Экономическая основа местного самоуправления: понятие, состав, эволюция правового регулирования
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Министерство образования и науки Российской федерации
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Самарский государственный университет»
Факультет экономики и управления
Кафедра государственного и муниципального управления
Специальность «Государственное и муниципальное управление»
Экономическая основа местного самоуправления: понятие, состав, эволюция правового регулирования
Курсовая работа
По дисциплине «Система государственного и муниципального управления»
Выполнила студентка
3 курса 18306.10 группы
Устинова Олеся Вячеславовна
Научный руководитель
Исупов А.М.
Самара 2012
Содержание
Введение
1. Понятие и состав экономической основы местного самоуправления.
2. Местный бюджет
2.1 Доходная часть бюджета
2.2 Расходная часть бюджета
3. Эволюция правового регулирования экономической основы местного самоуправления в 2000-х годах
Заключение
Список использованных источников
Введение
Местное самоуправление представляет собой один из важнейших институтов современного общества. Сегодня оно является одновременно формой самоорганизации граждан и - в этом качестве - составной частью гражданского общества, уровнем публичной власти (инструментом демократического участия граждан в управлении общими делами) и элементом рыночной экономической системы (восполняя пробелы рынка в части оказания услуг жителям и координации хозяйственной деятельности).
Актуальность темы исследования. В настоящее время Россия переживает период кардинальных перемен во всех сферах общества, конечной целью которых является построение в ней демократического, правового государства, развитого местного самоуправления, опирающегося на инициативу населения, поддержку и гарантии его со стороны государства, в том числе и с соответствующим финансовым обеспечением своей деятельности. Мировой опыт показывает, что сильным, стабильным может быть только то государство, которое опирается на развитую систему местной власти, активно решающей вопросы повседневных нужд населения. В то же время демократическим может считаться только то государство, в котором местное самоуправление построено на принципах максимальной автономии, финансовой самостоятельности, инициативы и ответственности населения за решение вопросов местного значения.
Предмет, цель и задачи работы. Основным предметом данной курсовой работы является состав экономической основы местного самоуправления в Российской Федерации и процесс эволюции её правового регулирования на примере реформы местного самоуправления, проведенной в 2003-2008 годах. Объектом исследования является система правового регулирования местного самоуправления России и практический опыт ее осуществления.
Основная цель состоит в том, чтобы с позиций муниципального права исследовать состояние правового регулирования финансовой основы местного самоуправления в России на современном этапе, выявить основные проблемы, предложить возможные варианты решения. Эта цель достигается решением следующих задач: проанализировать процессы формирования экономической основы местного самоуправления; исследовать правовую основу современной модели формирования финансовой основы местного самоуправления в России, выявить особенности ее правового регулирования.
Вопросы экономической деятельности местного самоуправления, отдельных ее видов и форм получили определенное освещение в трудах российских ученых и практиков, таких так Веселовский Б.Б., Градовский А.Д., Тройский П.П., Коркунов Н.М., Лазаревский Н.И., Велихов Л.А. Вопросы, связанные с основами местного самоуправления содержаться в работах О.Е. Кутафина «Компетенция местных советов», Г.В. Барабашева «Муниципальные органы современного капиталистического государства», В.А. Баранчикова «Право местного самоуправления», В.И. Фадеева «Муниципальное право России».
В числе информационных источников курсовой работы использованы:
1. Научные источники: данные и сведения из учебных пособий по муниципальному праву (С.А. Авакьян, А.Н. Кокотов, Н.А. Игнатюк, М.Н. Кудилинский, А.М. Никитин, Е.С. Шугрина) и бюджетной системе РФ (В.В. Дюбин, Н.Г. Иванова, Н.И. Куликов, Г.Б. Поляк) журнальных статей (Д.В. Жигалов, А.А. Ефремов), итогового доклада (О.Г. Зевина, А.Э. Ковалевский);
2. Нормативные источники: федеральный закон «Об общих принципах реализации местного самоуправления в РФ», Бюджетный и Гражданский кодексы Российской Федерации.
Курсовая работа включает вводную часть, три основных главы, одна из которых состоит из двух подпунктов, и заключение.
1. Понятие и состав экономической основы местного самоуправления
В соответствии со ст. 49 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся
в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов,а также имущественные права муниципальных образований. [19]
В широком смысле такую основу составляет местная экономика в целом, включая деятельность хозяйствующих субъектов, не находящихся в муниципальной собственности. Местное самоуправление опирается также на экономическую поддержку государства. [11, с.171]
Экономическая основа местного самоуправления -- совокупность материальных ресурсов, необходимых для выполнения задач и функций
местного самоуправления, реализации полномочий по решению вопросов местного значения и передаваемых органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Муниципальные образования являются участниками отношений, регулируемых гражданским законодательством. От имени муниципальных образований своими действиями органы местного самоуправления могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности в рамках их компетенции. Соответственно муниципальные образования могут не просто иметь имущество на праве собственности, но и распоряжаться этим имуществом.
В соответствии со статьей 215 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальной собственностью признается имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. Под другими муниципальными образованиями следует понимать городские округа, муниципальные районы и внутригородские территории городов федерального значения, а также закрытые административно-территориальные образования, наукограды и приграничные территории. [3]
Само муниципальное образование использует лишь небольшую часть муниципального имущества для обеспечения деятельности органов местного самоуправления. Большая часть муниципального имущества передается иным лицам на условиях хозяйственного ведения, оперативного управления, аренды, передачи в залог и т. п. Муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности. В соответствии с Конституцией РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. [7, с.213]
Финансово-экономическая самостоятельность и уровень реального осуществления местного самоуправления зависят от состояния и развития экономики общества. Вместе с тем укрепление и развитие местного самоуправления в свою очередь оказывает влияние на укрепление и способствует развитию экономического развития страны.
Европейская хартия местного самоуправления приводит следующие принципы финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления:
1) органы местного самоуправления имеют право, в рамках национальной экономической политики, получать достаточные собственные финансовые средства, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций;
2) финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставленным им по конституции или закону полномочиям;
3) по меньшей мере часть финансовых средств органов местного самоуправления должна поступать за счет местных сборов и налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе устанавливать в пределах, определенных законом;
4) финансовые системы, на которых основываются средства местных органов самоуправления, должны быть достаточно разнообразными и гибкими, чтобы следовать, насколько это реально возможно, за изменением расходов, связанных с осуществлением местными органами своих полномочий;
5) защита более слабых в финансовом плате органов местного самоуправления требует ввода процедур финансового выравнивания или эквивалентных мер, предназначенных для корректировки результатов неравномерного распределения потенциальных источников финансирования местных органов, и лежащего на них бремени расходов. Такие процедуры или меры не должны ограничивать свободу выбора органов местного самоуправления в пределах их компетенции;
6) порядок предоставления перераспределяемых средств необходимо должным образом согласовывать с органами местного самоуправления;
7) предоставляемые местным органам самоуправления суб...
Муниципальная собственность
Экономическая основа местного самоуправления Российской Федерации. Понятие и состав муниципальной собственности. Ее разграничение между субъектами по...
Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации
Понятие, функции и принципы местного самоуправления. История становления местного самоуправления в Росси. Система и полномочия органов муниципальной в...
Финансово-экономическая основа местного самоуправления
Финансовые ресурсы местного самоуправления. Муниципальная собственность как экономическая основа местного самоуправления. Регламентирование порядка со...
Экономическая основа местного самоуправления
Понятие местного самоуправления, законодательно-нормативная база его деятельности и требования к финансовым ресурсам, необходимость и проблемы финанси...
Местное самоуправление как основа конституционного строя России
Понятие и принципы местного самоуправления. Правовые основы местного самоуправления. Территориальные основы местного самоуправления. Финансово-экономи...