Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Административная правосубъектность, ее характеристика

Тип: курсовая работа
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Понятие и содержание административной правосубъектности, ее формы и разновидности. Элементы данной правосубъектности: дееспособность и правоспособность. Порядок определения субъектов этого правового явления, направления и особенности его исследования.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

КУРСОВАЯ РАБОТА

Административная правосубъектность, ее характеристика

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью установления сущности и пределов административной правосубъектности.

Правосубъектность выступает в качестве первоначального условия, общей предпосылки к участию в административных правоотношениях.

Административная правосубъектность составляет основу административно-правового статуса субъектов. Административно-правовой статус характеризует исходное правовое положение субъектов административного права.

Объектом данного исследования являются общественные отношения, регулируемые нормами административного права

Предметом является изучение административной правосубъектности

Целью работы является исследование административной правосубъектности, анализ различных авторов к определению правосубъектности, ее сущности, видов выработанных в административном праве.

Задачи работы:

1. Провести анализ определения административной правосубъектности, рассмотреть содержание и виды административной правосубъектности

2. Дать характеристику элементам административной правосубъектности

Теоретико-методологическая основа и источниковая база исследования.

Теоретико-методологической основой послужили:

- юридико-догматический метод,

- сравнительный метод.

Источниковую базу составили: научные работы, учебники и нормативные правовые акты.

1. Административная правосубъектность: понятие, элементы

1.1 Административная правосубъектность - понятие, содержание

административный правоспособность дееспособность

Административная правосубъектность предполагает такие качества физических и юридических лиц, которые в соответствии с действующим законодательством дают им право быть участниками (сторонами) регулируемых административным правом управленческих общественных отношений.

Административная правосубъектность составляет основу административно-правового статуса субъектов, который включает в себя три элемента: права, обязанности и ответственность. Административно-правовой статус характеризует исходное правовое положение субъектов административного права. Он устанавливается Конституцией, федеральными законами и подзаконными нормативными актами органов управления административно-правового характера в сфере осуществления исполнительной власти.

Административная правосубъектность имеет свои особенности. Первая особенность состоит в том, что, будучи равной для всех бланкетной возможностью быть участником административно-правовых отношений, она закрепляет различие в правовом положении субъектов. Вторая особенность - ее связь с административной деятельностью, с участием в ней в качестве субъекта или объекта управляющего воздействия. Для коллективных образований административная правосубъектность зачастую носит первичный характер.

Правосубъектность является общественно-юридическим свойством, которое нормы права придают лицам в соответствии с требованиями экономического базиса, потребностями общественного развития. В то же время правосубъектность является именно свойством лица - таким его общественно-юридическим состоянием, которое по своей природе неотъемлемо от лица.

По своей роли, специфическим функциям в механизме правосубъектность выступает в качестве средства фиксирования (закрепления) круга субъектов - лиц, обладающих способностью быть носителями субъективных юридических прав и обязанностей.

Наделение лиц правосубъектностью представляет собой первую ступень в процессе воплощения юридических норм в социальную жизнь. Уже здесь нормы права в какой-то мере реализуются: реально определяется круг лиц, которые могут быть субъектами прав и обязанностей.

Следовательно, административная правосубъектность, конкретизируя круг реальных субъектов, является вместе с тем такой первичной ступенью конкретизации правовых норм, на которой определяется общее юридическое положение субъектов: субъекты ставятся в то или иное отношение друг к другу.

Правосубъектность также представляет собой особое субъективное право, входящее в состав общих правоотношений. Ведь способность-это и есть возможность, которая неотъемлемо принадлежит данному лицу и проявляется в его деятельности. Если же вспомнить, что правосубъектность - не естественное, а общественно-юридическое свойство, то значит - перед нами юридическая возможность. Юридические же возможности суть не что иное, как субъективные права.

Таким образом, между правосубъектностью и другими общими правами и обязанностями, характеризующими правовое положение субъектов, существует двусторонняя зависимость. Общие права и обязанности, складываясь и осуществляясь на основе правосубъектности и оставаясь самостоятельными явлениями, в свою очередь характеризуют и раскрывают содержание правосубъектности.

В юридической литературе на своеобразие правового положения субъектов в ряде отраслей права обратила внимание Е.А. Флейшиц. Она убедительно показала, что в такой, отрасли, как административное право, правоспособность не может быть определена как общая абстрактная предпосылка правообладания. Из этого верного положения был сделан вывод, что «в административном праве правоспособности вообще не существует, ибо правоспособность всегда абстрактна и должна быть абстрактной возможностью правообладания и несения обязанностей». Но почему? Не будет ли правильнее сделать другой вывод: поскольку в административном праве правосубъектность не исчерпывается бланкетной возможностью постольку, очевидно, в нем и ряде других отраслей права необходимо по-иному понимать эту правовую категорию.

Важным закреплением правосубъектности является ее международное признание: люди и их объединения, выступающие в качестве носителей предусмотренных законом прав и обязанностей, являются участниками правоотношений, субъектами права. В международной пакте о гражданских и политических правах записано: «каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности». Это положение также закреплено во Всеобщей Декларации Прав человека 1948 г. в статье 6.

Административная правосубъектность индивидуальных субъектов непрерывно расширяется. В ее регулировании повышается роль законов. За последние годы федеральными законами гражданам предоставлено право на оружие, на свободный выбор места жительства, учреждение средств массовой информации и др. Значительно расширены права на судебную защиту, на объединение, на свободу совести.

1.2 Виды административной правосубъектности

Административная правосубъектность может быть общей и специальной.

Общая правосубъектность - это способность лица в рамках данной политической и правовой системы быть субъектом права вообще. В российском обществе все люди с момента рождения обладают общей правосубъектностью.

Специальная правосубъектность - это способность лица быть участником административных правоотношений. Специальной правосубъектностью, например, обладают органы государственного управления и должностные лица - в пределах административных правоотношений.

Алексеев С.С. отмечает, что специфические разновидности имеет специальная правосубъектность в отраслях права, регулирующих властеотношения (это касается прежде всего административного права). Здесь нужно различать:

а) активную правосубъектность, т.е. правосубъектность, которой наделены субъекты власти - органы государственной власти и государственного управления;

б) пассивную правосубъектность, т.е. правосубъектность, которой наделены субъекты подчинения. Если пассивная правосубъектность в данном круге отношений одинакова и равна для всех субъектов подчинения, то активная правосубъектность, именуемая компетенцией, неодинакова для различных органов власти и управления, а главное всегда конкретизирована по содержанию.

Таким образом, административная правосубъектность - это качества физических и юридических лиц, которые в соответствии с действующим законодательством дают им право быть участниками (сторонами) регулируемых административным правом управленческих общественных отношений.

Раскрывая понятие и содержание административной правосубъектности, я отметила основные положения (свойства, признаки) административной правосубъектности:

1. Административная правосубъектность принадлежит субъектам административного права и неотъемлема от них.

2. От объема административной правосубъектности зависит правовое положение субъектов административного права.

3. Объем правосубъектности определяется государством.

4. Правосубъектность - не естественное, а общественно-юридическое свойство.

Я выделила виды административной правосубъектности, такие как:

- общая;

- специальная;

- активная;

Другие файлы:

Административная правосубъектность индивидуальных субъектов

Государственный служащий
Понятие и виды государственного служащего. Государственные должности, квалификационные разряды. Административная правосубъектность и статус служащего....

Основания возникновения административно-правовых отношений
Органы исполнительной власти: управленческий цикл, стадии и принципы управления. Сущность и реализация административно-правовой деятельности. Админист...

Государственные служащие как субъекты административного права
Государственное управление экономической сферой в Российской Федераци. Государственные служащие как субъекты административного права. Административная...

Гражданская правосубъектность как элемент (основа) правового статуса
Гражданская правосубъектность высшего учебного заведения, ее социально-экономическая сущность. Юридическая способность быть субъектом правовых отношен...