Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Исследование уголовной ответственности несовершеннолетних

Тип: курсовая работа
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Причины и условия, способствующие совершению преступлений. Виды наказаний, назначаемых подросткам и освобождение их от уголовной ответственности. Порядок осуществления производства по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ПОНЯТИЕ ПРИЧИН И УСЛОВИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ СОВЕРШЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

2. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

2.1 Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним

2.2 Применение к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного характера

2.3 Освобождение от уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних

3. ПРОИЗВОДСТВО ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ, СОВЕРШЕННЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Главные задачи уголовного права и процесса определены в Конституции Республики Беларусь. В ней, в частности установлено, что высшей целью государства является обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь, государство защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств. [1]

Несовершеннолетний в силу своего возраста и психического развития является особым субъектом уголовного процесса, права и законные интересы которого нуждаются в усиленной защите со стороны государства.

О большом внимании государства к подрастающему поколению,

профилактике правонарушений в его среде свидетельствует выделение самостоятельных раздела и главы Уголовного кодекса Республики Беларусь, посвященных особенностям уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.

Следует отметить, что преступность несовершеннолетних имеет значительные особенности. Они обусловливаются психологией несовершеннолетних, степенью их развития, способностью реально оценивать происходящие события и тому подобное. Среди преступлений, совершаемых несовершеннолетними, велика доля тяжких корыстных и корыстно-насильственных преступлений. Нередко им присущи также черты вандализма, чрезмерной жестокости. Большое количество этих преступлений совершаются в соучастии (чаще всего в форме соисполнительства), особенно в группе, что также отвечает специфике психологии подростков. Примерно каждое третье преступление совершается ими совместно со взрослыми.

Указанные специфические черты преступности несовершеннолетних и привели законодателя к необходимости тщательной регламентации уголовной ответственности несовершеннолетних, подчас отступающей от общих правил и начал уголовной ответственности и наказания.

Законодательством предусмотрены особые условия установления видов наказания для несовершеннолетних, назначения им наказания, освобождения их от уголовной ответственности и наказания, исчисления сроков давности, а также погашения судимости. Особенностью ответственности несовершеннолетних за совершённое ими преступление является возможность её реализации или с освобождением от уголовной ответственности и применением принудительных мер воспитательного воздействия, или с привлечением к уголовной ответственности. [10, c.204]

Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с уголовной ответственностью несовершеннолетних.

Методологическую основу исследования составляют: анализ, синтез, логический, исторический, сравнения.

Целью курсовой работы является комплексное, с позиций уголовно-правовой науки, теоретико-юридическое исследование уголовной ответственности несовершеннолетних.

Для достижения указанных целей были поставлены следующие задачи:

1) раскрыть понятие уголовной ответственности несовершеннолетних;

2) исследовать причины и условия, способствующие совершению преступлений;

3) рассмотреть виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним, а также освобождение от уголовной ответственности;

4) изучить порядок осуществления производства по уголовным дела о преступлениях, совершенных несовершеннолетними.

Для выполнения поставленных задач использовалась различная литература: учебная литература, нормативно-правовые акты. Правовую основу курсового исследования составили Уголовный кодекс Республики Беларусь (далее - УК), Конституция Республики Беларусь, Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь, приказ Министерства внутренних дел и Генерального прокурора Республики Беларусь от 12 июня 2001 года № 24 «О системе мер реагирования на преступления, совершенные несовершеннолетними» и другие.

Теоретическую основу составили статьи, монографии и другие научные труды таких авторов, как С. В. Борико « Уголовный процесс», Макаренко, И.С. «К вопросу о применении меры пресечения в отношении несовершеннолетних», К. А. Гуценко «Уголовный процесс» и другие.

1. ПОНЯТИЕ ПРИЧИН И УСЛОВИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ СОВЕРШЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

Преступление -- результат совокупного действия комплекса причин и условий, поэтому необходимо во всех без исключения случаях выявлять все его элементы. На практике нередко ограничиваются установлением либо одной из причин, либо одного из условий, что не дает возможности составить правильное представление обо всех причинно-следственных зависимостях, которые вызывали совершение несовершеннолетними преступления. Поэтому следователи в представлениях обычно предлагают устранить лишь отдельные условия, способствовавшие совершению преступления.

В совокупности причинно связанных обстоятельств, которые надлежит в полном объеме выявлять во всех случаях расследования преступлений несовершеннолетних, можно выделить следующие составные части:

1) непосредственная причина совершения подростком преступления;

2) причины, под воздействием которых сформировалась антиобщественная направленность личности несовершеннолетнего;

3) объективные и субъективные условия, способствующие формированию и закреплению у подростка антиобщественной направленности личности;

4) условия, способствующие проявлению антиобщественной направленности личности подростка в конкретном преступлении.

Антиобщественная направленность личности, рассматриваемая как причина преступления, -- это система в той или иной степени искаженных взглядов, представлений, негативное отношение к социальным и моральным ценностям, определенный характер потребностей и избираемые подростком в соответствии с его взглядами способы их удовлетворения. У несовершеннолетних с антиобщественной направленностью сознания не выработаны твердые общественно положительные установки; их инстинкты, влечения и рефлексы могут вызвать соответствующее антиобщественное поведение.

В ходе расследования каждого преступления, совершенного несовершеннолетним, особое внимание должно быть обращено на выявление степени укоренения в сознании подростка антиобщественной направленности. Без тщательного выяснения этого вопроса нельзя ни индивидуализировать меры воздействия, ни осуществлять целенаправленную предупредительную работу.

Успешное решение этой важной задачи осуществляется на основе выделения определенных типов несовершеннолетних правонарушителей, каждый из которых представляет собой определенную «ступень» деморализации личности -- от отдельных ее проявлений до относительно четкой и устойчивой антиобщественной ориентации и далее до формирования общей преступной направленности. [16]

Одни подростки имеют общую преступную направленность личности, им свойственна готовность к совершению преступления, они разрабатывают конкретные планы осуществления преступления или создают для этого условия. У них преобладают привычки к азартным играм, пьянству, дракам, жаргону, пустому времяпрепровождению и тому подобное. Многие из них в силу деформации психики озлоблены, равнодушны к переживаниям иных лиц.

Другие характеризуются общей негативной направленностью личности, во многом схожей с отмеченной в первой группе, но выступают в роли соучастников, а не организаторов преступной ситуации.

Третьи обладают просто неустойчивой личностной направленностью: по месту учебы или работы они характеризуются положительно, однако, подражая другим, совершают преступления.

Подростки, отнесенные к четвертой группе, совершают преступления случайно, вопреки общей положительной направленности личности. Им свойственны лишь отдельные деформации в сфере интересов нравственного или эмоционально-волевого развития. Преступления совершаются обычно под влиянием «детских» мотивов -- озорства, легкомыслия, неправильной оценки своих действий.

Причины, под воздействием которых может формироваться антиобщественная направленность личности несовершеннолетнего, отличаются большим разнообразием. Для их выявления необходимо в каждом конкретном случае устанавливать условия жизни и воспитания подростка, взаимоотношения с окружающими, возможные отклонения от нормального развития.

Одна из причин формирования антиобщественной направленности личности подростка-правонарушителя -- отрицательное влияние на него родителей и близких, а также уголовников-рецидивистов и тому подобное.

Активизации внешнего воздействия на формирование в сознании подростка антиобщественной направленности личности часто способствуют низкий культурный и общеобразовательный уровень, наличие у него отрицательных взглядов, привычек, черт характера (слабая воля, отсутствие навыков трудовой деятельности, жестокость и тому подобное), а также разного рода психические аномалии.

Активное воспитательное воздействие на ребенка оказывает семья. Вместе с тем есть семьи, в которых развитие подростков может идти по неправильн...

Другие файлы:

Проблемы освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних
Диссертация канд. юрид. наукОглавлениеВведениеПонятия уголовной ответственности и освобождения от нее несовершеннолетних лиц, совершивших преступления...

Правовой аспект уголовной ответственности несовершеннолетних в УК РФ
Понятие и особенность уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, история развития уголовного законодательства. Сущность, цели и принцип...

Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних
История развития законодательства об уголовной ответственности несовершеннолетних. Понятие и сущность уголовного наказания, его цели и виды. Возраст,...

Специфика уголовной ответственности несовершеннолетних
Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Материально-правовая сущность принудительных мер воспитательного воздействия. Оз...

Институт освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних
Особенности освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних в современных условиях. Общие и специальные виды освобождения от уголовной от...