ряда новых задач административного права.

Условие эффективного контроля за государственным управлением может показаться второстепенным по сравнению с конституционными гарантиями. Однако исторический опыт свидетельствует о том, что никакая конституция не может полностью обеспечить защиту прав человека, если государственная администрация неподконтрольна в своей деятельности и освобождена от необходимости соблюдать интересы граждан. Развитие содержания, форм и методов государственного управления сопровождается углублением противоречия между частными и публичными интересами, правами человека и общественными потребностями.

Цель данной работы - выявление сущности советского административного права.

Для осуществления этой цели были поставлены следующие задачи:

- рассмотрение зарождения административного права;

- изучение развития административного права советской России;

- определение проблем административного права в Советском Союзе, выявленных советскими учеными - административистами.

В ходе исследования были изучены правовые нормы советского административного права, законодательную базу, засвидетельствованную "Русской Правдой", а также кодекс Российской Федерации о административных правонарушениях. Теоретической базой данного исследования стали труды следующих ученых: Безбородова А.Б., Бельскго К.С., Владимирского-Буданова М.Ф., Кленовой Т.В., Коренева А.П., Кореневской Е.И., Манькова А.Г., Матюхина А.А., Полянского Н.Н., Матузова Н.И., МалькоА.В.

1. Зарождение административного права

1.1 Процесс становления административного законодательства Древнерусского государства

Киевская Русь изначально развивалась как раннефеодальное государство. В качестве такового, этому государству были свойственны определенные характерные черты развития задач и форм управления Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. -  Ростов-на-Дону, 1995. - С. 46.

Первоначально в древнерусском государстве существовала десятичная численная система управления. Эта система выросла из более древней (племенной) организации периода военной демократии. Сущность этой системы заключалась в том, что начальник (князь) и начальники воинских подразделений - десятские, сотские, тысяцкие, стали руководителями более или менее крупных звеньев государства. Фигура князя из выборного племенного вождя превратилась в главу государства. К числу функций князя исследователи склонны относить три важнейшие функции:

- законодательную, засвидетельствованную "Русской Правдой";

- военную, суть которой выражалась в защите границ государства и управление дружиной;

- судебно-административную, выразившуюся в отправлении князем суда, установлении наказания (взимание штрафа), установлении "погостов и дани".

Становление княжеской администрации проходило на фоне первых административных и правовых реформ. Так, в Х веке княгиней Ольгой была проведена "налоговая" реформа: были установлены пункты ("погосты") и сроки для сбора дани, регламентированы ее размеры ("уроки").

В начале ХI века князем Владимиром устанавливается "десятина" - налог в пользу церкви, в XII веке князем Владимиром Мономахом вводится устав о закупничестве, регламентирующих кабально долговые и заемные отношения.

Князья, судя по летописям и исследованиям ученых, не могли обойтись по обычаю и традиции не выслушав мнения приближенных. Так сложился в Древней Руси совет при князе, который не был юридически оформлен, но имевший серьезное влияние на монарха (князя) и дела управления. В этот совет входили приближенные великого князя, верхушка его дружины.

Таким образом, в период существования Древнерусского государства численная (десятичная) система управления характеризовалась переплетением трех важнейших элементов верховой власти и управления. К числу таковых следует отнести князя и княжескую деятельность, дружину и Совет княжеской (позднее Боярская Дума) и вечевые народные собрания. Управление, покоящееся на согласии "одиночестве", в тесном взаимодействии всех этих элементов, являлось древнейшей традиций, и должно было "по старине", "по закону отцов" неукоснительного соблюдаться.

Система местного управления была проста. В княжеских землях управление осуществлялось посадником и тысяцким, а на местах управление осуществляли наместники, волостели, тиуны и старосты. В свободных селах действовала общинная администрация. Посадники, тысяцкие, наместники, волостели, тиуны и старосты за свою службу получали от населения "корм". Так сложилось система кормления, существовавшая от процента сбора подати и налогов с местной знати и населения, за осуществление правосудия, охрану границ и правопорядка на местах.

Политическая раздробленность не внесла принципиальных изменений в государственный строй и управление русских княжеств. Развитие управления в княжествах зависело от формы управления, закрепившихся в каждом из них.

1.2 Развитие дореволюционного административного законодательства

административный государственный управление право

В XII веке с формированием республиканского строя особое место занял глава новгородской церкви (владыка) - архиепископ. Он сосредоточил в своих руках высшие управленческие функции в области финансов, торговли, суда, был главой городского совета боярства, благословил работу вечевого собрания и своим благословением придавал всем принимаемым решениям высшую юридическую силу.

В целом была осуществлена реорганизация органов городского самоуправления. Создавались новые органы - магистраты, подчиненные губернатором.

Таким образом, исторический подход к анализу и оценке важнейших категорий государственного упр...

Другие файлы:

История становления и развития административного права в России
Формирование самостоятельной науки административного права на рубеже XIX-XX веков. Основные достижения советской науки административного права. Сравни...

Предмет и метод административного права
Предмет административного права. Метод административного права. Функции и принципы административного права. Место административного права в российской...

История становления и развития российской административно-правовой науки
Сущность административного права как одной из древнейших и фундаментальных отраслей правовой системы. Исторические предпосылки возникновения и развити...

Административное право. История развития и основные современные концепции.
М.: Юристъ, 2002. — 410 с. Сравнительно-правовое исследование британского и российских ученых посвящено главным проблемам современного ад...

Основы административного права
Основные отрасли правовой системы государства. Понятие субъекта административного права. Субъективная сторона административного правонарушения. Доказа...