Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Государственное управление в природоохранной сфере

Тип: курсовая работа
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Понятие и содержание государственного управления в природоохранном праве. Государственная природоохранная политика как задача государственного управления. Современное состояние и перспективы водопользования в городе федерального значения Санкт-Петербурге.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Содержание

Введение

Глава 1.Характеристика государственного управления в сфере природоохранной деятельности

1.1 Понятие и содержание государственного управления в природоохранном праве

1.2 Государственная природоохранная политика как задача государственного управления

1.3 Органы, осуществляющие контроль за исполнением водного законодательства

Глава 2.Государственное управление водными ресурсами (на примере г.Санкт-Петербурга)

2.1 Организация управления природоохранной деятельностью в Санкт-Петербурге

2.2 Современное состояние водопользования в городе федерального значения Санкт-Петербурге

2.3 Перспективные направления водоохранной политики в Санкт-Петербурге

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность темы исследования. Интенсивный технический прогресс, охвативший весь мир, привел к значительным изменениям в окружающей природной среде. С быстрым развитием науки и техники с середины ХХ в. усилилось негативное влияние человека на природную среду.

Экологические проблемы в России на фоне общего экономического, политического и духовного кризиса приводят к значительному снижению качества жизни, ухудшению здоровья населения. Согласно официальным данным в 136 городах (55% городского населения) уровень загрязнения воздуха характеризуется как высокий или очень высокий, около 15% территории России по экологическим показателям находятся в критическом или околокритическом состоянии.

Сферу природопользования и охраны окружающей среды ст. 72 Конституции РФ относит к совместному регулированию, и развитие общественных отношений в области взаимодействия общества и природы объективно вызвало потребность в совершенствовании правовых норм, регулирующих данные отношения.

Современное общество является свидетелем возникновения одной из острейших проблем - охраны природных вод от загрязнения. В условиях научно-технической революции воздействие человека на окружающую среду стало столь существенным, что всерьез встает вопрос о гарантиях существования жизни на Земле. Природа уже не в состоянии без помощи человека компенсировать нарушения, вызываемые производственной и иной деятельностью людей.

Загрязнение поверхностных и подземных вод является одним из самых вредных и опасных негативных воздействий человеческой деятельности на водные объекты, которое приводит не только к необратимым неблагоприятным изменениям качества вод и водных экосистем, но и непосредственно влияет на все живые организмы нашей планеты.

Проблема охраны поверхностных вод от загрязнения на протяжении многих последних десятилетий остается одной из самых острых экологических проблем Российской Федерации, представляя собой сложнейшую социально-экономическую и научно-техническую задачу.

Легкомысленное отношение общества и государства к окружающей среде, фактический приоритет экономики перед экологией в государственной политике привели к существенному ухудшению качества окружающей среды, особенно ярко проявляющемуся в состоянии многих водных объектов на территории Российской Федерации, о чем свидетельствуют данные официального государственного мониторинга. Несмотря на то, что Россия обладает крупнейшими запасами пресной воды в мире, качество вод в подавляющем большинстве водных объектов на территории страны не соответствует принятым стандартам. По данным Государственных докладов о состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации воды многих рек России на протяжении многих лет оцениваются как «загрязненные» и «грязные». Следствием этому являются деградация водных и прибрежных экосистем, серьезные медицинские проблемы населения в ряде регионов, связанные с потреблением некачественной питьевой воды. Основным источником загрязнения поверхностных вод в России является сброс загрязненных сточных вод предприятиями промышленности, коммунального хозяйства и сельского хозяйства вследствие неудовлетворительного состояния очистных сооружений.

Сложившаяся ситуация свидетельствует о недостаточной эффективности действующего правового механизма охраны поверхностных вод от загрязнения. Существующая система правовых мер охраны вод была разработана, в основном, в 70 - 90-е годы прошлого столетия в социально-политических и экономических условиях, существенно отличающихся от современных.

Проведение в стране административной реформы, изменившей систему государственного управления в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также принятие нового Водного кодекса Российской Федерации в 2006 году, не только не решило проблемы охраны вод, но и по определенным позициям привело к значительному ослаблению экологических требований при регулировании отношений по использованию и охране водных объектов.

Объектом исследования является система общественных отношений, возникающих в процессе осуществления государственного и муниципального управления охраной окружающей среды.

Предмет исследования - система управления охраной водных ресурсов Санкт-Петербурга.

Цель исследования - разработка рекомендаций по повышению эффективности государственного управления в сфере охраны окружающей среды. Во исполнение поставленной цели сформулированы следующие задачи:

Характеристика государственного управления в природоохранном праве

Анализ государственной природоохранной политики как задачи государственного управления

Анализ системы контроля за исполнением водного законодательства

Характеристика организации управления водоодоохранной деятельностью в Санкт-Петербурге

Анализ современного состояние водопользования в городе федерального значения Санкт-Петербурге

Определение перспективных направлений водоохранной политики в Санкт-Петербурге.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют следующие методы:

· метод институционального анализа (рассмотрение управления в сфере природопользования как властного института);

· метод системного анализа (раскрытие целостности объекта исследования и выявление различных типов связей в изучаемом объекте);

· функциональный метод (объяснение функций государственных органов на примере управления в сфере экологии и природопользования).

Глава 1.Характеристика государственного управления в сфере природоохранной деятельности

1.1 Понятие и содержание государственного управления в природоохранном праве

Управление - одна из основных категорий права, в том числе природоохранного права. Притом, что эта категория, особенно категория «государственное управление», в природоохранном праве является всеми используемой, одной из важнейших по потенциалу, стоящей в каких-то отношениях в одном ряду с категориями «право» и «законодательство», в современной науке она воспринимается совсем не однозначно.

Вопрос определенности выражения понятий в праве и их адекватного восприятия весьма актуален. Еще французский философ Декарт говорил: «Употребляйте правильно слова, и вы избавите мир от половины недоразумений».

Как пишет профессор И.Л. Бачило, «по проблемам управления, и государственного управления в том числе, существует огромная литература. Однако за последнее десятилетие сам термин «государственное управление» подвергся остракизму, и многое уже осмысленное в этой области не получило развития и адаптации к новым условиям». Исполнительная власть России. История и современность, проблемы и перспективы развития. М., 2004. С. 60.

Государственное управление определяется как «организованное воздействие государства на развитие процессов и отношений в обществе властно-правовыми методами. Различают государственное управление в широком и узком смысле. Государственное управление в широком смысле осуществляют все органы государственной власти; в узком смысле оно определяется как деятельность органов исполнительной власти. Применительно к этим двум аспектам государственного управления реализуются структурные, функциональные, институциональные механизмы организационного влияния на состояние и направления развития страны, состав и содержание которых определяются конституцией государства». Юридическая энциклопедия / Под общей ред. академика Б.Н. Топорнина. М.: Юристъ, 2007. С. 208. Соответственно в Российской Федерации государственное управление в широком смысле реализуется в процессе деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, органов судебной власти РФ, органов местного самоуправления (в пределах переданных им полномочий государственной власти). В узком смысле «государственное управление» рассматривают как деятельность органов исполнительной власти.

Вне правовой, и в частности эколого-правовой, науки имеется множество определений понятия управления. Так, под управлением в обществе понимается деятельность по организации поведения людей, путем воздействия на их волю и сознание. Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. М.: Политиздат, 1977. С. 58 - 59. С точки зрения теории управления «управлять человеком - это значит, прежде всего, определить... его социальную роль».

Бринчук М.М. определяет сущность данной категории следующим образом:...

Другие файлы:

Управление природоохранной деятельностью на примере предприятия ОАО "Химпром" г. Волгограда
Сущность взаимодействия экономики с окружающей средой в рамках общественного производства. Экологическая ситуация в России на современном этапе. Предп...

Проблема рационального использования природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
Государственное регулирование в сфере природоохранной деятельности. Цели, задачи и показатели деятельности в сфере рационального использования природн...

Управление природоохранной деятельностью в регионе
Сущность важнейших механизмов и законодательно-правовых основ управления устойчивым и сбалансированным природопользованием. Структура и главные полном...

Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды
КУРСОВАЯ РАБОТАПО ПРЕДМЕТУ «Экологическое право»Государственное управлениеприродопользованием иохраной окружающей средыПонятие и виды управленияприрод...

Анализ механизмов природоохранной деятельности фирмы
Сущность природоохранной деятельности предприятия. Инженерно-экологическая экспертиза и паспортизация проектов. Экономические механизмы природоохранно...