Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Исковое производство

Тип: реферат
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Понятие претензионной и исковой работы. Содержание претензии, порядок ее составления и предъявления. Сроки рассмотрения претензий, их регистрация и учет. Анализ претензионных материалов. Виды и элементы исков. Оформление отзыва на исковое заявление.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

План

  • Введение
  • 1. Понятие претензионной и исковой работы
  • 1.1 Понятие претензии. Содержание претензии
  • 1.2 Порядок составления и предъявления претензий
  • 1.3 Сроки рассмотрения претензий. Регистрация и учет претензий. Анализ претензионных материалов
  • 2. Понятие иска. Правовое и процессуальное значение искового заявления. Элементы иска. Виды исков
  • 2.1 Оформление отзыва на исковое заявление
  • 2.2 Порядок предъявления исковых заявлений, их регистрация и учет на предприятиях. Анализ исковых заявлений
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Основным и наиболее распространённым видом судопроизводства является исковое производство, в порядке которого рассматриваются дела по спорам, возникающим из гражданских, жилищных, семейных, трудовых и иных правоотношений. Правила искового производства являются общими для гражданского судопроизводства по всем делам.

Для характеристики подведомственности исковых дел метод полного их перечисления по отдельным категориям не применяется. Это объясняется тем, что перечислить в одной или в нескольких статьях Гражданского процессуального кодекса все исковые дела, подведомственные суду, невозможно ввиду их количественного и качественного разнообразия.

Поэтому определение подведомственности судам исковых дел и применение правил о подведомственности вызывают затруднения на практике.

В течение длительного времени в теории гражданского процесса для определения судебной подведомственности исковых дел пользовались двумя критериями в совокупности: а) характером спорного правоотношения и б) субъектным составом спорного правоотношения.

По общим критериям судам общей юрисдикции были подведомственны исковые дела, вытекающие из гражданских, семейных, трудовых, жилищных и иных правоотношений (первый критерий), если хотя бы одной из сторон в споре выступал гражданин (второй критерий). Установленные в своё время ст.25 ГПК РСФСР для определения подведомственности исковых дел два критерия не действуют в том виде, как они применялись в течение нескольких десятилетий.

Суды общей юрисдикции имеют право рассматривать исковые дела с участием организаций.

1. Понятие претензионной и исковой работы

В настоящий момент действует Арбитражный процессуальный кодекс РФ, вступивший в силу в 2002 г. Однако, при рассмотрении данной темы следует иметь ввиду, что с 01 июля 1995 г. предшествующим АПК РФ был отменен обязательный претензионный порядок рассмотрения хозяйственных споров, за исключением случаев, когда обязательное предъявление претензии вытекает из закона (транспортные Уставы и Кодексы, Закон о связи), либо непосредственно предусмотрено при заключении договора.

Претензионная работа - совокупность действий организации, ее структурных подразделений и работников по предъявлению и рассмотрению претензий и по использованию полученной при этом информации.

1.1 Понятие претензии. Содержание претензии

Претензией является требование одного участника хозяйственных правоотношений, заявленное другому, которое возникло вследствие невыполнения или ненадлежащего исполнения хозяйственных договоров и других обязательств.

Претензионный порядок имеет целью:

обеспечить быстрейшее восстановление нарушенных прав предприятий, а также урегулирование возникающих между ними разногласий по хозяйственным договорам;

способствовать выявлению и устранению причин и условий, порождающих факты невыполнения договорных обязательств, возмещению в установленном порядке за счет виновных лиц ущерба, причиненного организациям, улучшению работы по заключению и исполнению хозяйственных договоров

Претензионная работа слагается из трех частей:

исковое заявление отзыв иск

подготовка соответствующих материалов и предъявление претензий контрагентам хозяйственных отношений;

рассмотрение поступающих претензий и принятие по ним решений;

анализ предъявляемых и предъявленных претензий, обобщение полученных в результате анализа данных о соблюдении производственной, трудовой, финансовой дисциплины в организации в целом, в ее структурных подразделениях, в подчиненных организациях.

1.2 Порядок составления и предъявления претензий

Определенного внимания требует порядок предъявления и рассмотрения претензий. Здесь необходимо уяснить следующие условия предъявления претензий:

1. организация, заявляющая требование, должна быть юридически заинтересована в том или ином разрешении ее претензии. Это выражается в том, что ожидаемое урегулирование спора может прямо отразиться на ее правах и обязанностях;

2. претензия должна быть направлена организации, которая обязана нести ответственность за нарушение или оспаривание права;

3. претензии должны быть предъявлены в определенные в законе или договоре сроки;

4. Претензия должна быть обоснована в правовом и фактическом отношении и отражать истинные обстоятельства спорных взаимоотношений организаций, в противном случае она не подлежит удовлетворению.

Юридическая обоснованность заключается в том, что правопритязание организации должно полностью соответствовать гипотезе и санкции определенной юридической нормы, которая устанавливает ответственность контрагента;

5. Соблюдение формы изложения претензии.

Она должна содержать необходимые реквизиты и к ней следует прилагать все необходимые документы.

Надо отметить, что состав прилагаемых документов зависит от вида и обстоятельств спора. Однако во всех случаях к претензиям приобщаются доказательства, свидетельствующие о наличии между сторонами спорного отношения, а также устанавливающие факты неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом своих обязанностей.

Требует внимания также и приблизительный (рекомендательный) порядок действий юрисконсульта при обнаружении нарушения или оспаривания прав организации:

а) уточнить фактическую сторону спора;

б) исчислить размер ущерба;

в) собрать необходимые для обоснования претензии документы;

г) составить претензию и направить ее соответствующей организации.

1.3 Сроки рассмотрения претензий. Регистрация и учет претензий. Анализ претензионных материалов

Рассмотрение претензий заключается в проверке законности и обоснованности предъявляемых требований. Необходимо установить истинность излагаемых в претензии фактов. Проверке подлежит документальная обоснованность предъявляемого требования.

Если будет установлено, что претензия правомерна и обоснована, она подлежит удовлетворению. При наличии обоснованных возражений организация обязана известить заявителя о полном или частичном отклонении его требования, указать мотивы, а также возвратить документы.

Для грамотного составления претензий необходимо знать требования, предъявляемые к этим документам.

Общие требования: закреплены в различных инструкциях по делопроизводству, ГОСТах, в нормативных актах. Текст претензии должен быть грамотным, точным, не допускающим различных толкований. Другое важное требование - краткость претензий, их деловой характер, но в то же время достаточность сообщаемой информации.

Специальные требования - претензия должна содержать следующие реквизиты:

1) наименование организации, предъявляющей претензию, и организации, к которой претензия предъявляется;

2) дату предъявления и номер претензии;

3) наименование вида документа - "претензия";

4) обстоятельства, являющиеся основанием для предъявления претензии; доказательства, подтверждающие изложенные в ней обстоятельства; ссылка на соответствующие нормативные акты, а также договоры. Каждая ссылка на нормативный акт должна содержать полное название акта, орган, его издавший, дату и номер;

5) требования заявителя; сумму претензии и ее расчет, если она подлежит денежной оценке;

6) платежные и почтовые реквизиты заявителя;

7) перечень прилагаемых к претензии документов и других доказательств.

Претензия подписывается руководителем организации или другим должностным лицом, если решение соответствующих вопросов отнесено к его компетенции.

Претензия отправляется заказным или ценным письмом, либо вручается компетентному представителю организации-контрагента под расписку.

2. Понятие иска. Правовое и процессуальное значение искового заявления. Элементы иска. Виды исков

Исковая работа - совокупность действий организации, ее структурных подразделений и работников по подготовке исковых материалов и предъявлению исков, а также по защите против предъявляемых исков.

Иск - обращение истца к суду с просьбой о рассмотрении и разрешении материально - правового спора с ответчиком и о защите нарушенного субъективного права или охраняемого зако...

Другие файлы:

Исковое производство как самостоятельный вид судопроизводства
Иск: понятие, предмет, содержание и исковое производство в гражданском процессе, его элементы. Определение права на иск и методика его обеспечения. По...

Исковое производство в римском праве

Исковое производство, как самостоятельный вид судопроизводства

Понятие и виды исков
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, человек и гражданин в праве обратиться в суд за защитой нарушенных прав и охраняемых законом интер...

Арбитражный процесс
Волгоград: Изд-во Волгоградского ГУ, 2003. — 348 с. В пособии изложены основы учебного курса по арбитражному процессу: история арбитражно...