Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Деятельности Президента Российской Федерации как субъекта государственного управления

Тип: дипломная работа
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
История возникновения президентской формы правления. Институт президентства в современной России. Роль Президента РФ в государственном управлении. Основные существующие проблемы, возникающие при деятельности Президента РФ, их анализ и методы решения.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

1.1 История возникновения президентской формы правления

1.2 Институт президентства в современной России

1.3 Выборы Президента Российской Федерации

2 ПРЕЗИДЕНТ РФ КАК СУБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

2.1 Президент РФ как глава государства

2.2 Роль Президента РФ в государственном управлении

3 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕЗИДЕНТА РФ ПРИ ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

3.1 Основные проблемы деятельности Президента РФ

3.2 Методы решения проблем, предложения по их устранению

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЕ А. Схема структур власти, находящихся в подчинении Президента РФ

ВВЕДЕНИЕ

Президент Российской Федерации - высшая государственная должность Российской Федерации, а также лицо, избранное на эту должность. Президент России является главой государства. Многие полномочия Президента либо имеют непосредственно исполнительный характер, либо приближены к исполнительной власти.

Президент РФ не относится к какой-либо одной ветви власти, а возвышается над нею, поскольку осуществляет координирующие функции и имеет право роспуска Государственной думы.

Президент РФ как субъект государственного управления является также гарантом конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, Верховным главнокомандующим Вооружёнными силами Российской Федерации. В соответствии с конституцией Российской Федерации и федеральными законами Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики.

Для понимания роли президента в процессе государственного управления следует рассмотреть понятие государственного управления.

Государственное управление (англ. public administration) - деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса (public policy). Деятельность по государственному управлению традиционно противопоставляется, с одной стороны, политической деятельности, а с другой стороны - деятельности по формулированию политического курса.

Актуальность темы определяется тем, что вся законодательная и нормотворческая деятельность, принятие конституционных решений, которые происходят в органах государственного управления, контролируются и управляются президентом страны, в конечном итоге отражаются на жизнедеятельности российского народа. Таким образом, Президент Российской Федерации как глава государства и субъект государственного управления влияет не только на слаженную работу огромного государства под названием Россия, но и на жизнь каждого отдельно взятого россиянина.

Цель работы - изучение деятельности Президента РФ как субъекта государственного управления, анализ основных существующих проблем.

Задачи работы определены в соответствии с поставленной целью исследования:

1. Изучение истории возникновения президентской формы правления.

2. Изучение роли Президента РФ в государственном управлении в современных российских условиях.

3. Законодательная и нормотворческая деятельность Президента РФ; конституционные полномочия.

4. Обозначение основных существующих проблем, возникающих при деятельности Президента РФ и их анализ.

5. Методы решения проблем, предложения по их устранению.

Объект исследования - деятельность Президента Российской Федерации как субъекта государственного управления.

Результаты исследования рекомендуются для применения в практической деятельности государственных и частных организаций.

Теоретической базой исследования явились монографии С.А. Авакьяна, Ю.О. Агапова, В.В. Бородина, С.В. Корчагиной, Н.И. Глазуновой, Р. Нейштадта, Н.А. Сахарова, А.С. Щукина, а также статьи в периодической печати и в сети Интернет.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

1.1 История возникновения президентской формы правления

В современных условиях типичным главой государства с республиканской формой правления является президент. Институт президентства представляет собой неотъемлемый элемент политической системы в 150 странах мира. Он существует во многих странах Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки. В то же время, каждое из этих государств характеризуется своими специфическими особенностями, своей разновидностью республиканской формы правления, и в зависимости от этого качественно различными будут статус и полномочия президента в этом государстве.

Термин «президент» происходит от латинского praesidens, что означает «сидящий впереди», т. е. председательствующий на собрании. Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. Президентство - это должность, звание, председательство. Само же понятие «президент» в литературе трактуется как выборный глава государства, а институт Президента - это властный институт, то есть совокупность властных полномочий Президента в сфере государственного управления.

Исторически родиной президентства были США, где президент в одном лице являлся и главой государства, и главой правительства. Здесь в 1788 году должность Президента была закреплена на конституционном уровне. Из США институт президентства распространился в страны Латинской Америки, а среди европейских стран первыми должность президента ввели одновременно Франция и Швейцария в 1848 г. Наибольшее распространение институт Президента получил в XX веке. После Первой мировой войны этот пост учреждается в таких европейских странах, как Австрия, Польша, Чехословакия.

Но самое широкое распространение этот институт получил в ХХ веке, в период распада колониальных империй и образования множества независимых государств, большинство из которых выбрали президентскую форму правления.

Зарубежная практика свидетельствует об особой значимости института президентства в политической жизни государства. Прерогативы Президента позволяют ему оказывать огромное влияние на общественно-политические процессы в стране. В демократических странах на него возлагается функция ведущего гаранта стабильности основ конституционного строя. В соответствии с особым статусом и полномочиями Президента, на нем лежит и особая ответственность за сохранение законности и общественного благополучия.

Несмотря на значительный опыт, накопленный различными странами мира в сфере организации и деятельности института Президента, для России он является новым и, в силу этого, требует специального административно-правового исследования. При этом не следует забывать, что, несмотря на относительную новизну (этот государственный институт существует в Российской Федерации с мая 1991 года), особенность состоит в том, что его развитие происходило в специфических условиях становления государства, находящегося на стадии перехода от тоталитарного государственно-политического устройства к демократии. Это обстоятельство и обусловило потребность в историческом анализе института президентства в современной России.

1.2 Институт президентства в современной России

В России институт президентства существует с 1991 года. В 1990-1991 гг. был закреплен пост Президента еще существующего тогда Союза СССР, появились президенты в республиках бывшего Союза.

Решение о введении института президентства в российскую государственную систему было принято на общенародном референдуме, проведенном в апреле 1991 года, а 12 июня того же года всеобщим голосованием на этот пост был избран Б. Н. Ельцин. В начале своей эволюции институт президентства существенно отличался от современного. Он был создан с целью восстановить авторитет государственной власти и укрепить исполнительную власть, обеспечивающую соблюдение законов в стране.

В законе «О Президенте РСФСР» от 24 апреля 1991 г. было всего 11 статей.

Некоторые из них аналогичны действующим сейчас, а другие утратили свое юридическое и практическое значение. В этом законом Президент был охарактеризован как высшее должностное лицо и глава исполнительной власти в РСФСР. Таким образом, статус Президента складывался из 2 основных компонентов: он был одновременно фактическим главой государства и конституционным главой исполнительной власти. Однако в таком виде институт президентства просуществовал недолго. Конституционный кризис, завершившийся событиями 3-4 октября 1993 г., привел к принятию новой Конституции, иначе определившей статус и полномочия Президента. Закон «О Президенте РСФСР» был признан указом Президента недействительным и не подлежащим применению как противоречащий Конституции РФ.

Конституция РФ 1993 г. установила новую систему органов государственной власти. Конституция Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 2003.

Была отвергнута американская модель президентской республики, где президент совмещает в одном лице пост главы государства и главы правительства. Выбор был сделан в пользу французской модели смешанной, полупрезидентской республики, в которой существует разграничение функций между двумя должностными лицами - главой государства и главой правительства.

Таким образом, пост Президента стал новшеством для Российской Федерации. Поэтому анализ института президентства в системе государственной власти России представляет собой актуальное...

Другие файлы:

Институт президентства в субъектах Российской Федерации
Конституционно-правовая характеристика института президентства в республиках в составе Российской Федерации. Компетенция президента субъекта РФ как ру...

Формы участия Президента Российской Федерации в законодательном процессе, его правотворческие полномочия
Право Президента Российской Федерации выступать в качестве субъекта законодательной инициативы. Промульгация законов о внесении поправок в Конституцию...

Президент Российской Федерации и его правовой статус
Правовое положение Президента Российской Федерации. Становление и развитие института президентства в России. Основные функции Президента Российской Фе...

Конституционно-правовое регулирование статуса и деятельности органов государственного управления
Определение конституционно-правового регулирования статуса и деятельности парламента и Президента Российской Федерации. Основные направления совершенс...

Взаимодействие Президента Российской Федерации с органами исполнительной власти России
Институт главы государства в странах современного мира. Конституционно-правовые основы статуса Президента Российской Федерации, его полномочия и формы...