Административно-правовое регулирование деятельности полиции Российской Федерации на современном этапе
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Введение
В соответствии с общей концепцией соотношения государства и гражданского общества государство регулирует лишь наиболее важные отношения. Как правило такие отношения регламентированы правовыми нормами и охраняются от нарушений различными средствами воздействия.
Для охраны и защиты личности, общества и государства создана система органов, обеспечивающих надежную правоохрану и осуществляющих меры реагирования в каждом случае нарушения или неправильного применения закона.
Вышеуказанная цель реализуется органами исполнительной власти РФ в одной из ее функций - охранительной, которая представляет собой применение к юридическим и физическим лицам мер государственного принуждения в случае, если этими лицами нарушаются законодательные нормы.
Внутри страны, вышеуказанную функцию выполняет министерство внутренних дел Российской федерации, в систему которой, входит полиция.
Основными нормативными документами, регулирующими деятельность полиции являются Федеральный закон «О полиции» №3-ФЗ от 07.02.2011г. (ред. от 03.02.2014г. N 8-ФЗ) и Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» №342-ФЗ от 30.11.2011г. (ред. от 25.11.2013 N 317-ФЗ, с изм. от 21.03.2014 N 7-П).
Особенностью современного этапа развития российской государственности является принятие весьма большого количества законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок создания, структуру и систему правоохранительных органов. В частности в России проводится административная реформа, которая направлена на повышение эффективности деятельности органов внутренних дел, в этом и заключается актуальность данной работы.
Цель исследования представленной работы заключается в анализе административно-правового статуса полиции как правоохранительного органа в системе действующих в Российской Федерации правоохранительных органов.
Задачами настоящей курсовой работы являются:
определение понятия государственного управления в области внутренних дел Российской Федерации, установление его целей, задач и функций;
изучение структуры и назначения полиции;
изучение статуса полиции в системе МВД РФ;
рассмотрение основных направлений деятельности полиции;
характеристика принципов деятельности полиции;
изучение обязанностей, возлагаемых на полицию;
определение предоставленных прав полиции в зависимости от возложенных на нее обязанностей.
Объектом исследования являются отношения в сфере взаимодействия органов полиции между подразделениями и иными органами государственной власти Российской Федерации.
Предмет исследования - это нормативные правовые акты, регламентирующие организацию и деятельность полиции в Российской Федерации. государственное управление полиция обязанность
Методологической основой данного исследования является общенаучный диалектический метод познания. На его основе использовались также частнонаучные методы: формально-логический, системно-структурный, историко-правовой, структурно-функциональный и метод сравнительного правоведения.
Источниками данной курсовой работы являются положения Конституции Российской Федерации 1993 г., Федеральных законов «О полиции» №3-ФЗ от 07.02.2011г. (ред. от 03.02.2014г. N 8-ФЗ) и «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» №342-ФЗ от 30.11.2011г. (ред. от 25.11.2013 N 317-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 21.03.2014 N 7-П), действующего российского законодательства, а также другие нормативные правовые акты (законы и подзаконные акты); исследования данной проблемы в отечественной юридической литературе, научная и учебная литература (монографии, научные статьи, учебники, учебные пособия); материалы правоприменительной практики (решения органов судебной власти; обзоры, отчеты органов исполнительной власти).
Глава 1. Государственное управление в области внутренних дел Российской Федерации, его цели, задачи и функции
1.1 Понятие государственного управления в области внутренних дел Российской Федерации, его цели, задачи и функции
Правовой основой государственного управления в области внутренних дел Российской Федерации являются Конституция Российской Федерации 1993г., Федеральный закон «О полиции» №3-ФЗ от 07.02.2011г. (ред. от 03.02.2014г. N 8-ФЗ), Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» №342-ФЗ от 30.11.2011г. (ред. от 25.11.2013 N 317-ФЗ, с изм. от 21.03.2014 N 7-П), «Федеральный закон «О пожарной безопасности» №69-ФЗ от 21.12.1994г.» Собрание законодательства Российской Федерации 1994г. № 35, «Федеральный закон «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» №27-ФЗ от 06.02.1997г.» Собрание законодательства Российской Федерации 1997г. № 6, Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное постановлением Верховного Совета Российской Федерации №4202-I от 23.12.1992г.
Управление внутренними делами является самостоятельной отраслью управления в области социально-политической деятельности государства. Оно представляет собой целенаправленную, организующую деятельность органов исполнительной власти.
«Управление внутренними делами имеет свою специфику, выраженную в правоохранительном характере управления. Управление направлено на соблюдение гражданами законов и иных правовых актов; предупреждение правонарушений; создание условий физическим, юридическим и должностным лицам для реализации их прав и исполнения, возложенных на них конституционных обязанностей; воспитание у граждан правосознания, уважения к нормам права» Коренев А.П. Административное право России. Учебник. M.: МЮИ МВД России. Изд-во «Щит-М»,1999 с.16.
Сфера внутренних дел государства является многоструктурной, включает в себя общественные отношения, связанные с защитой прав, свобод и интересов личности, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств; предупреждением и пресечением преступлений и административных правонарушений; осуществлением оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия; обеспечением безопасности дорожного движения и противопожарной безопасности; осуществлением лицензионно-разрешительной деятельности; паспортно-визового контроля и др.
Существующая объективная взаимосвязь вышеперечисленных общественных отношений, а также их специфика, дают право рассматривать сферу внутренних дел в качестве самостоятельного объекта государственного управления, то есть как комплекс общественных отношений, выступающий в качестве управляемой системы.
Управление внутренними делами, как и управление в иных отраслях, представляет собой целенаправленную организующую деятельность. Субъектами управления в области внутренних дел являются государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица, наделенные соответствующими полномочиями, общественные объединения и их представители, обладающие специальными правами по осуществлению функций в сфере внутренних дел, а также граждане, участвующие в охране общественного порядка.
Содержание управления внутренними делами вытекает из деятельности по реализации целей, задач и функций управления, осуществляемой в установленных формах и соответствующими методами.
«Основной целью управления в области внутренних дел следует считать обеспечение правопорядка и законности в государстве, охрану прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Данная цель конкретизируется в задачах управления по охране общественного порядка, по борьбе с преступностью, по обеспечению общественной безопасности, по охране имущества собственников и защите объектов, независимо от форм собственности, по исполнению уголовных наказаний.
Эти задачи решаются полицией, внутренними войсками, подразделениями Государственной противопожарной службы и другими подразделениями и службами органов внутренних дел» Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Учебник. М., 1995г..
Из цели и задач управления внутренними делами вытекают основные функции управления:
охрана жизни, прав, свобод и законных интересов граждан от противоправных посягательств;
охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений и административных правонарушений;
охрана на основе договоров с собственниками принадлежащего им имущества;
исполнение уголовных наказаний.
В юридической литературе нет определенного понятия управлению внутренними делами. Оно вытекает из самого понятия государственного управления в совокупности с целями, задачами и функциями органов исполнительной власти, осуществляющих управление внутренними делами государства.
Исходя из вышеизложенного, подводя итог, можно дать следующее определение государственному управлению в области внутренних дел:
Государственное управление в области внутренних дел представляет собой исполнительно-распорядительную деятельность государственных органов и специально уполномоченных общественных организаций, направленную на обес...
Административно-правовое регулирование управления обороной
Понятие, содержание и правовые основы управления обороной. Военная доктрина Российской Федерации: ее характеристика. Система и административно-правово...
Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности
Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности на современном этапе. Регулирование экспорта и импорта путем квотирования и лицензирования. Ко...
Правовые основы управления внутренними делами в Российской Федерации
Понятие и структура органов внутренних дел Российской Федерации на современном этапе. Задачи и организация Министерства. Правовая основа деятельности...
Негосударственные пенсионные фонды Российской Федерации и их место в пенсионной реформе
НПФ и их место в накопительной модели пенсионного обеспечения. Анализ деятельности НПФ в Российской федерации. Правовое регулирование деятельности НПФ...
Правовое регулирование порядка доступа граждан к информации о деятельности судебных органов в Российской Федерации
Понятие и особенности судебной системы. Права граждан по получению информации о деятельности государственных, в том числе и судебных органов по законо...