Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Автор как сторона авторского договора и договора авторского заказа

Тип: статья
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Авторский договор - соглашение между автором произведения, охраняемого авторским правом, и пользователем; содержание и права, передающиеся по договору. Автор как сторона авторского договора и авторского заказа; отличия авторско-договорных отношений.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Автор как сторона авторского договора и договора авторского заказа

Л.В. Сорокина

Сторона как авторского договора, так и договора авторского заказа, являющаяся первоначальным обладателем либо потенциальным первоначальным обладателем исключительного права на произведение, названа законодателем автором.

Меняется ли содержание понятия «автор» в зависимости от того, какой перед нами договор: авторский или авторского заказа? В науке авторского права под авторским договором часто понимается соглашение о передаче исключительного права на уже созданное автором произведение, при этом родовидовые связи авторского договора и договора авторского заказа не учитываются.1

Вопрос о сторонах договора непосредственно связан с проблемой квалификации договоров в качестве авторско-правовых в соответствии с таким критерием, как субъектный состав договорного правоотношения. Указанной проблемы не возникает при условии, если понятие «автор», используемое для обозначения стороны -- первоначального обладателя исключительного права на произведение, толкуется буквально: «лицо, чьим творческим трудом создано (создается) произведение». Именно такое толкование понятия «автор» используется в договоре авторского заказа, несмотря на отмечаемую в науке авторского права условность употребления термина «автор» в отношении лица, которое обязуется создать произведение.

Действительно, с формальной точки зрения, сторону договора авторского заказа, обязующуюся создать произведение, предусмотренное договором, на момент заключения такого договора нельзя назвать автором, т.е. лицом, чьим творческим трудом создано произведение, ведь как такового произведения еще нет. Подобное замечание неоднократно встречалось в литературе, так Р.Ш. Рахматулина отмечала, что «при заключении договора заказа нельзя с уверенностью утверждать, что лицо, которому поручено создать произведение, действительно выполнит свое обязательство и станет автором».2

По мнению Э.П. Гаврилова, авторское право вообще не регулирует и не призвано регулировать отношения, связанные с созданием произведений; оно регулирует лишь те отношения, которые возникают в связи с использованием уже созданного произведения.3

Таким образом, отношения по созданию произведения как объекта авторского права могут быть охарактеризованы как организационные, так как отношения, регулируемые договором авторского заказа, регламентируют действия сторон до появления самого объекта авторского права.

Действительно, авторское право регулирует, прежде всего, отношения, складывающиеся в процессе использования уже созданного произведения, поэтому до его создания сторона договора авторского заказа не может именоваться автором, а сам такой договор играет особую роль в механизме авторско-правового регулирования, создавая предпосылки для его поля действия.

Сама природа авторско-договорных отношений отличается от природы договорных отношений авторского заказа.

Так, лицо, чьим творческим трудом создано произведение, является субъектом абсолютного правоотношения, поэтому все окружающие лица обязаны не нарушать его субъективные права. Вступая в договорные правоотношения, связанные с использованием произведения, автор становится обладателем относительных имущественных прав.

И наоборот, лицо, работающее над созданием произведения по договору авторского заказа, изначально выступает субъектом относительных имущественных прав, предусмотренных самим договором, а субъектом абсолютного правоотношения становится только при условии достижения результата своей творческой деятельности, выступающего предметом договора, заключенного с заказчиком.

Исходя из позиции законодателя, закрепленной в ст. 1257 ГК РФ, можно сделать вывод о том, что для российского авторского права вопрос о субъектах первоначального авторского права не является дискуссионным и имеет категоричный ответ: автором является гражданин, творческим трудом которого создано произведение науки, литературы или искусства. Тем не менее, дискуссионность данному вопросу придает возможность юридического лица быть первоначальным субъектом авторского права, закрепленная в зарубежном законодательстве. Представители науки авторского права считают: «признание за юридическим лицом первоначального авторского права принципиально ни на чем не основано: творчество как исключительный титул первоначальности авторского права присуще только человеку, но не юридическому лицу».4

С другой стороны, в цивилистике совершенно справедливо отмечают заинтересованность организации, чьим уставным видом деятельности выступает «выпуск духовной, идеологической “продукции”, в обладании специфическим субъективным правом, условно названным “фирменным”, противопоставляемым субъективному авторскому праву создателя конкретного произведения».5

Практическая важность наличия у юридического лица такого «фирменного» права проявляется при «передаче произведений для использования за границей, в частности при экспорте кинофильмов и совместной их постановке с зарубежными организациями и фирмами, при международном обмене радио- и телевизионными программами, при заключении издательских договоров с иностранными издательствами и т.п.».5

Итак, вопрос о принадлежности того или иного договора к авторским договорам возникает тогда, когда стороной, обладающей авторскими правами, выступает юридическое лицо.

Рассмотрим, как со временем меняется позиция законодателя по отношению к принадлежности авторских прав юридическому лицу.

Так, до принятия Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 г. №5315-1 «Об авторском праве и смежных правах» (далее -- Закон об авторском праве), ст. 484, 485, 486 ГК РФ определяли, что авторские права на периодические издания, кинофильмы, телевизионные фильмы, радио- и телепередачи признавались принадлежащими юридическим лицам с момента создания такого рода произведений.

В период действия Закона об авторском праве были закреплены следующие законные основания обладания юридического лица исключительными авторскими правами: создание служебного произведения по заданию работодателя; создание аудиовизуального произведения его изготовителем; наследование исключительных авторских прав юридическим лицом по завещанию; передача исключительных прав юридическому лицу по авторскому договору.

Ныне действующее законодательство устраняет проблему толкования понятия «автор», заменяя его понятием «иной правообладатель».

Так, в формулировке типов авторского договора (ст. 1285, 1286 ГК РФ) законодатель называет в качестве стороны -- обладателя исключительного права «автора или иного правообладателя», а в договоре авторского заказа указанная сторона именуется исключительно как автор.

В науке авторского права высказываются различные мнения по поводу возможности обладания юридическим лицом исключительным правом (в формулировке прежнего законодательства -- исключительными авторскими правами). авторский договор право заказ

Так, Н.Л. Клык считает, что договоры, заключаемые организациями, носителями авторских правомочий на передаваемое по договору произведение, не являются авторскими.6

М.И. Никитина уверена, что передачу прав и обязанностей одной организации другой нельзя рассматривать как заключение авторского договора между организациями, поскольку организация, заключившая договор с автором, освобождается от всех обязанностей и по отношению к автору, и по отношению к новой организации, а равно не сохраняет прав и не приобретает никаких прав из договора.7

Точка зрения Н.В. Макагоновой представляет собой отступление от указанных трактовок авторского договора, так как допускает возможность квалификации авторско-правового договора о передаче авторских прав, где в качестве обладателя авторских прав выступает юридическое лицо как субъект авторского договора.8

А.П. Сергеев считает, что такого рода договоры могут лишь условно признаваться авторскими договорами в широком смысле,9 отмечая, что при буквальном толковании статей 30-34 Закона об авторском праве к авторским договорам относятся лишь договоры, заключаемые пользователями произведений непосредственно с автором. Тем не менее, прямого запрета заключать авторские договоры юридическому лицу ни указанный Закон, ни действующее авторское законодательство не содержат.

Тот или иной подход к возможности юридического лица быть обладателем авторских прав и, соответственно, передавать исключительные права по авторскому договору зависит от того, какую теорию данный подход отражает.

Так, представители теории разрешения опровергали возможность заключения юридическим лицом авторского договора. В качестве исключения авторскими могли признаваться договоры, имеющие своей конкретной целью «лишь дальнейшее распространение произведения в обществе путем передачи его другим организациям для использования строго определенным способом».10

В свою очередь, представители теории передачи, нашедшей свое отражение в Законе об авторском праве, относят к авторским договоры, в которых обладателем авторских прав является юридическое лицо, а в качестве критерия для отнесения того или иного гражданско-правового договора к разряду авторских называют исключительно предмет договора. Критерий «некоммерческие цели использования произведения» не является абсолютным показателем авторско-правовой природы того или иного договора, поскольку юридическое лицо, как и физическое, в кач...

Другие файлы:

Авторский договор в Украине
Понятие авторского договора. Классификация авторских договоров. Содержание договора. Предмет авторского договора. Права и обязанности сторон по догово...

Особенности заключения авторского договора
Место авторских договоров в системе гражданско-правовых отношений, их правовая природа и классификация. Экономическая сторона авторского права. Элемен...

Общая характеристика авторского договора
Роль авторского договора в системе правоотношений в сфере регулирования прав и обязанностей в области интеллектуального труда, его содержание, условия...

Юридический аспект лицензионного договора в отношении авторского права
Понятие и правовая природа лицензионного договора в сфере авторского права, его виды и содержание. Субъекты договора в области защиты интеллектуальной...

Авторский договор
Понятие авторского договора, его место в системе гражданских правоотношений. Характеристика нормативной природы авторского договора, особенности его з...