Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Бракоразводный процесс на Руси в XI-XVII веках

Тип: курсовая работа
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Традиции разводов из Ветхого и Нового Завета, оценка возможностей и главных условий реализации данного процесса согласно древних трудов. Сравнительная характеристика законодательств Византии и Руси относительно расторжения браков, причины и процедура.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Введение

Разводу посвящено множество исследований в разных науках, таких как социология, юриспруденцию, философия. В курсовой работе хотим проанализировать бракоразводный процесс с позиции истории, проследить изменения в отношении к разводу. Наше исследование мы начнем с упоминания о разводе в Ветхом и Новом Завете, извлечем традиции развода, которые были перенесены в более поздние законодательства.

Проследим, что было заимствовано из Ветхого Завета Новым Заветом, проанализируем, что было перенесено из Нового завета в законодательства Византии и Древней Руси относительно разводов.

Мы сравним законодательство Византии с законодательством России. Наше сравнение будет основываться на сходствах и различиях в законодательствах относительно разрешения разводов.

Также мы проанализируем отношение церкви в XI-XVII веках к разводам.

Что касается светского законодательства, то в XI-XVII веках доминирующую роль в регулирование института брака и семьи, в том числе и бракоразводных процессов играет церковь, поэтому юридически значим в то время считался только церковное расторжение брака.

В связи с этим в нашей курсовой работе мы описываем только причины церковных разводов.

Историография. В монографии А.И. Загоровского подробно рассмотрены поводы и процедура для расторжения христианского брака, закрепленные в византийском законодательстве, а также личные и имущественные последствия развода для обоих супругов. В исследовании приводится характеристика римских и византийских источников брачно-семейного права.

Я.Н. Щапов в своей работе анализирует княжеские и церковные уставы.

В нашей курсовой работе мы пользовались исследованием Пушкаревой Н.Л. «Женщины Древней Руси», в нем она описывает процедуры заключение и расторжение брака. Так же у нее есть и другие исследования, посвященные положению женщины в обществе и роле в семье. Это такие работы как «Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница», «Частная жизнь женщины в Древней Руси и Московии»

В труде В.А. Цыпина, посвященном каноническому праву, затронут вопрос формирования на Руси церковного брачно-семейного законодательства и рассмотрены его источники.

Объектом исследования является брачно-семейные отношения в Древней Руси XI-XVII веках.

Предметом исследования стал бракоразводный процесс.

Целью исследования является комплексный анализ развития бракоразводного процесса.

Для достижения поставленной цели в ходе исследования предполагается решить следующие задачи:

1. Извлечем традиции разводов из Ветхого и Нового Завета

2. Сравнить законодательство Византии с законодательством Руси относительно разрешения расторжения брака

3. Исследовать причины и процедуру расторжения браков в Древней Руси

4. Проследить эволюцию бракоразводного процесса на Руси

Источники. В нашей курсовой работе мы использовали Новый и Ветхий Завет - первые древнейшие части христианской Библии, древнее еврейское Священное Писание. Ветхий Завет был написан в период с XIII по I в. до н.э. Новый завет был написан с I века н.э. по конец I н.э. С помощью них мы хотим проследить историю развития бракоразводного процесса.

Мы также использовали Эклогу - краткий свод византийского законодательства. Она создана в эпоху правления императора Льва III Исавра в первой половине VIII века (предположительно в 726 году). В неё включены нормы обязательного, семейного, наследственного, уголовного и уголовно-процессуального права. Мы хотим узнать из нее причины, по которым происходил развод и сравнить их с причинами разводов на Руси. Использовали две главы из «Книг законных» - «Закон о казнех» и «Закон о разделении браком», взятые составителем этого кодекса из «Прохирона», сборника норм византийского гражданского, уголовного, судебного и церковного права. Создан в 879 г. по приказу императора Василия I. А также широко распространенные на Руси сборник «Закон Судный людем», древнейший славянский памятник права, который источником имел византийское право, и «Древнеславянская кормчая XIV титулов без толкований», пришедшие к нам из Болгарии, содержат сведения о заключении и расторжении брака.

Церковный Устав Ярослава Мудрого - это церковный нормативно-правовой акт государственного происхождения, регулирующий общественные отношения, отнесенные им к церковной юрисдикции, составленный в период правления князя Ярослава Мудрого. Из него мы брали информацию относительно церковного разрешения расторжения брака на Руси. Датируется XI веком.

Стоглав - сборник решений Стоглавого собора 1551 года; состоит из 100 глав. Название утвердилось с конца XVI века: сам текст памятника содержит и иные наименования: соборное уложение, царское и святительское уложение. Решения сборника касаются как религиозно-церковных, так и государственных вопросов. Содержит разъяснения о соотношении норм государственного, судебного, уголовного права с церковным правом.

Древнерусские княжеские уставы XI-XV веков представляют собой полное академическое издание древнерусских уставов и грамот епископских и митрополичьих кафедр: Устава князя Владимира, Устава-судебника князя Ярослава и митрополита Иллариона, уставных грамот Смоленской, Новгородской, Туровской, Галицкой и Киевской земель, документов XV в., подтверждающих эти уставы, а также анонимных уставных и правовых записей. Источники ценны для изучения сложения и развития феодального общества и государства на Руси, семейного и брачного права.

Домострой - памятник XVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Наиболее известен в редакции середины XVI века на церковнославянском языке, приписываемой протопопу Сильвестру. Написан живым языком, с частым использованием пословиц и поговорок.

Соборное Уложение 1649 года - свод законов Московского государства, составленный на Земском соборе, регулирующий различные сферы жизни. Это первый печатный памятник русского права.

Совокупность перечисленных выше источников, на наш взгляд, является достаточной для решения поставленных в курсовой работе научных задач.

В работе использованы сравнительно-исторический, компаративистский и проблемно-хронологический методы. При написании курсовой работы использовались также общенаучные методы исследования.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

1. Бракоразводный процесс в общехристианской и правовой традиции Византии

брак развод законодательство

В Древней Руси после принятия христианства брачно-семейные отношения были переданы под юрисдикцию церкви, представители которой исходили из принципа незыблемости евангельских истин, гласивших, что Ева была создана из ребра Адамова, в силу чего составляла с ним единое целое, и их союз не был расторгнут даже после грехопадения. Опираясь на этот тезис, церковь провозглашала брак священным и нерасторжимым. С точки зрения христианства, только смерть одного из супругов или прелюбодеяние жены освобождали другого супруга от уз брака.

1.1 Общехристианские традиции

Развод противоречит воле Бога. В первых двух главах Библии Господь показывает свой замысел относительно брака, но впоследствии грехопадение человека внесло свои изменения (Быт. 1,2). Когда фарисеи в разговоре с Иисусом Христом подняли вопрос о допустимости развода, Иисус указал на первоначальный замысел Бога (Мф.19, 4-6). Христос подчеркнул, что Бог против того, чтобы люди разводились (Мф. 19,6).

Бог не просто против развода, Он его ненавидит (Мал. 2,16). Через пророка Малахию Господь обличает Свой народ в неверности. Он показывает, что Бог не только установил брак, но и непосредственно участвует в нем. Бог также сожалеет о том, что из-за развода страдают дети, жизнь которых травмируется с ранних лет.

Когда Бог вывел евреев из Египта, они были пропитаны язычеством и находились на очень низком духовном и моральном уровне. Моисею пришлось во избежание хаоса и конфликтов дать разрешение разводиться. Самой главной причиной разрешения развода являлось жестокое сердце (Мф. 19,8). Во времена Ветхого Завета мужчины больше ценили выгоду от женщины, нежели саму женщину. Когда жена не нравилась из-за какого-то несоответствия, муж мог написать разводное письмо и возвратить ее отцу (Втор. 24,1).

Изучая проблему развода в Новом Завете в принципе можно уже рассматривать его с точки зрения христианской этики. Потому что с появлением христианства появился Новый Завет, в котором Иисус Христос внес ясность во все основные вопросы, стоявшие перед человечеством.

В Своем споре о разводе с фарисеями Иисус достаточно ясно показал свою позицию в этом отношении. В Евангелии от Матфея говорится о единственном поводе для развода - это прелюбодеяние (Мф. 19,9). У фарисеев в то время не бы...

Другие файлы:

Русская образованность в X-XVII веках. Первые попытки создания в Московской Руси систематических школ в XVII в.

Отношение протестантизма к России в XVI и XVII веках
Иван Иванович Соколов - духовный писатель, был ректором семинарий в Могилёве и Пензе, викарием епархий казанской и черниговской и епископом черниговск...

Учебник Русской Истории для средней школы
Учебник русской истории для средней школы : курс систематический : в 2 ч. / проф. С. Ф. Платонов. - Издание 9-е, дополненное.Содерж.: Часть 1 : Введен...

Культура стран Европы в XVI-XVII веках
Расцвет культуры в XVI-XVII веках и распространение Возрождения в европейских странах. Развитие направлений в литературе и искусстве: барокко, классиц...

Библейская Русь
История Руси XIV-XVII веков реконструируется на основе анализа исторической информации, содержащейся в Библии. Оказывается, библейские события происхо...