Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Взаимоотношения президента с парламентом в США и Франции: сравнительный анализ

Тип: контрольная работа
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Сущность сходства и различия в полномочиях президентов США и Франции по отношению к парламенту, их права. Определяющая роль формы правления в государстве, участие парламента в выборах президента. Особенности взаимоотношений Президента и Парламента РФ.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ имени О.Е. КУТАФИНА»

ИНСТИТУТ ЦЕЛЕВОЙ ПОДГОТОВКИ

Заочная форма обучения (ГВД)

КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО (ГОСУДАРСТВЕННОГО) ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Контрольная работа

Вариант № 2: Взаимоотношения президента с парламентом в США и Франции: сравнительный анализ

Выполнила: студентка 2-го курса (4 гр.)

заочного отделения

Института целевой подготовки (ГВД) Цейтина А.П.

Проверил: Д.Ю.Н., профессор, заслуженный юрист РФ

Маклаков В.В.

Москва 2010

Содержание

Введение

Взаимоотношение президента с парламентом в США и Франции: сравнительный анализ

§1. Форма правления

§2. Участие парламента в выборах президента

§3. Право роспуска парламента президентом

§4. Право созыва парламента

§5. Право законодательной инициативы

§6. Право формирования правительства и ответственность последнего перед парламентом

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Данная работа была выполнена в рамках учебной программы с целью расширения знаний в отношении института президентства посредством сравнительного метода на примере двух стран: США и Франции.

Для достижения поставленной цели необходимо с помощью анализа и сравнения Конституций выявить сходство и провести различие в полномочиях президентов США и Франции по отношению к парламенту, рассмотрев такие институты, как: участие парламента в выборах президента; право роспуска парламента президентом; право созыва парламента; право законодательной инициативы, право формирования правительства и ответственность последнего перед парламентом. Поскольку во взаимоотношениях президентов с парламентами своих стран определяющую роль играет форма правления, необходимо выявить различия между параметрами форм правления США и Франции. В заключение требуется сделать выводы из этого сравнения и сказать несколько слов о взаимоотношениях президента и парламента РФ.

В соответствии с методическими требованиями, первоначально необходимо дать определения следующим ключевым понятиям:

Форма правления - принцип организации государственной власти. Форма правления раскрывает три главные характеристики государства: 1) организацию высших органов государства, их структуру, порядок образования, степень участия населения в их формировании; 2) взаимоотношения высших органов власти между собой и с населением; 3) компетенцию этих органов. Различают: монархическую и республиканскую форму правления.

Разделение властей - политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга ветви: законодательную, исполнительную и судебную. При этом каждая из ветвей власти обладает в отношении другой средствами контроля, причем этот контроль взаимный, что служит главным условием политической свободы в обществе. Данная теория предложена Джоном Локком. Термин введён Монтескьё (фр. sйparation des pouvoirs, лат. trias politica).

Глава государства - высшее должностное лицо (значительно реже - коллегиальный орган), считающееся верховным представителем государства и, как правило, носителем исполнительной власти.

Парламент - общее название высшего представительного и законодательного органа в государствах, где установлено разделение властей. Парламент считается представительным органом, то есть представляющим волю населения. Это качество парламента вытекает из способа его формирования -- путём всеобщих выборов. В современных государствах парламенты, как правило, наделены властью принимать законы, в той или иной мере формировать и контролировать исполнительную власть.

Взаимоотношение президента с парламентом в США и Франции: сравнительный анализ

§1. Форма правления

Несмотря на то, что по форме правления и США и Франция являются республиками, в основных параметрах форм правления имеются существенные различия. Республиканская форма правления характеризуется следующими чертами:

1. существование единоличного и коллегиального главы государства.

2. верховная власть осуществляется выборными органами;

3. источником власти является народ, который реализует эту власть посредством выборов высших и местных представительный органов власти, а также органов местного самоуправления;

4. срочность полномочий высших представительных органов власти;

5. использование институтов демократии в разнообразных формах;

6. юридическая и политическая ответственность главы государства и других должностных лиц. Теория государства и права: уч пособ./ Л.А. Морозова - М.: Эксмо, 2009. С. 54

Различают следующие разновидности республиканской формы правления - президентскую, парламентарную и смешанную. Основные различия президентской и парламентарной республик представлены в следующей таблице:

Президентская республика

Парламентарная республика

В руках президента соединяются полномочия главы государства и главы правительства.

Верховная власть принадлежит парламенту.

Президент избирается на всеобщих выборах и тем самым получает свои полномочия непосредственно от народа.

Президент избирается не всенародно, а парламентом или образуемой им специальной коллегии.

Президент обладает значительными полномочиями, он самостоятельно формирует правительство, которое несет ответственность перед президентом, а не перед парламентом.

Правительство формируется только парламентским путем, при этом главой правительства является не президент, а лидер правящей партии.

Президент обладает правом отлагательного вето на принятые парламентом законы.

Правительство несет ответственность перед Парламентом. Объявление парламентом вотума недоверия правительству означает, что правительство не пользуется поддержкой парламентского большинства и должно уйти в отставку.

Смешанная республика складывается в результате усиления парламентарных начал в развитии президентских республик, либо возрастания места и роли президентской власти в парламентарных республиках.

Форма правления США. В Конституции США прямо не указывается форма правления, но о республиканской форме правления свидетельствую следующие факты: во-первых, согласно разд. 4 ст. IV Конституция США в сб.: Конституции зарубежных государств: учеб. Пособие. 5-е изд. М.: Волтерс Клувер, 2007, С.362 Конституции Соединенные Штаты гарантируют каждому штату в настоящем Союзе республиканскую форму, во-вторых, источником власти является народ, в-третьих, наличие избираемого на определенный срок президента (разд.1 ст. II) Там же. С.358., который выполняет функции главы исполнительной власти и главы государства, обременен юридической ответственностью перед парламентом в форме импичмента (разд. 4 ст. II) Там же. С.360..

К тому же необходимо отметить, что США является президентской республикой, которая характеризуется следующими чертами: президент избирается народом, является главой государства и правительства; правительство не несет ответственности перед Конгрессом; президент не обладает правом роспуска палат Конгресса; президент обладает правом отлагательного вето.

Форма правления Франции. В соответствии со ст. 1 Конституции Франция является неделимой, светской, социальной, демократической Республикой. Конституция Французской Республики в сб.: Конституции зарубежных государств: учеб. Пособие. 5-е изд. М: Волтерс Клувер, 2007. С.53 Установленная Конституцией форма правления может быть определена как смешанная (полупрезидентская) республика и этим она отличается от формы правления США. Признаки смешанной республики выражаются в следующем: Президент Республики избирается гражданами (ст. 6 разд. II ) Конституция Французской Республики в сб.: Конституции зарубежных государств: учеб. Пособие. 5-е изд. М.: Волтер Клувер, 2007. С.55., является центром системы власти (ст. 5 разд. II) Там же. С. 55. , назначает (ст. 8 разд. II) Там же. С. 56. и руководит правительством (ст. 9 разд. II) Там же. С. 56. - признаки президентской республики; правительство несет политическую ответственность перед нижней палатой Парламента (ст. 20 разд. III) Там же. С. 58.

Другие файлы:

Пятая республика во Франции
Предпосылки создания Конституции Франции 1958 года, расширение полномочий президента. Особенности политики де Голля - голлизма. Регулирование взаимоде...

Сравнительный анализ полномочий президента США и ФРГ
Анализ норм Конституции США и поправок к ней, касающихся президентской власти. Некоторые факты истории США, относящиеся к тем или иным сторонам деятел...

Взаимоотношения президента и парламента во Франции

Взаимоотношения президента и парламента в США и ФРГ
Президент, парламент - правовой статус и механизм их взаимоотношений. Принцип разделения властей. Конгресс США. Статус Президента. Федеральный Президе...

Президент в политической системе общества
Понятие политической системы общества. Конституционный статус и предназначение президента в политической системе. Анализ его взаимоотношений с партиям...