Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Земский собор как политический орган единения народа и правительства

Тип: контрольная работа
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Раскрытие роли и определение значения Земских соборов в развитии российской государственности как политических органов единения народов и правительства. Изучение их состава, функций и взаимоотношений с царем. Влияния Земских соборов на историю России.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

4

Контрольная работа

Земский собор как политический орган единения народа и правительства

План

I. Введение

II. Земский собор - политический орган единения народа и правительства

1. Состав, функции и взаимоотношение с царем Земских соборов..3

2. Земский собор 1550г.(1549г.)

3. Земские соборы 1566,1584 и 1598 гг.

4. Соборы в XVIII веке

III. Заключение

IV. Список используемой литературы

I. Введение

В этой работе я хотела бы раскрыть роль и значение Земских соборов для истории России, а также рассказать о самых главных из них, повлиявших на ход исторических событий.

Земские соборы, или «советы всея земли», как их называли современники, возникают одновременно с московским царством. В период, когда на Руси складывалось централизованное государство, а также в период междуцарствий и внутренних распрей роль законодательного и совещательного органа играла Боярская Дума. Во время царствования Ивана IV почти втрое был расширен состав Думы, для того чтобы ослабить в ней роль старой боярской аристократии, именно в это время и возник новый орган власти Земский собор. Можно сделать вывод, что Земский собор XVI в., являлся не народным представительством, а расширением центрального правительства.

Причем это расширение достигалось за счет того, что в состав Боярской Думы в особо важных случаях вводился элемент, по происхождению не правительственный, а общественный, но с правительственным назначением: это были верхи местных обществ, служилых и промышленных, стянутые в столицу. На соборе они не составляли особого собрания или совещания, которое становилось или действовало отдельно от центрального правительства, а входили прямо в его состав и лишь при подаче мнений образовывали несколько групп, параллельных правительственным, подававших голоса наряду с Освященным собором, боярами и приказными людьми. Получается, что Земский собор XVI в. - та же боярская дума во взаимодействии с народом, т.е. правительство с участием людей из высших классов земли или общества. Такое пополнение правительства было потребностью времени. В XVII в. Земский собор это уже учредительный политический орган, исполняющий обязанности временного правительства.

До конца XVI в. земский собор созывали четыре раза: в 1550, 1566,1584 и 1598 гг., в XVII в. их было собрано гораздо больше.

царь российская государственность земский собор

II. Земский собор - политический орган единения народа и правительства

1. Состав, функции и взаимоотношение с царем Земских соборов

В состав Земских соборов входили три элемента: «освященный собор» из представителей высшего духовенства, боярская дума и представители служилого и посадского классов Московского государства (обыкновенно 300-400 человек). В XVI веке в качестве представителей от населения приглашались не специально избранные депутаты, а преимущественно должностные лица, стоявшие во главе местных дворянских и посадских обществ. Принимая то или иное решение, члены собора обязывались в то же время быть ответственными исполнителями этого решения. В эпоху Смутного времени соборное представительство могло быть только выборным, и при новой династии главным элементом на соборе являются те «добрые, разумные и постоятельные люди», которых выберет народ. Ключевский говорит про состав собора так: «Вообще состав собора был очень изменчив, лишен твердой, устойчивой организации». Ключевский В.О. Курс русской истории, - М.,1987г., 2т., стр 158

Из всех классов общества на соборах сильнее всего было представлено служилое сословие: на соборе 1566г. военно-служилых людей, не считая входивших в состав правительственных учреждений, было почти 55% всего личного состава собрания, на соборе 1598г. - 52%. Представительство этого класса по источнику представительных полномочий было двоякое, должностное и выборное. В его составе можно различить два слоя: высшие военно-служилые чины образовывали дворянство московское, столичное; низшие - дворянство городовое, провинциальное. Столичные чины составляли особый корпус, исполняющий разнообразные военные и административные поручения центрального правительства. Пополняясь путем выслуги из рядов городового дворянства, этот корпус в XVI в. не теряя служебной связи с правительством.

Соборное представительство городского торгово-промышленного класса построено было на одинаковых основаниях с представительством служилых землевладельцев, и в нем эти основания выражены были даже более явственно. На собор 1566г., например, было призвано только столичное купечество, притом лишь высших статей, в количестве 75 человек.

Столичные дворяне в походах обыкновенно назначались командирами, головами уездных сотен, рот, состоящих из служилых людей одного какого-либо уезда. В XVI в. головами уездных сотен назначались обыкновенно те из столичных дворян, у которых были поместья и вотчины в тех же уездах. Их можно назвать походными предводителями уездного дворянства.

«Обычным порядком совещаний на земских соборах было обсуждение вопроса по «чинам» и по группам. Правительство обращалось к выборным людям с предложением: «…и всяких чинов служилым и жилецким людям помыслить о том накрепко, и государю царю… мысль свою объявити на письме, чтоб ему государю про то про все было известно». Обсудив вопрос, соборные представители подавали по группам свои письменные мнения (так называемые «сказки») ».Ключевский В.О. Курс русской истории, - М.,1987г., 2т., стр 163

В некоторых исторических исследованиях нередко встречается мнение, что Земские соборы имеют сословно-представительную природу (И.А. Исаев, С.Г. Горяйнов). Однако, например, М.М. Шумилов считает, что, по всей видимости, Земские соборы XVI в. не были не народными, ни сословно-представительными учреждениями и ни совещательными органами при царе. В отличие от соответствующих учреждений Западной Европы, они не вмешивались в государственное управление, не испрашивали для себя каких-либо политических прав и не выполняли совещательных функций.

Земские соборы в России не имели постоянного состава, а также четко определенных функций, в отличие от сословно-представительных органов власти европейских стран. Парламент в Англии, генеральные штаты во Франции и другие сословно-представительные органы в Европе возникали как противовес королевской власти и были, как правило, в оппозиции к ней. Земские соборы никогда не вступали в конфликт с царем, а наоборот поддерживали и приводили его проекты в действие.

2. Земский собор 1550г.(1549г.)

Некоторые историки считают, что первым Земским собором является собранный в 1549 году царем собор примирения, на котором он хотел примирить представителей населения с бывшими областными правителями, «кормленщиками», перед отменою «кормлений», и на этом же соборе был принят новый Судебник, утвержденный в 1550г. В других же источниках сообщается, что первый Земский собор был созван в 1550г московским царем Иваном IV, через три года после принятия им царского титула, а Судебник утвержден в 1551г. Второе утверждение более соответствует действительности, так как в сохранившихся документах того времени варьирует дата утверждения Судебника - 1551г.

Первый собор был созван Иваном IV в пору его крайнего правительственного возбуждения.

Венчание на царство с принятием царского титула, женитьба и вслед за тем страшные московские пожары, народный мятеж, казанские и крымские набеги - все эти треволнения с самого начала 1547г. поочередно то поднимали, то повергали в уныние неустойчивый дух царя. И тогда он начал искать вокруг себя людей и средства, которые бы помогли ему поправить положение.

При таком настроении царя и был созван собор 1550г. Впрочем, наши сведения о первом Земском соборе слишком кратки и неопределенны, и нам ничего неизвестно о его составе и деятельности. О первом Земском соборе существует сказание о вступительной речи царя. В этой вступительной речи перед собором Иван якобы сначала обвиняет бояр в самоуправстве и злоупотреблении властью во время его малолетства, но потом заявляет, что прощает им их вины и призывает совместными усилиями приступить к решению важнейших задач, стоящих перед государством: усмирить непокорных соседей, в первую очередь Казань, упорядочить законодательство, провести реформы в армии, в государственном управлении и т.д.

В этом же сказании приводится речь царя, какую он сказал в тот же день Алексею Адашеву, поручая ему принимать и рассматривать челобитные от бедных и обиженных. Вероятно, тогда и был утвержден Челобитный приказ.

Есть ли эта речь исторический факт, а не чье-нибудь ораторское произведение? Посмотрим. В первую половину царствования Ивана, при митрополите Макарии и при его участии, был продолжен большой русско-исторический источник, Степенная книга. В списке Степе...

Другие файлы:

Земские соборы
Начальной формой политической централизации в России явилась сословно- представительная монархия, сложившаяся на рубеже XV - XVI веков. В царствование...

Земские соборы 15-18 в
Эта книга - последний фундаментальный труд автора. Основываясь на широком круге тонко интерпретированных источников, Черепнин последовательно освещает...

Земские соборы русского государства в 16-17в.в.
Эта книга - последний фундаментальный труд автора. Основываясь на широком круге тонко интерпретированных источников, Черепнин последовательно освещает...

Земские соборы русского государства в XVI-XVII веках
Эта книга - последний фундаментальный труд автора. Основываясь на широком круге тонко интерпретированных источников, Черепнин последовательно освещает...

Земский собор 1613 года