Защита прав потребителей в России и зарубежных странах
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Размещено на
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления»
(ФГБОУ ВПО ВСГУТУ)
Кафедра «Экономическая теория, национальная и мировая экономика»
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
Защита прав потребителей в России и зарубежных странах
Выполнил: Дорофеева Е.А.
Проверил: Цыренов А.Р.
Улан-Удэ
2013
Содержание
Введение
1. Теоретические аспекты Закона «О защите прав потребителей»
1.1 История становления и развития института защиты прав потребителей в России и за рубежом
1.2 Защита прав потребителей в зарубежных странах
2. Закон «О защите прав потребителей» в РФ проблемы и перспективы
2.1 Законодательство по защите прав потребителей РФ
2.2 Основные права потребителей
2.3 Судебная защита потребителей
2.4 Актуальные проблемы защиты прав потребителей и пути их решения
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Для того чтобы обеспечить защиту прав потребителей при продаже товаров ненадлежащего качества, необходимо создание таких организационно-правовых форм защиты, которые были бы достаточно эффективны. К ним можно отнести: осуществление контроля за выполнением предпринимателями при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам, работам, услугам и, в случаях обнаружения нарушений применять к ним меры административного принуждения в целях прекращения правонарушений и наказания виновных (при нарушениях которые повлекли тяжкие последствия применять уголовное законодательство); рассмотрение жалоб граждан, принятие мер к удовлетворению их претензий в административном и судебном порядке и др.
Диапазон средств охраны прав потребителей необычайно широк и направлен против мошенничества, нарушения правил торговли, оказания услуг, торговли некачественными товарами, недостоверной рекламы и т.п. В этих условиях возникла необходимость установления правового положения потребителя, закрепление способов защиты его прав и законных интересов. Актуальность данной темы прослеживается как в теоретическом, так и в практическом плане, особенно учитывая большое количество нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения в рассматриваемой сфере, часть из которых дублируют, а иногда и противоречат друг другу; разнообразие органов исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия за соблюдением законодательства о защите прав потребителей и возможностью привлечение нарушителей к ответственности за указанные нарушения в судебном порядке согласно действующему законодательству. В связи с этим очевидна необходимость научного обоснования систематизации законодательства в рассматриваемой области, в соответствии с основным законом - «о защите прав потребителей»
Закон «О защите прав потребителей» - один из первых рыночных законов, имеющих прямое отношение к преобразованию экономики. Необходимость принятия специального закона была вызвана тем, что все действовавшее ранее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя, а немногочисленные законодательные нормы, которые имелись в области охраны интересов потребителя, были заблокированы ведомственными нормативными актами и практически не действовали. Начало же перестройки российского общества, ориентация экономики на нужды человека требовали максимального расширения прав потребителей и закрепления мер, обеспечивающих реальное их осуществление на законодательном уровне.
Значение Закона не только в усилении социальных гарантий гражданина. Закон объективно повышает гражданскую ответственность производителей, продавцов, исполнителей за качество своей работы, что в условиях отсутствия развитой конкуренции способствует повышению качества продукции и услуг и других организаций. Одновременно с этим Закон вносит существенные изменения в представления о некоторых вопросах в области нормирования качества продукции, о гарантийных и других сроках, связанных с качеством, информацией о продукции, ответственностью за нарушение прав потребителей и др.
Нормы потребительского законодательства содержатся не только в различных законах, но и принадлежат к различным отраслям законодательства. Перечень нормативных актов открывает Конституция РФ, которая закрепляет основные права граждан, а также устанавливает гарантии осуществления этих прав.
Кроме того, в сфере потребительского законодательства действуют несколько законов, напрямую затрагивающих интересы потребителей. Это, прежде всего, Закон «О техническом регулировании», Закон РФ «О защите конкуренции», новый Закон «О рекламе» и ряд других нормативных актов. Основное требование к содержанию таких актов - они не должны содержать нормы, противоречащие Закону РФ «О защите прав потребителей» и не должны снижать гарантии прав потребителей, уже предусмотренных действующим законодательством.
От наиболее существенных нарушений потребителей защищают нормы административного и уголовного законодательства. Однако основное регулирование отношений с участием потребителей осуществляется нормами гражданского законодательства, в частности, Гражданского Кодекса РФ.
Проблемы. В настоящее время существуют определенные проблемы по защите прав потребителей при продаже товаров ненадлежащего качества. А именно такие, как не определена в законе ответственность владельца магазина за продажу недоброкачественного товара, не определена обязанность суда взыскать с продавца штраф за продажу товара ненадлежащего качества, а так же не понятна новая формулировка в законе «О защите прав потребителей» «неопределенный круг лиц».
Объект исследования - законодательство Российской Федерации в области защиты прав потребителей.
Предмет исследования - общественные отношения, складывающиеся при продаже товаров не надлежащего качества.
Основная цель этой работы - рассмотреть закон о защите прав потребителей РФ и определить насколько он совершенен, а так же рассмотреть опыт зарубежных стран в формировании этого закона и на основе всего предложить пути его развития в будущем.
Главные задачи работы: проследить становление и формирование закона, рассмотреть требования к качеству товара, определить действия при приобретении товара ненадлежащего качества, а также раскрыть смысл судебной защиты потребителей.
1. Теоретические аспекты Закона «О защите прав потребителей»
1.1 История становления и развития института защиты прав потребителей в России и за рубежом
право потребитель защита
Законодательство в области защиты прав потребителей возникло достаточно недавно (в XX в.), однако его отдельные элементы можно обнаружить в основных памятниках истории права. За основу была взята проблема взаимоотношений, возникших между покупателем и продавцом, заказчиком и исполнителем. Этот сложный вопрос с давних пор волновал не только юристов, но и философов. Доказательством тому может служить раздел о торговле книги одиннадцатой Законов Платона Платомн (др.-греч. , 428 или 427 до н. э., Афины -- 348 или 347 до н. э., там же) -- древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля.. Так, например, если стоимость покупки составляла пятьдесят и более драхм Драхма -- древнегреческая единица измерения массы, равная в различных полисах от 4 до 7 грамм, а также серебряная монета того же веса., продавец обязательно сообщал покупателю свое место жительства и должен был «переждать» в городе десять дней на случай «законного возвращения покупки». Здесь же указываются признаки «законного либо незаконного» возврата товара на примере купли-продажи рабов.
Если выявлять наиболее ранние нормы, касающиеся защиты прав потребителя, необходимо обратиться к одному из наиболее древних договоров - договору купли-продажи, который регулировал отношения между потребителем (покупателем) и продавцом. Так согласно Законам царя Хаммурапи Хаммурампи (букв. «Старший родич -- целитель») -- царь Вавилона, правил приблизительно в 1793 до н. э. -- 1750 до н. э., из I Вавилонской (аморейской) династии. Сын Син-мубаллита. Хаммурапи был искусным политиком и полководцем, с его именем связано возвышение Вавилона. запрещалось обвешивать покупателей. К примеру, «если корчемница (женщина, профессионально содержащая питейное заведение) принимает серебро по слишком большой гире… то эту корчемницу должно изоблечить и бросить ее в воду.
И все же особую роль в становлении и развитии Закона о защите прав потребителей сыграла Римская империя. Римское частное право достаточно детально регулировало права покупателей и обязанности продавца в случае недостатков проданного товара. Уже здесь присутствуют нормы, присущие современному потребительскому законодательству. Так продавец должен был гарантировать покупателя от эвикции, то есть истребования вещи ее действительным собственником, а так же предупредить покупателя о с...
Защита прав потребителей
Организация деятельности по защите прав потребителей. Характеристика деятельности по защите прав потребителей в России и других странах. Государственн...
Защита прав потребителей по законодательству России и зарубежных стран
Сущность прав потребителя. Потребительское движение в России. Порядок урегулирования споров между потребителем и продавцом (изготовителем, исполнителе...
Защита прав потребителей в сфере бытового обслуживания населения
Общие положения о защите прав потребителей. Сертификация товаров. Защита прав потребителей при продаже товаров и в сфере обслуживания. Защита прав пот...
Защита прав потребителей
Правонарушения в сфере защиты прав потребителей. Основные понятия и новшества Закона РФ "О защите прав потребителей". Государственная и общественная з...
Защита прав потребителей
Основные права потребителей. Защита прав потребителей в случае приобретения товара ненадлежащего качества. Внесудебная и судебная защита прав потребит...