Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Инструментная структура государственного внутреннего долга РФ и пути его совершенствования

Тип: дипломная работа
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Сущность государственного долга, его виды и причины возникновения. Целесообразность финансирования бюджетных расходов путем привлечения государственных займов, формы долговых обязательств. Инструментная структура внутреннего государственного долга РФ.
Краткое сожержание материала:

64

Содержание

Введение

1 Теоретические аспекты формирования государственного внутреннего долга

1.1 Сущность государственного долга, его виды и причины возникновения

1.2 Необходимость и целесообразность финансирования бюджетных расходов путем привлечения государственных займов

1.3 Формы долговых обязательств Российской Федерации

2. Инструментная структура государственного внутреннего долга РФ и пути его совершенствования

2.1 Анализ инструментной структуры внутреннего государственного долга

Российской Федерации

2.2 Управление государственным внутренним долгом РФ

2.3 Проблемы и совершенствование инструментной структуры государственного внутреннего долга Российской Федерации

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Государственные заимствования с давних времен помогают правительствам России формировать дополнительные (наряду с бюджетными) финансовые ресурсы и обеспечивать финансирование неотложных потребностей в оборонной, экономической и социальной областях. Привлекаемые государством займы и кредиты сыграли большую роль в социально-экономическом развитии страны во второй половине 19 века, а в начале 20 столетия они обеспечили финансирование военных расходов. Однако наиболее актуальной эта проблема стала в конце прошлого века, когда государственные заимствования, используемые для покрытия бюджетного дефицита, стали носить постоянный и все возрастающий характер, достигнув угрожающих размеров. Достигнув критической отметки во время финансового кризиса 1998 года, государственная задолженность стабилизировалась и началась оптимизация ее структуры с постепенным акцентом на внутренние заимствования.

С переходом к формированию рыночной экономики Россия столкнулась с отсутствием отечественного опыта по организации и ведению долговых операций, адекватного работе в условиях свободного рынка. В связи с этим пришлось фактически заново готовить специалистов, обращаясь к опыту развитых стран, имеющих богатую историю долговых отношений, а также использовать забытую уже советскую практику внутренних заимствований.

На данную проблему обратил внимание и министр финансов А.Л.Кудрин, выступая с докладом в Финансовой академии при Правительстве РФ на международной научно-методической конференции «XXI век: новая модель специалиста-экономиста». Он отметил недостаток высококвалифицированных специалистов по работе с государственным долгом, по управлению региональными и внешними заимствованиями.

Федеральный бюджет на 2006 год в части государственных заимствований строился исходя из принципа сокращения долговой нагрузки на экономику Российской Федерации в долгосрочной перспективе посредством минимизации внешних заимствований, безусловного исполнения обязательств по государственным внешним долговым обязательствам в соответствии с графиками платежей при том условии, что отрицательный сальдовый результат, отражаемый по источникам внешнего финансирования дефицита федерального бюджета, будет сбалансирован за счет увеличения внутренних источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Таким образом, проблема государственных внутренних заимствований является актуальной, недостаточно разработанной и имеющей важное практическое значение для экономики страны в целом.

Цель представленной работы - раскрыть сущность, современное состояние и значение внутреннего государственного долга, содержание и основы функционирования внутреннего рынка государственных долговых обязательств.

Теоретической основой работы явились труды и публикации отечественных и зарубежных ученых, работающих в области управления внутренним государственным долгом.

Информационную базу исследования составили законодательные и нормативные акты Российской Федерации и Республики Татарстан, статистические данные Госкомстата и официальных сайтов Министерства финансов РФ, Федерального Казначейства РФ и другие источники.

Представленная работа состоит из введения, заключения, 2 глав, каждая из которых разделена на 3 параграфа. Кроме того, имеется приложение и список использованной литературы.

1 Теоретические аспекты формирования государственного внутреннего долга

1.1 Сущность государственного долга, его виды и причины возникновения

Большинство стран мира в настоящее время сталкиваются с проблемой государственного долга в связи с необходимостью ограничения его роста и оптимизации структуры. Для грамотного и научного подхода к данному вопросу надо четко определить, что же представляет на самом деле государственный долг.

Рассмотрим историю возникновения категории "государственного долга". С возникновением государства возникли его расходы, которые надо было финансировать. Вот и появились такие финансовые категории, как сборы, налоги, подати и, соответственно, расходы. Позже появилась категория "бюджет государства" в его современном понимании.

По мере развития государства возрастали его функции и средства, необходимые для их реализации. Исчерпав возможности увеличения "налогового бремени", государство в качестве альтернативы начало прибегать к заимствованиям. Так и возник и со временем трансформировался в исследуемую нами категорию государственный долг.

Даже на заре своего существования государственный долг по своей природе осуществлял макроэкономическую функцию -- позволял монархам регулировать налоговую нагрузку на общество. Следовательно, уже в средние века государственный долг и налоговая система определились как своеобразная, экономическая система "переливающихся сосудов": больше налогов - меньше заимствований и наоборот [31, c.5].

В настоящее время растущий государственный долг может быть связан:

- с осуществлением крупных государственных вложений в развитие экономики, т.е. с государственным регулированием экономической конъюнктуры, стремлением обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства путем финансирования за счет государственных займов.

- значительная государственная задолженность очень часто является отражением общего кризиса и развала экономики, неэффективности финансово-кредитных связей в результате неспособности Правительства держать под контролем финансовую ситуацию.

Понятие государственный долг является составной частью комплекса понятий, характеризующих отношения, возникающие в связи с использованием займов.

Первыми о сущности государственного долга высказывались в начале XVI века меркантилисты. Меркантилизм рассматривал деньги как абсолютную форму богатства, поэтому естественно, что приток денег в национальную экономику ими одобрялся. Меркантилисты были активными сторонниками государственного вмешательства в экономику, и считали правом государства финансировать свои расходы за счет займов.

В отличие от меркантилистов физиократы считали, что именно в процессе производства создается новое богатство. Поэтому они полагали, что государство, осуществляя займы, отвлекает ресурсы из производительных секторов, и тем самым отрицательно влияет на экономическое развитие страны. Представители классической школы считали, что бюджетно-налоговая политика и государственный долг должны играть роль исключительно финансовых, но не регулирующих инструментов, можно также отметить, что налоги и государственный долг рассматривались представителями этой школы как зло, из которых налоги - это зло наименьшее. А. Смит утверждал, что финансирование государственных расходов за счет заемных средств уменьшает богатство нации, препятствует накоплению капитала. Д. Рикардо писал, что увеличение государственного долга провоцирует иррациональное экономическое поведение, которое снижает экономическую эффективность и искажает объективные данные о реальном положении экономики и государства [18, c.42].

Представители исторической школы поставили принципиальный вопрос о том, с какой целью государство осуществляет заимствование, а также каким макроэкономическим последствиям эти займы приведут. Государственный долг рассматривался ими как составная часть государственного регулирования экономики. По словам одного из представителей исторической школы Фомштейна: «Государство без задолженности или слишком мало делает для своего будущего, или слишком много требует от современности». Им же было сформировано первое приблизительное правило финансирования государственных расходов: «Только нерегулярные или чрезвычайные государственные расходы могут покрываться за счет кредитов».

Другой представитель исторической школы А. Вагнер сформулировал в конце XIX века основные принципы кредитного финансирования государственных расходов, взятые позднее на вооружение Правительством многих европейских стран и оказавшие значительное влияние на развитие современной теории государственного долга.

Развитие экономической мысли и сопровождающий этот процесс рост качества финансовых технологий привело к существенному повышению роли государственного долга как экономической категории, а позже инструмента влияния на макроэкономическую ситуацию. Необходимость в условиях капиталистического пути развития искать пути структурных реформ в экономике практически всех развитых стран сопровождалась поисками финансовых источников для покрытия возникающих в период реформ...

Другие файлы:

Государственный долг Российской Федерации, его структура
Раскрытие экономической сущности государственного долга и его составляющих. Анализ современного состояния внешнего и внутреннего долга РФ, оценка влия...

Внутренний государственный долг
Понятие и значение государственного долга. Основные проблемы управления государственным долгом РФ. Состояние внутреннего государственного долга. Госуд...

Государственное регулирование внешнего и внутреннего долга России
Раскрытие экономической сущности государственного долга и его составляющих. Анализ современного состояния внешнего и внутреннего долга Российской Феде...

Государственный долг РФ: его динамика и структура
Экономическая сущность государственного долга и его составляющих. Анализ современного состояния внешнего и внутреннего долга РФ. Оценка влияния госуда...

Государственный долг: понятие, структура, проблемы и пути их решения
История и структура государственного долга. Современное состояние. Государственное регулирование внешнего и внутреннего долга. Управление долгом. Межд...