Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Формирование представлений о государственной символике России у детей седьмого года жизни

Тип: курсовая работа
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Развитие представлений и методические приемы ознакомления дошкольников с государственной символикой Российской Федерации. Сущность понятия гражданственности как черты личности. Основные принципы ознакомления детей с Российским флагом, гербом и гимном.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

КУРСОВАЯ РАБОТА

Формирование представлений о государственной символике России у детей седьмого года жизни

Москва 2014

Оглавление

  • Введение
  • 1. Методические приёмы ознакомления старших дошкольников с государственной символикой России
    • 1.1 Сущность понятия гражданственности как черты личности
      • 1.2 Основные идеи содержания работы старших дошкольников с государственной символикой Российской Федерации
  • 1.3 Методические приёмы работы со старшими дошкольниками по теме: «Государственная символика Российской Федерации»
  • 2. Примерная тематика занятий в подготовительной группе
  • 3. Методические рекомендации
  • Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Любовь к Родине, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребёнка, к которой мы должны относиться очень бережно. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества. Дошкольник ещё не разбирается в политических или социально-экономических противоречиях и спорах, для него важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, гордится своей Родиной, в том числе и её государственными символами. [10]

Чтобы познакомить детей с гербом и флагом России необходимо разобраться в истории развития государственной символики, понять и оценить её смысл, а также проникнуться мироощущением традиционной культуры.

Современный дошкольник узнаёт о символах Российской Федерации из курса «Окружающий мир». Ребёнок учится узнавать российский флаг, герб, знакомится с гимном России.

Однако, изображения и цвета, составляющие герб и флаг России, имеют символическое значение. И чтобы суметь прочитать герб и флаг государства, нужно знать значение изображений, символику цвета, а также порядок прочтения. Существуют определённые общие правила, которые сформировались ещё в эпоху Средневековья. Однако определение символического значения во многом зависит от национальных традиций, этнокультурных особенностей. Белый, синий и красный цвета российского флага несут иное значение, нежели, например, такие же цвета французского флага. Двуглавый орёл австро-венгерской империи в силу особенностей исторического развития имеет другой смысл, отличный от российского двуглавого орла.

Таким образом, возникает проблема: как научить дошкольников правильно читать государственные символы России, определять их символический смысл.

Актуальность работы: формирование личности с активной гражданской позицией, любящей свою Родину, бережно относящейся к её историческому прошлому невозможно без обращения к государственной символике России. В связи с этим требуется активизировать работу воспитателя по ознакомлению детей с государственными символами Российской Федерации. Это возможно, если применять различные методические приёмы ознакомления дошкольников с российским флагом, гербом, гимном, применение которых и анализируются в данной работе.

Цель работы: рассмотреть и систематизировать методические приёмы ознакомления дошкольников с государственными символами России, способствующие формированию умения осознавать смысл государственных символов.

Объект работы: учебно-воспитательный процесс детей седьмого года жизни.

Предмет работы: условия формирования представлений и методические приёмы ознакомления дошкольников с государственной символикой России.

Исходя из объекта, предмета и цели исследования, определяю следующие задачи:

1. Научить детей узнавать герб, флаг и мелодию гимна России.

2. Сформировать представления об основных функциях государственной символики страны. Старшим дошкольникам доступно понимание того, что государственные символы объединяют людей, живущих в государстве, граждан России, служат нашей стране, её гражданам отличительными знаками.

3. Ознакомить детей с символическим значением цветов герба и флага нашей страны, изображений на гербе России.

4. Нравственное воспитание детей, воспитание патриотических чувств, любви и уважения к своей Родине, гордости за принадлежность к гражданам России.

1. Методические приёмы ознакомления старших дошкольников с государственной символикой России

«Герб, флаг и гимн - самые главные отличительные знаки государства.

Они обозначают единство страны, равноправие её народов.

В них сохраняется память предков, передавших нам любовь

и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость»

М. де Монтень

1.1 Сущность понятия гражданственности как черты личности

Система образования является опосредованным звеном между молодым поколением и общественными потребностями, как сложившимися к настоящему времени, так и перспективными. В настоящее время перед детским садом стоит ряд наиболее общих задач, и среди них одна из важнейших - выступить в качестве первой ступени гражданского образования и воспитания.

Гражданское воспитание представляет собой целенаправленный процесс воздействия на учащихся, который должен активно способствовать формированию у них культуры гражданственности, или гражданской культуры. Но это не единственный фактор формирования гражданской культуры, с ним тесно связаны и воздействие со стороны средств массовой информации, и переживание личного опыта участия в гражданских отношениях. В отличие от многих случайных, неупорядоченных воздействий детский сад может осуществлять целостное систематическое влияние на формирование гражданской культуры. [8]

О гражданской культуре в отечественных публикациях речь стала идти лишь в последние годы. До 90-х годов это понятие практически не разрабатывалось и не использовалось.

Иначе обстоит дело с понятием гражданственности. Если обратиться к словарям разных лет, то можно обнаружить трактовки, сводящие гражданственность к правовому понятию гражданина (гражданственный - присущий, свойственный гражданину, т.е. лицу, принадлежащему к постоянному населению данного государства, пользующемуся его защитой и наделённому совокупностью прав и обязанностей) (см.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М, 1992. С. 144), и определения, в которых выделяется педагогический аспект гражданственности (гражданственность - понятия и степень образования, необходимые для составления гражданского общества (см.: Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. М.,1994. С. 962). Последнее определение находим и у В. Даля в издании 1903 - 1909 гг.

А в Российской педагогической энциклопедии (1993 г.) гражданское воспитание характеризуется в качестве синонима формирования гражданственности как интегрального качества личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным. Авторы монографии «Воспитание гражданина в советской школе» (1990 г.) характеризуют гражданственность как ведущую черту личности, которая проявляется в готовности наиболее полно выразить себя в социальном плане во имя успешного развития страны и своего собственного. [8]

Приведённые характеристики гражданственности в публикациях последних лет выходят за пределы только лишь нравственного понятия и предполагают наличие иных элементов дееспособности, готовности выразить себя в социальном плане. Такое расширение понятия подводит к наиболее полному воплощению гражданственности - гражданской культуре. [9]

Гражданская культура является одновременно как следствием, так и предпосылкой становления гражданского общества и правового государства. С этой точки зрения содействие формированию гражданской культуры является одной из самых значимых задач современного детского сада. [11]

Возможны ли нормальные отношения с другими лицами без приверженности к определённым моральным принципам, без осознания значимости нравственных норм?

Можно ли вообще быть гражданином без уважения к закону, к символам государственной власти, без ориентации на образцы правомерного поведения?

Ответ на эти вопросы очевиден.

Именно поэтому, содержание обществоведческого образования должно включать те знания, способы деятельности, ценностные ориентации, образцы поведения, без которых невозможно соответствующее критериям гражданской культуры выполнение типичных социальных ролей в современном обществе. [10]

1.2 Основные идеи содержания работы старших дошкольников с государственной символикой Российской Федерации

«Детство - каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия». - В.А. Сухомлинский

Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, потому что именно на данном этапе формируется личность ребенка. Необходимо найти наиболее верный метод приобщения ребенка к социально-значимым ценностям. Любовь к Родине - высшее проявление любви к своим родителям, близким и родному городу, поэтому необходимо формировать гражданственность нужно начиная с малых, понятных детям вещей.

Что...

Другие файлы:

Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста средством игр-драматизации
Воспитание как процесс интериоризации общечеловеческих ценностей. Характеристика игр-драматизации, их содержание в старшем дошкольном возрасте. Изучен...

Формирование связной монологической речи у детей седьмого года жизни
Теоретические основы формирования связной речи монологического типа у детей дошкольного возраста. Условия и методика исправления дефектов речи у семил...

Особенности логопедической работы по развитию пространственных представлений у детей четвертого года жизни с дизартрией
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме пространственных представлений у детей с дизартрией. Методические рекомендации по коррекции про...

Формирование у детей старшего дошкольного возраста умения рассказывать
Теоретические основы проблемы развития связной речи у детей седьмого года жизни. Педагогические условия использования экранных и звуковых пособий при...

Ступеньки музыкального развития. Пособие для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми седьмого года жизни
Пособие адресовано педагогам, работающим по программе "Из детства в отрочество". В нём даются методические рекомендации по организации и проведению ра...