Административно-правовые формы правоохранительной деятельности должностных лиц таможенных органов
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Размещено на
Введение
В современных условиях ни одна страна, какой бы крупной она ни была, не может изолированно существовать в рамках мирового экономического пространства. Исторический опыт показывает, что народы, активно использовавшие международные связи, неизменно выигрывали в развитии экономики и культуры в сравнении с теми, кто такой активности не проявлял. Это положение тем более очевидно в наше время, когда решающими ресурсами являются уже не столько природные богатства, сколько интеллектуальный и научно-технический потенциал общества.
Способствовать интегрированию белорусской экономики в мировое хозяйство призвана таможенная политика Республики Беларусь. Как составная часть экономической политики таможенная политика служит в современных условиях целям обеспечения и реализации внешнеэкономических задач и интересов страны, является одним из активных средств в осуществлении ее внешнеэкономической деятельности.
Сейчас внешнеэкономическая деятельность является важной составляющей, формирующей структуру, динамику, устойчивость национальной экономики. Таможенные органы являются базовым звеном в государственном регулировании такой деятельности.
Геополитическое положение Беларуси, расположение государства в центре Европы обусловили тот факт, что через ее территорию всегда проходили транспортные магистрали, по которым перемещались основные потоки грузов и пассажиров в направлении с Востока на Запад и с Севера на Юг Евразии. После приобретения Беларусью в 1991 г. суверенитета возросла необходимость в защите экономических интересов государства, на страже которых и призваны стоять таможенные органы.
Переход экономики страны на условия рыночных отношений, ликвидация последствий монополии государства во внешнеэкономической деятельности, выделение таможенных органов в самостоятельную государственную структуру и ряд других факторов привели к тому, что таможенные органы приобрели часть функций и полномочий других министерств и ведомств: экономических, статистических, природоохранных и других. Однако основными функциями таможенных органов остаются: пополнение доходной части государственного бюджета за счет взимания таможенных платежей (фискальная функция) и борьба с преступлениями и иными правонарушениями в сфере таможенного дела (правоохранительная функция).
Правоохранительная деятельность, в общем, это целенаправленная деятельность, результатом которой является защита права (норм права) от противоправных посягательств.
Контрабанда и другие экономические преступления, и коммерческие правонарушения, порожденные стремлением заинтересованных лиц обойти установленный порядок перемещения товаров через границу, уходят корнями в далекое прошлое, а арсенал ухищрений и изощренных тайных методов и приемов их применения неисчерпаем и постоянно пополняется. Поэтому, экономическая безопасность страны во многом зависит от результатов правоохранительной деятельности таможенных органов.
Важность данной деятельности также определяется и тем, что мировой финансовый кризис, обусловивший резкое снижение деловой активности и объемов внешней торговли, в то же время спровоцировал всплеск нелегального трансграничного перемещения товаров.
В связи с актуальностью вышеизложенных тезисов можно сформулировать цель курсовой работы:
ѕ исследовать правоохранительную деятельность таможенных органов на современном этапе;
ѕ представить общую характеристику правоохранительной деятельности и систему органов ее осуществляющих в Республике Беларусь;
ѕ рассмотреть место и роль таможенных органов в системе правоохранительных органов и их значение в обеспечении экономической безопасности;
ѕ раскрыть формы правоохранительной деятельности таможенных органов;
ѕ изучить практическую деятельность таможенных органов Беларуси и результаты их работы в данной сфере.
Объектом исследования в курсовой работе является правоохранительная деятельность таможенных органов.
Предметом исследования служат общественные отношения, возникающие в процессе выполнения правоохранительной деятельности и их влияние на качественную организацию таможенного дела.
Эмпирическую базу курсовой работы составили прикладные данные исследований в области таможенного дела, данные статистики, а также данные, содержащиеся в белорусском секторе Интернета.
Теоретико-методологическую базу исследования составили четыре группы источников. К первой отнесены авторские издания по исследуемой проблематике. Ко второй отнесены учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература, комментарии к законодательству). К третьей отнесены научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике. И к четвертой отнесены специализированные веб-сайты организаций.
Работа состоит из введения, четырёх глав, разбитых на под главы, заключения, списка используемых источников и исследованной литературы.
1. Понятие и общая характеристика правоохранительной деятельности должностных лиц таможенных органов Республики Беларусь
1.1 Понятие и содержание правоохранительной деятельности должностных лиц таможенных органов
Согласно ст. 2 Конституции РБ «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. Для защиты прав и свобод государство осуществляет правоохранительную деятельность. Правоохранительная деятельность - это деятельность специально уполномоченных государственных органов, основной функцией которых является: выявление, пресечение и предупреждение правовых нарушений, восстановление нарушенных прав или наказание правонарушителя, если восстановление нарушенных прав невозможно.
Признаки правоохранительной деятельности:
ѕ осуществляется при помощи юридических мер воздействия;
ѕ осуществляется в строгом соответствии законам;
ѕ осуществляется в установленном законом порядке;
ѕ осуществляется специально-уполномоченными органами.
Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности.»
Государственный таможенный комитет Республики Беларусь является республиканским органом государственного управления, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в Республике Беларусь (ст. 7 Таможенного кодекса Республики Беларусь).
Таким образом, таможенные органы являются органом государственного управления специальной компетенции (в сфере таможенного дела), то есть исполнительно-распорядительными органами. Они имеют право во исполнение решений высших органов государственной власти и управления издавать акты управления по вопросам таможенного дела, обязательные для исполнения другими ведомствами, юридическими и физическими лицами, причастными к перемещению товаров через таможенную границу. Это одно из направлений их участия в административно-правовом регулировании таможенных отношений.
Согласно ст. 8 Таможенного кодекса Республики Беларусь таможенные органы отнесены к правоохранительным органам.
В этой связи содержанием правоохранительной деятельности таможенных органов является охрана урегулированных нормами таможенного, административного, уголовного, государственного, международного, финансового, гражданского и других отраслей права отношений, возникающих в процессе контактов участников ВЭД и должностных лиц таможенных органов по поводу перемещения товаров через таможенную границу.
Правоохранительная деятельность таможенных органов является разновидностью государственной деятельности, проявлением внутренних и внешних функций государства в сфере таможенных правоотношений.
Цель этой деятельности заключается в обеспечении соблюдения, исполнения, применения норм государственного, административного, таможенного, гражданского и других отраслей права в сфере деятельности таможенных органов.
Соблюдение норм права в сфере деятельности таможенных органов - это следование субъектов права, должностных лиц таможенных органов и участников ВЭД ее предписаниям, воздержание от запрещенных нормой соответствующей отрасли права действий. Примером могут служить действия участников ВЭД по соблюдению норм Таможенного кодекса Республики Беларусь о декларировании товаров, а должностных лиц таможенных органов - о приеме деклараций.
Использование правовой нормы в сфере деятельности таможенных органов - это осуществление субъектами правоотношений, должностными лицами таможенных органов и участниками ВЭД своих прав, предусмотренных этой нормой.
В качестве примера использования правовой нормы может рассматриваться право участника ВЭД получать консультации и информацию по вопросам таможенного оформления товаров и т.п.
Исполнение правовой нормы - это действие физического, должностного или юридического лица по выполнению возложенных на него нормой обязанностей.
Применение норм права - это властно-регулятивные действия государственных органов, должностных лиц по претворению предписаний правовой нормы в жизнь.
Правоохранительная деятельность таможенных органов осуществляется в порядке реализации практически всех функций, возло...
Правоохранительная деятельность таможенных органов
Понятие и сущность правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации. Направления правоохранительной деятельности таможенных орг...
Содержание и особенности правоохранительной деятельности таможенных органов
Правоохранительная деятельность: её признаки, понятие и задачи. Система таможенных органов России, её правовой статус. Право таможенных органов на рас...
Расследование таможенных преступлений
Цели и задачи таможенного регулирования. Характеристика оперативно-розыскной и правоохранительной деятельности таможенных органов как органов админист...
Взаимодействие правоохранительных органов в сфере предупреждения таможенных преступлений в Республике Казахстан
Система, принципы и задачи деятельности таможенных органов. Взаимоотношения таможенных органов с другими государственными органами. Правовые основы и...
Правоохранительная деятельность таможенных органов РФ
Принципы таможенного права в России. Правовые основы деятельности и управления Федеральной таможенной службой, ее взаимодействие с другими государстве...