Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Государственное управление образованием в РФ

Тип: курсовая работа
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Организационно-правовые формы государственного управления образованием в РФ. Общеобразовательные и профессиональные программы. Условия аттестации образовательного учреждения. Компетенция органов управления образованием. Необходимые условия для учебы.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

1. Организационно-правовые формы государственного управления образованием в РФ

Образование в Российской Федерации является приоритетной сферой забот федеральных, региональных и муниципальных органов власти. Федеральный закон от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании» (в ред. от 29 декабря 2006 г.) устанавливает ответственность органов местного самоуправления за: реализацию права граждан на получение установленного настоящим Законом обязательного основного общего образования; ежегодную публикацию среднестатистических показателей о соответствии федеральным и местным требованиям условий осуществления образовательного процесса в образовательных учреждениях, расположенных на подведомственных им территориях.

Министерство образования и науки РФ (положение о нем утверждено Постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 г. № 280 РГ. 22.06.2004. является основной организационно-правовой формой государственного управления дошкольным, начальным общим, основным общим и средним (полным) общим образованием, начальным профессиональным, средним профессиональным, высшим профессиональным и послевузовским профессиональным образованием. Минобразование России является также органом отраслевого управления педагогическим средним, высшим и послевузовским образованием.

В соответствии с Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649 в области образования функционируют два федеральных органа исполнительной власти, подведомственных Министерству образования и науки РФ:

* Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки;

* Федеральное агентство по образованию.

В ведении Минобразования России находятся Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам и Федеральное агентство по науке и инновациям.

Связь науки и образования всегда являлась важнейшей гарантией повышения качества нашего образования; и если в последние 15 лет мы снижаем уровень качества образования, то одна из основных причин этого -- увеличение разрыва между образованием и наукой. Поэтому считаю, что учебные пособия и учебники кро ме усвоения основных терминов, понятий и институтов должны работать на достижение проблемных целей, рассматриваемых в монографиях и научных статьях, так же как и подзаконные акты управления должны работать на цель, заложенную в конкретном законе. Именно обеспечение целостного единства науки и образования обеспечит надлежащее качество образования в России.

Существуют иные федеральные (ведомственные) органы управления образованием (Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, иных ФОИВ), а также государственные органы управления образованием субъектов РФ. Местные органы управления образования также могут создаваться по решению органов МСУ.

Государственное управление образованием осуществляется соответствующими ФОИВ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от формы получения образования. Они включают федеральный (обязательный) и национально-региональный компоненты. Порядок разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов утверждается Правительством РФ.

Образовательные программы определяют содержание образования определенного уровня и направленности. Они подразделяются на общеобразовательные и профессиональные, которые в свою очередь делятся на основные и дополнительные.

Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. К этим программам относятся: программы начального, среднего, высшего, послевузовского профессионального образования. Обязательный минимум знаний каждой из этих программ устанавливается государственным образовательным стандартом. Лицензирование на ведение образовательной деятельности выдается государственным органом управления образованием или уполномоченным органом местного самоуправления по месту нахождения образовательного учреждения на основе заключения экспертной комиссии.

Аккредитация -- это юридическое признание уполномоченным органом управления образованием прав и способности образовательного учреждения осуществлять свою деятельность на уровне, не ниже официально признанной нормы (стандарта), что позволяет ему выдавать своим выпускникам документ об образовании государственного образца Муниципальное право / Под ред. С.Е.Чаннова.- М.: Омега, 2011.- с. 208..

Условием аттестации образовательного учреждения являются положительные результаты итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников в течение трех последних лет. По общему правилу, аттестация проводится один раз в пять лет. По результатам аттестации образовательное учреждение может быть лишено государственной аккредитации.

Новым явлением в сфере образования является получение образования в форме экстерната. Однако существует перечень специальностей, по которым получение высшего профессионального образования в форме экстерната не допускается. Эти ограничения установлены постановлением Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. Функции учредителя высшего учебного заведения выполняет орган исполнительной власти, государственного управления, в ведении которого оно находится.

Образовательное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами и принадлежащей ему собственностью. При недостаточности у образовательного учреждения указанных средств ответственность по его обязательствам несет учредитель в порядке, определяемом законом. При ликвидации образовательного учреждения денежные средства и иные объекты собственности, принадлежащие ему на праве собственности, за вычетом платежей по покрытию своих обязательств направляются на цели развития образования в соответствии с уставом образовательного учреждения.

Образовательное учреждение вправе выступать в качестве арендатора и арендодателя имущества. Сдача в аренду муниципальным образовательным учреждением закрепленных за ним объектов собственности, а также земельных участков осуществляется без права выкупа с согласия совета образовательного учреждения по ценам, которые не могут быть ниже цен, сложившихся в данном регионе. Средства, полученные образовательным учреждением в качестве арендной платы, используются на обеспечение и развитие образовательного процесса в данном образовательном учреждении.

Муниципальные образовательные учреждения, закрепленные за ними на праве оперативного управления или находящиеся в их самостоятельном распоряжении объекты производственной и социальной инфраструктуры, в том числе жилые помещения, расположенные в зданиях учебного, производственного, социального, культурного назначения и в сельской местности, общежития, а также клинические базы учреждений медицинского образования, находящиеся и оперативном управлении образовательных учреждений или в ином ведении, приватизации (разгосударствлению) не подлежат. Финансирование образовательных учреждений осуществляется на основе государственных (в том числе ведомственных) и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждым типу, виду и категории образовательного учреждения.

2. Компетенция органов управления образованием

К компетенции государственных органов управления образованием:

* проведение государственной политики и осуществление управления в сфере образования;

* разработка и реализация федеральных и международных программ образования;

* формирование и реализация концепции среднего (полного) образования как базового для получения профессионального образования;

* организация профессионального образования работников квалифицированного труда в учреждениях начального профессионального образования, подготовка специалистов педагогического среднего, высшего и послевузовского образования;

* разработка и контроль исполнения федеральных компонентов государственных образовательных стандартов в сфере образования, содействие развитию национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов;

* разработка совместно с Минтруда России перечня профессий, направлений и специальностей, по которым осуществляются профессиональное образование и профессиональная подготовка;

* государственная оценка качества учебно-воспитательного процесса в государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждениях;

* государственная аккредитация образовательных учреждений;

* финансирование деятельности учрежденных ими образовательных учреждений; государственный управление образование аттестация

* реализация кадровой политики в сфере образования, совершенствование подготовки и использования научно-педагогических кадров и иные полномочия.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (ФС), положение о ней утверждено Постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 г. № 300.

ФС осуществляет следующие полномочия:

* осуществляет контроль и надзор:

1) за исполнением законодательства России в области образования, науки, научно-технической деятел...

Другие файлы:

Государственное управление образованием
Изучение исторического аспекта государственного управления образованием. Анализ взаимодействия государственных, муниципальных органов управления образ...

Государственное регулирование в области оплаты труда, пенсионного обеспечения и социальной сферы республики Беларусь
Государственная политика в области труда и занятости. Государственное регулирование оплаты труда, пенсионного обеспечения. Единые нормы трудового прав...

Административное право и управление социально-культурной сферой
Управление образованием и наукой различными государственными и муниципальными органами, их права и обязанности. Компетенция органов управления образов...

Государственное и муниципальное управление. Шпаргалки.
М.: 2007. — 32 с. Информативные ответы на все вопросы курса «Государственное и муниципальное управление» в соответствии с Государственным...

Государственное и муниципальное управление.
М.: Юристъ, 2003. — 320 с. Учебник предназначен для введения в специальность студентов, обучающихся по специальности «государственное и мун...