Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Экономическая основа местного самоуправления: понятие, состав, эволюция правового регулирования

Тип: курсовая работа
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Понятие экономической основы местного самоуправления. Доходная и расходная часть бюджета. Эволюция правового регулирования экономической основы местного самоуправления в 2000-х годах. Финансово-экономическая самостоятельность местного самоуправления.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Министерство образования и науки Российской федерации

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Самарский государственный университет»

Факультет экономики и управления

Кафедра государственного и муниципального управления

Специальность «Государственное и муниципальное управление»

Экономическая основа местного самоуправления: понятие, состав, эволюция правового регулирования

Курсовая работа

По дисциплине «Система государственного и муниципального управления»

Выполнила студентка

3 курса 18306.10 группы

Устинова Олеся Вячеславовна

Научный руководитель

Исупов А.М.

Самара 2012

Содержание

Введение

1. Понятие и состав экономической основы местного самоуправления.

2. Местный бюджет

2.1 Доходная часть бюджета

2.2 Расходная часть бюджета

3. Эволюция правового регулирования экономической основы местного самоуправления в 2000-х годах

Заключение

Список использованных источников

Введение

Местное самоуправление представляет собой один из важнейших институтов современного общества. Сегодня оно является одновременно формой самоорганизации граждан и - в этом качестве - составной частью гражданского общества, уровнем публичной власти (инструментом демократического участия граждан в управлении общими делами) и элементом рыночной экономической системы (восполняя пробелы рынка в части оказания услуг жителям и координации хозяйственной деятельности).

Актуальность темы исследования. В настоящее время Россия переживает период кардинальных перемен во всех сферах общества, конечной целью которых является построение в ней демократического, правового государства, развитого местного самоуправления, опирающегося на инициативу населения, поддержку и гарантии его со стороны государства, в том числе и с соответствующим финансовым обеспечением своей деятельности. Мировой опыт показывает, что сильным, стабильным может быть только то государство, которое опирается на развитую систему местной власти, активно решающей вопросы повседневных нужд населения. В то же время демократическим может считаться только то государство, в котором местное самоуправление построено на принципах максимальной автономии, финансовой самостоятельности, инициативы и ответственности населения за решение вопросов местного значения.

Предмет, цель и задачи работы. Основным предметом данной курсовой работы является состав экономической основы местного самоуправления в Российской Федерации и процесс эволюции её правового регулирования на примере реформы местного самоуправления, проведенной в 2003-2008 годах. Объектом исследования является система правового регулирования местного самоуправления России и практический опыт ее осуществления.

Основная цель состоит в том, чтобы с позиций муниципального права исследовать состояние правового регулирования финансовой основы местного самоуправления в России на современном этапе, выявить основные проблемы, предложить возможные варианты решения. Эта цель достигается решением следующих задач: проанализировать процессы формирования экономической основы местного самоуправления; исследовать правовую основу современной модели формирования финансовой основы местного самоуправления в России, выявить особенности ее правового регулирования.

Вопросы экономической деятельности местного самоуправления, отдельных ее видов и форм получили определенное освещение в трудах российских ученых и практиков, таких так Веселовский Б.Б., Градовский А.Д., Тройский П.П., Коркунов Н.М., Лазаревский Н.И., Велихов Л.А. Вопросы, связанные с основами местного самоуправления содержаться в работах О.Е. Кутафина «Компетенция местных советов», Г.В. Барабашева «Муниципальные органы современного капиталистического государства», В.А. Баранчикова «Право местного самоуправления», В.И. Фадеева «Муниципальное право России».

В числе информационных источников курсовой работы использованы:

1. Научные источники: данные и сведения из учебных пособий по муниципальному праву (С.А. Авакьян, А.Н. Кокотов, Н.А. Игнатюк, М.Н. Кудилинский, А.М. Никитин, Е.С. Шугрина) и бюджетной системе РФ (В.В. Дюбин, Н.Г. Иванова, Н.И. Куликов, Г.Б. Поляк) журнальных статей (Д.В. Жигалов, А.А. Ефремов), итогового доклада (О.Г. Зевина, А.Э. Ковалевский);

2. Нормативные источники: федеральный закон «Об общих принципах реализации местного самоуправления в РФ», Бюджетный и Гражданский кодексы Российской Федерации.

Курсовая работа включает вводную часть, три основных главы, одна из которых состоит из двух подпунктов, и заключение.

1. Понятие и состав экономической основы местного самоуправления

В соответствии со ст. 49 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся

в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов,а также имущественные права муниципальных образований. [19]

В широком смысле такую основу составляет местная экономика в целом, включая деятельность хозяйствующих субъектов, не находящихся в муниципальной собственности. Местное самоуправление опирается также на экономическую поддержку государства. [11, с.171]

Экономическая основа местного самоуправления -- совокупность материальных ресурсов, необходимых для выполнения задач и функций

местного самоуправления, реализации полномочий по решению вопросов местного значения и передаваемых органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Муниципальные образования являются участниками отношений, регулируемых гражданским законодательством. От имени муниципальных образований своими действиями органы местного самоуправления могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности в рамках их компетенции. Соответственно муниципальные образования могут не просто иметь имущество на праве собственности, но и распоряжаться этим имуществом.

В соответствии со статьей 215 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальной собственностью признается имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. Под другими муниципальными образованиями следует понимать городские округа, муниципальные районы и внутригородские территории городов федерального значения, а также закрытые административно-территориальные образования, наукограды и приграничные территории. [3]

Само муниципальное образование использует лишь небольшую часть муниципального имущества для обеспечения деятельности органов местного самоуправления. Большая часть муниципального имущества передается иным лицам на условиях хозяйственного ведения, оперативного управления, аренды, передачи в залог и т. п. Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности. В соответствии с Конституцией РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. [7, с.213]

Финансово-экономическая самостоятельность и уровень реального осуществления местного самоуправления зависят от состояния и развития экономики общества. Вместе с тем укрепление и развитие местного самоуправления в свою очередь оказывает влияние на укрепление и способствует развитию экономического развития страны.

Европейская хартия местного самоуправления приводит следующие принципы финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления:

1) органы местного самоуправления имеют право, в рамках национальной экономической политики, получать достаточные собственные финансовые средства, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций;

2) финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставленным им по конституции или закону полномочиям;

3) по меньшей мере часть финансовых средств органов местного самоуправления должна поступать за счет местных сборов и налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе устанавливать в пределах, определенных законом;

4) финансовые системы, на которых основываются средства местных органов самоуправления, должны быть достаточно разнообразными и гибкими, чтобы следовать, насколько это реально возможно, за изменением расходов, связанных с осуществлением местными органами своих полномочий;

5) защита более слабых в финансовом плате органов местного самоуправления требует ввода процедур финансового выравнивания или эквивалентных мер, предназначенных для корректировки результатов неравномерного распределения потенциальных источников финансирования местных органов, и лежащего на них бремени расходов. Такие процедуры или меры не должны ограничивать свободу выбора органов местного самоуправления в пределах их компетенции;

6) порядок предоставления перераспределяемых средств необходимо должным образом согласовывать с органами местного самоуправления;

7) предоставляемые местным органам самоуправления суб...

Другие файлы:

Муниципальная собственность
Экономическая основа местного самоуправления Российской Федерации. Понятие и состав муниципальной собственности. Ее разграничение между субъектами по...

Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации
Понятие, функции и принципы местного самоуправления. История становления местного самоуправления в Росси. Система и полномочия органов муниципальной в...

Финансово-экономическая основа местного самоуправления
Финансовые ресурсы местного самоуправления. Муниципальная собственность как экономическая основа местного самоуправления. Регламентирование порядка со...

Экономическая основа местного самоуправления
Понятие местного самоуправления, законодательно-нормативная база его деятельности и требования к финансовым ресурсам, необходимость и проблемы финанси...

Местное самоуправление как основа конституционного строя России
Понятие и принципы местного самоуправления. Правовые основы местного самоуправления. Территориальные основы местного самоуправления. Финансово-экономи...