Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Зарубежный опыт правового регулирования взимания налога на прибыль

Тип: реферат
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
История возникновения и значение налога на прибыль. Особенности налогообложения прибыли в США и Германии. Реформы по налогу на прибыль в Российской Федерации. Система налогообложения прибыли в европейских странах. Пути решения проблем двойного обложения.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЗИМАНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ

Введение

Налог на прибыль является, пожалуй, ключевым в системе прямых налогов. Это связано не только с тем, что данный обязательный платеж играет важную роль при формировании доходной части консолидированного бюджета Республики Беларусь, но и тем значительным стимулирующим потенциалом, который содержит в себе этот прямой налог. В рамках проводимой сегодня налоговой реформы, безусловно, важную роль играет изучение зарубежного опыта налогообложения прибыли для формирования эффективного, прозрачного и выгодного всем участникам налоговых правоотношений правового механизма порядка исчисления и уплаты налога на прибыль. При этом важно обеспечить баланс интересов и разумную стабильность системы законодательства по налогу на прибыль с тем, чтобы добросовестные налогоплательщики могли определенным образом планировать свою предпринимательскую деятельность и не опасаться перманентных трансформаций. Кроме того, небезосновательным является распространенное в финансово-правовой литературе суждение, исходя из смысла которого финансовое право, как и любая другая отрасль права, - явление политическое. Политика является непременным условием формирования любых, с отраслевой точки зрения, правовых норм. Равным образом право - наиболее эффективный проводник выраженной в нем политики [1, c. 60]. Не вызывает сомнений тот факт, что зарубежный опыт - это не догма, применять зарубежные рецепты нужно осторожно с учетом национальных особенностей. Именно при таком подходе можно качественно изменить правовое регулирование общественных отношений, возникающих при исчислении и уплате налога на прибыль. По мнению Е.Ф.Киреевой, опыт налогообложения в мировой практике свидетельствует: формирование эффективной национальной налоговой системы должно, с одной стороны, основываться на классических принципах налогообложения, а с другой - учитывать социально-экономическое положение страны и модель макроэкономического регулирования, определенную национальной программой экономического развития [2, c. 57].

Трудно не согласиться с тем, что в ходе проводимой налоговой реформы должны быть прежде всего достигнуты следующие цели:

отмена неэффективных и оказывающих негативное влияние на экономическую деятельность хозяйствующих субъектов налогов и сборов (прежде всего оборотных налогов), общее снижение налогового бремени на предпринимательское сообщество в целом и на малый бизнес как на его основу;

улучшение налогового администрирования и повышение уровня собираемости налогов за счет включения в налоговое законодательство цивилизованных механизмов и инструментов, налогового контроля;

упрощение и ускорение процедуры обжалования решений и действий налоговых органов (в том числе за счет создания специализированных коллегий по налоговых спорам в судах общей юрисдикции и арбитражных судах) [3, c. 57].

По сути, при совершенствовании правового регулирования налоговой системы, в общем, и налога на прибыль, в частности, необходимо решить проблему так называемым трех «С»:

соответствие интересам субъектов хозяйствования;

соответствие интересам государства;

соответствие формальным требованиям закона [4, c. 27].

Именно экономико-правовые аспекты взимания налога на прибыль в зарубежных странах в системной взаимосвязи с возможным опытом его применения в Республике Беларусь и станут предметом рассмотрения данной статьи.

Основная часть

Одна из наиболее ярко проявляющихся тенденций мирового развития состоит в усиливающемся взаимодействии национальных экономик; при этом налоги стали одним из средств формирования единого экономического пространства для государств, связанных едиными экономическими и региональными интересами.

Анализ западноевропейских тенденций приводит к выводу, что проблемы налогообложения отдельной страны следует рассматривать во взаимосвязи с тенденциями мирового сообщества. Именно интегрирующая функция налогообложения непосредственно указывает на необходимость учета опыта и перспектив налоговых реформ в иностранных государствах при разработке национальной налоговой политики.

По данным Международного валютного фонда (МВФ), доля налога на прибыль в доходах развитых стран в среднем составляет около 10 % [5, c. 83].

Собственно сам налог на прибыль или, как его еще называют, корпорационный налог возник в ХХ веке, а сама система налогообложения прибыли приобрела относительно четкие очертания во второй половине прошлого столетия. До 70-х годов ХХ века высокие ставки по налогу на прибыль сочетались с широкой гаммой предоставляемых льгот. Однако постепенно подходы западных законодателей стали меняться. С 80-х годов в развитых странах прежний подход к налогообложению прибыли - сочетание высоких налоговых ставок с широкой системой льгот - был заменен сочетанием более низких налоговых ставок с более умеренной системой налоговых льгот [6, c. 50]. Например, в Бельгии налогооблагаемый доход компании резидента или нерезидента облагается налогом на прибыль по ставке 33,99 %. Пониженная налоговая ставка (начиная от 24,25 %) применяется в отношении малых и средних компаний, то есть предприятий, чей доход не превышает 322 500 евро. Специальная налоговая ставка 309 % применяется в отношении всех выплат, произведенных в пользу неразглашенных получателей (так называемый «налог на откат») [7, c. 73]. В Германии ставка налога на прибыль юридических лиц снижена с 25 до 15 %. В Австралии ставка налога на прибыль составляет 30 %. Налог на прибыль компаний, как отечественных, так и иностранных, в Китае составляет 25 %. Компании, которые начали свою деятельность в 2008 году, могут применять пониженную ставку в размере 20 % [8, c. 43]. Применительно к Германии в финансово-правовой литературе отмечается, что национальная налоговая политика этого государства основывается на снижении общей налоговой нагрузки и ориентирована на поддержку экономического роста и занятости в экономике в целом и строится по следующим основным направлениям:

снижение общего уровня налогообложения дохода;

снижение уровня налога на прибыль корпораций и изменение системы налогообложения акционерных компаний и доходов их акционеров;

целенаправленная поддержка партнерств [9, c. 34].

За последние десять лет, по статистике ЕС, средняя по странам ставка (при этом в расчете использовались верхние значения установленных с учетом надбавок и средние значения региональных и местных ставок) налога на прибыль снизилась с 35 до 26,3 % [5, c. 93].

Интересный подход к налогообложению прибыли установлен в США. Большинство корпораций США облагаются по следующим ставкам:

15 % от первых 50 000$ налогооблагаемого дохода;

25 % от следующих 25 000$;

34 % от следующих 25 000$;

39 % от следующих 235 000$;

34 % от следующих 9 665 000$;

35 % от следующих 5 000 000$;

38 % от следующих 3 333 333$;

35 % со всего оставшегося налогооблагаемого дохода.

Корпорация по оказанию квалифицированных услуг облагается по единообразной ставке 35 % [10, c. 8-9].

Кроме того, статья 55 Кодекса внутренних доходов вводит «Альтернативный минимальный налог» для корпоративных и некорпоративных налогоплательщиков. Этот налог отражает стремление законодателя США не допустить необоснованного уклонения от уплаты налогов, злоупотребления льготами по налогообложению. Альтернативный минимальный налог устанавливает вторую, альтернативную налоговую базу. Альтернативная налоговая база известна как альтернативный минимальный налогооблагаемый доход. Налогоплательщик обязан исполнить свое обычное налоговое обязательство или уплатить альтернативный минимальный налог. Установлены следующие ставки альтернативного минимального налога:

0 % от первых 40 000$;

20 % от последующих 110 000$;

25 % от последующих 160 000$;

20 % от оставшейся суммы [10, c. 10-11].

Как отмечают российские исследователи М.В.Васильева и К.А.Соловьева, именно с помощью широких налоговых льгот в экономически развитых странах была осуществлена переориентация промышленности на развитие современных передовых производств, модернизацию инфраструктуры, переквалификацию рабочей силы. Наиболее общими (стратегическими) тенденциями развития для налоговых систем большинства стран являются следующие положения:

компании-резиденты в странах уплачивают налоги со всех доходов, включая полученные за рубежом; для устранения двойного налогообложения налог, уплаченный в той стране, с которой государство заключило специальное соглашение, учитывается в пределах ставки налога;

отсутствуют льготы по налогу на прибыль для малых предприятий;

применяется метод ускоренной (нелинейной) амортизации при расчете налога на прибыль;

усиление налогообложения доходов происходит с помощью имущественных налогов (увеличение налога на прибыль за счет налога на прирост капитала во многих других странах в 1,1-1,3 раза) [11, c. 67-68].

Следует отметить, что подход к снижению ставки налога на прибы...

Другие файлы:

Налог на прибыль организации: основные проблемы и направления совершенствования
Экономическая сущность и значение налога на прибыль в деятельности организации. Проблемы взимания и начисления налога на прибыль организаций в России....

Налогообложение налогом на прибыль кредитных организаций
Место налога на прибыль в системе налогов РФ. Порядок взимания налога на прибыль, его основные составляющие. Роль налога на прибыль в формировании дох...

Действующий механизм исчисления и взимания налога на прибыль и пути его совершенствования
Анализ поступлений налога на прибыль в консолидированный бюджет РФ. Разработка практических рекомендаций по эффективному использованию налога на прибы...

Актуальные проблемы и пути совершенствования налога на прибыль организаций в Российской Федерации
Сущность, функции и источники формирования прибыли. Налогоплательщиками налога на прибыль. Проблема взимания налога на прибыль организаций, совершенст...

Налог на прибыль организаций, порядок исчисления и уплаты на примере организации
Современное состояние и особенности исчисления налога на прибыль организаций. Динамика поступления в консолидированный бюджет РФ. Порядок исчисления и...