Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Фирменное наименование как средство индивидуализации предпринимательской деятельности

Тип: дипломная работа
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
История развития фирменных наименований, их понятия и признаки. Субъектный состав правоотношений по поводу фирменных наименований и коммерческих обозначений. Процедура регистрации фирменного наименования, административные и специальные меры его защиты.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

Введение

1. Фирменное наименование как объект исключительного права

1.1 История развития фирменных наименований

1.2 Понятие и признаки фирменного наименования

2. Основные положения фирменного наименования как средства индивидуализации предпринимательской деятельности

2.1 Субъекты прав на фирменные наименования

2.2 Основные положения процедуры регистрации фирменного наименования

2.3 Содержание права на фирменное наименование и его прекращение

3. Особенности использования и защиты права на фирменное наименование

  • 3.1 Административные меры защиты фирменного наименования
  • 3.2 Специальные меры защиты права на фирменное наименование
  • Заключение
  • Список использованных источников
  • Введение

С принятием части IV Гражданского кодекса Российской Федерации была изменена и упорядочена система средств индивидуализации. Следуя традиционному делению на средства индивидуализации субъектов предпринимательских отношений и их объектов (товаров, работ и услуг), к первой категории теперь следует относить фирменное наименование, а ко второй -- товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товаров и коммерческое обозначение.

До принятия части IV Гражданского кодекса праву на фирменное наименование в действовавшем законодательстве уделялось немного внимания по сравнению с другими средствами индивидуализации; если правовой режим последних устанавливался специальными законами, составлявшими правовую основу регулирования института интеллектуальной собственности, то фирменное наименование "своего" закона не имело. Поэтому можно с полным основанием отнести фирменное наименование к числу тех правовых институтов, которые с принятием части IV ГК РФ получили "второе рождение". Данным нормативным актом разрешены многие, прежде спорные, вопросы; в частности, решен давний спор о том, что индивидуализирует фирменное наименование -- юридическое лицо или предприятие, определена природа права на фирменное наименование, установлена невозможность его отчуждения, главой 69 ГК закреплены общие основы регулирования для всех средств индивидуализации и результатов интеллектуальной деятельности.

Однако, несмотря на развитие правового регулирования этого института, остается достаточно много нерешенных проблем, связанных, прежде всего, с совершенствованием правил разрешения конфликтов в сфере использования и защиты средств индивидуализации.

Принятие части IV ГК дает основания для того, чтобы по-новому взглянуть на некоторые "старые" проблемы права на фирменное наименование, суммируя данные, полученные путем анализа законодательных новаций, судебной практики и имеющейся теоретической базы.

В целом общую тенденцию законодательного регулирования защиты права на фирменное наименование можно обозначить как многообразие заявленных в законе способов защиты, причем как общих (общегражданских), так и специальных. И это, несомненно, большой шаг вперед. При этом механизм реализации предусмотренных способов защиты сталкивается на практике с некоторыми сложностями, в том числе процессуального характера. Кроме того, правообладатель не всегда может четко сориентироваться в выборе способов защиты нарушенного права, учитывая определенное наложение или даже конкуренцию как общих, так и специальных способов защиты между собой. Остается надеяться, что выявленные в ходе судебных споров вопросы получат ответы на теоретическом уровне, в законодательстве и в судебной практике.

Изложенные обстоятельства, свидетельствующие об актуальности научной разработки вопросов, связанных с использованием фирменных наименований, наименований и коммерческих обозначений, и обусловили выбор данной проблемы в качестве темы исследования.

Степень научной разработанности темы. Общие положения о статусе участников гражданского оборота затрагивали в своих работах Андреев В. К., Агапов А. Б., Белых B. C., Гаврилов Э.П., Голофаев В.В. Белов Д. А., Данилова Е.Н., Еременко В.И., Зыков И. В., Орлов В. В., Сергеев А. П., Удинцев В.А., и др.

Объектом исследования является круг общественных отношений, связанных с приобретением, использованием и защитой права субъекта предпринимательской деятельности на фирменное наименование.

Цели и задачи исследования. Целью исследования было проведение полного и всестороннего анализа фирменного наименования как средства индивидуализации субъектов предпринимательской деятельности, а также права на фирменное наименование, и меры защиты прав на фирменное наименование. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: - определение оснований для проведения актуальных классификаций средств индивидуализации;

· исследование природы права на фирменное наименование;

· на основе анализа существующих воззрений по поводу природы фирмы, определить содержание понятия "фирменное наименование" и его функциональное назначение;

· раскрыть содержание правомочий обладателей права на фирменное наименование и коммерческое обозначение;

· определить субъектный состав правоотношений по поводу фирменных наименований и коммерческих обозначений;

· выявление системы мер, применимых для защиты права на фирменное наименование.

Предметом исследования являются гражданско-правовые нормы, содержащиеся в Гражданском кодексе РФ и других нормативно-правовых актах, судебная практика.

Методы исследования. Методологическую основу исследования составили формально-логический, исторический, систематический, сравнительно-правовой методы.

Структура работы. Структура работы обусловлена поставленными задачами исследования и состоит из введения, трех глав, включающих в себя семь параграфов, заключения и списка использованных источников.

В первой главе говорится о фирменном наименовании как об объекте исключительного права. Вторая глава рассказывает о фирменном наименовании как о средстве индивидуализации предпринимательской деятельности. И в третьей главе говорится об особенностях использования и защиты права на фирменное наименование.

фирменный наименование регистрация правоотношение

1 Фирменное наименование как объект исключительного права

1.1 История развития фирменных наименований

Потребность в индивидуализации участников гражданского оборота, а также производимых и реализуемых ими товаров и услуг возникла в России, как и в других странах, еще на ранней стадии развития товарно-денежных отношений. Обычай применения различного рода клейм, марок и других знаков уходит своими корнями к временам Древней Руси. Однако нормативная регламентация связанных с этим отношений появилась лишь в XIXв.

Новейшая история фирменных наименований в России началась в период после революции в 1917 г. На смену оставленной Первой мировой и Гражданской войнам всеобъемлющей разрухе и политике "военного коммунизма" с весны 1921 г. начали приходить признаки экономического оживления в связи с проведением новой экономической политики (НЭП). После создания в 1922 г. Советского Союза в стране возникали хозяйственные единицы, которые необходимо было как то называть. Чтобы ввести этот процесс в определенные рамки, Совет народных комиссаров принял в 1927 г. "Положение о фирме", или, как мы сегодня сказали бы, - о фирменных наименованиях. Положение было принято на закате нэпа, и поэтому многие директивы этого документа еще напоминали рыночную экономику.

Формально нэп никто не отменял, однако методы хозяйствования к концу 1920-х годов внедрялись уже отнюдь не экономические, поэтому фирмы так и не появились, а хозяйствующие субъекты приобретали такие названия, которые в основном отражали род деятельности того или иного предприятия. Структура народного хозяйства в Советском Союзе была такова, что все хозяйствующие субъекты, работавшие в одной области, подчинялись определенному отраслевому комиссариату (впоследствии министерству). От министерства предприятия получали производственные задания и указания о том, куда необходимо было реализовать продукцию. Министерство также давало и названия своим подчиненным предприятиям. Так был назван, например, Уральский машиностроительный завод (УРАЛМАШ). Это наименование явилось одним из немногих удачных названий предприятия. Впоследствии оно было зарегистрировано как товарный знак, который относительно недавно был признан в числе первых (и совсем немногих) общеизвестным товарным знаком.

Многим другим предприятиям повезло гораздо меньше. Например: Научно-производственное объединение по механизации и роботизации труда и совершенствованию ремонтного обеспечения на предприятиях черной металлургии. Едва ли у человека, прочитавшего это название, может возникнуть желание стать постоянным клиентом такой "фирмы". При плавной экономике название предприятия не играло никакой роли, ибо продукция все равно продавалась по разнарядкам, а если не продавалась, то это не создавало трудностей для предприятий. Главное было выполнить план по производству. Только невыполнение плана было чревато серьезными последствиями для руководства предприятия.

Значительное число предприятий вообще не имели названий. Почти все предприятия оборонного комплекса именовались только по номерам: почтовый ящик номер такой-то. Бытовало даже идиоматическое выражение: "работать на ящике".

Таким образом, отсутствие внимания к фирменным наименованиям в сове...

Другие файлы:

Фирменное наименование и его гражданско-правовая охрана
Актуальность темы исследования. Рыночная экономика явилась предпосылкой возникновения жесткой к конкуренции среди участников предпринимательской деяте...

Лицензия и лицензирование предпринимательской деятельности. Индивидуализация юридического лица
Понятия и принципы лицензирования, порядок предоставления лицензии, перечень лицензируемых видов деятельности. Способы индивидуализации предприятия: ф...

Индивидуализация участников гражданского оборота - субъективный аспект
Изучение понятия средств индивидуализации: фирменных наименований и коммерческих обозначений, товарных знаков и наименований мест происхождения товаро...

Право на фирменное наименование
Специализированное производство и использование особого рода информации о круге реализуемых товаров, работ, услуг и их производителях, предназначенной...

Фирменное наименование и его гражданско-правовая охрана
История права на фирменное наименование. Правовая охрана фирменных наименований. Порядок предоставления и способы гражданско-правовой охраны фирменног...