Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Федеративное государство

Тип: контрольная работа
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Федеративное государство как объединение коллективов, которые соглашаются уступить часть своей компетенции в пользу объединения, которое они образуют, его характеристика и отличительные особенности. Классификация и типы федеративных государств, модели.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Контрольная работа

Тема: Федеративное государство

Введение

Актуальность вопроса о форме государственного устройства в настоящее время не вызывает сомнений, так как во все времена как отечественные, так и зарубежные ученые и исследователи интересовались вопросами формы государства. Сложившись на практике, получили теоретическое обоснование и законодательное закрепление и основные формы государственного устройства - федерация и унитарное государство.

Как в процессе становления, так и в дальнейшем, возникло множество вопросов, которые активно обсуждаются и не потеряли своей актуальности по сей день. Это вопросы суверенитета государства, разграничения предметов ведения федерации и субъектов и др. Не удивительно, что чаще они имели своим предметом федерацию как более сложную, нежели унитарное государство, форму государственного устройства.

Цель данной контрольной работы - анализ федеративного государства, его основных черт и особенностей. В соответствии с этим следует выделить следующие задачи. Во-первых, определить понятие федеративного государства. Во-вторых, изучение признаков и особенностей федеративного государства. В-третьих, рассмотреть некоторые из моделей федеративных государств.

История существования государства свидетельствует о том, что во все века разные государства отличались друг от друга внутренним строением, т.е. способом территориального деления (административно-территориальные единицы, государственные образования обладающие суверенитетом), а также степенью централизации государственной власти. Данный феномен обозначается термином «форма государственного устройства», под которой понимается национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти.

1. Понятие и признаки федеративного государства

Сущность федеративного государства отражена в современном государствоведении неоднозначно. Определения федерации можно привести в такой последовательности:

1) «Федеративное государство является объединением коллективов, которые соглашаются уступить часть своей компетенции в пользу объединения, которое они образуют» Жакке Ж.-П. Конституционное право и политические институты. М., 2006..

2) «Федерация представляет собой объединение территорий, обладающих собственной государственностью, в единое союзное государство» Арановский К.В. Курс лекций по государственному праву зарубежных стран. М., 2007..

3) «Союзное государство есть образование из нескольких государств суверенного государства, государственная власть которого исходит от его отдельных членов, связанных в одно государственное единство» Голубева Л.А., Черноков А.Э. Сравнительное государствоведение. СПб., 2009..

Общими признаками федерации выступают:

- территория федерации состоит из территории её субъектов. В некоторых федерациях наряду с государственными образованиями имеются такие территориальные единицы, которые не являются субъектами федерации;

- субъект федерации, как правило, наделяется учредительной властью, т.е. ему предоставляется право принятия собственной конституции. Следует сразу же оговорить, что некоторые федерации не наделяют субъекты учредительной властью;

- субъекты федерации наделяются в пределах установленной для них компетенции правом издания законодательных актов. Эти акты действуют только на территории субъекта федерации и должны соответствовать союзному законодательству. Принцип приоритета общефедерального закона является всеобщим для всех без исключения федераций;

- субъект федерации может иметь свою собственную правовую и судебную систему. Конституция союза и соответствующего государственного образования определяет порядок организации, процедуру и пределы юрисдикции судебных органов субъекта федерации. Обычно независимо от числа членов федерации судебная система строится по единому образцу;

- верховная государственная власть принадлежит федеральному правительству;

- единое гражданство;

- наличие палаты представителей субъектов федерации в структуре парламента;

- внешние отношения осуществляет федеральное правительство Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право. М., 2008..

Федерализм как форма государственного устройства формируется там, где уже сложился или активно складывается соответствующий тип политической культуры, который исследователи (Фарукшин М.Х.) называют «федеральной политической культурой». Она предполагает признание следующих положений:

- отказ от принуждения во взаимоотношениях между федерацией и субъектами, а также между самими субъектами;

- признание существующих в федерации противоречий, считать их естественным явлением и осуществлять поиск путей их преодоления;

- использование метода консультаций за счет вовлечения в процесс обсуждения различных групп и институтов, а также поиск решений в духе компромиссов и терпимости;

- конституирование принципа субсидиарности, т.е. отнесение к компетенции федеральной власти только тех вопросов, которые сами субъекты решить не могут и в решении которых они совместно заинтересованы;

- признание важного значения этнопологического аспекта федеративного устройства Фарукшин М.Х. Сравнительный федерализм. Казань, 2006..

2. Классификация федеративных государств

Федерации далеко не одинаковы и обладают теми или иными существенными особенностями по путям своего возникновения, по своей структуре, по характеру взаимоотношений между федерацией в целом и ее субъектами и т.д. Совокупность таких своеобразных черт, не обязательных для всех федераций, но общих для их определенных групп, позволяет классифицировать их.

1. По территории организации:

а) Административно-территориальные федерации (Бразилия, Мексика, США). Их характерные черты: субъекты федерации не являются самостоятельными государствами; нет прямого представительства субъектов федерации в международных организациях; запрещается выход из состава федерации; вооруженными силами руководит федеральное правительство Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 2007.. Административно-территориальная федерация является наиболее устойчивой формой государства. Она позволяет избегать этнических конфликтов и препятствует региональному сепаратизму.

б) Национально-территориальные федерации (Россия). Такие федерации характеризуются следующими чертами: добровольное объединение субъектов в федерацию; субъекты федерации являются национальными государствами или государствоподобными образованиями; федерация обеспечивает суверенитет входящих в нее наций; высшие органы власти федерации формируются из представителей её субъектов; конституционно закрепляется право наций на самоопределение вплоть до отделения и образования собственного государства Там же..

Справедливым будет мнение исследователей о том, что «в государстве, где этнообъединительные процессы не завершены, различные национальности могут выступать в качестве специфических субъектов государственного права, но в целях сглаживания межэтнической напряженности они, по своей видимости, не должны рассматриваться как национально-территориальные и тем более как государственные образования. Придание той или иной этнической общности черт политико-правового союза увеличивает риск возникновения сепаратистских настроений, особенно в случае экономической значимости данной территории для всей страны Голубева Л.А., Черноков А.Э. Сравнительное государствоведение. СПб., 2009..

2. По способу своего возникновения:

а) договорные (ОАЭ, Швейцария);

б) конституционные федерации (Мексика).

Различия между этими способами сводятся к тому, что в первом варианте союзное государство возникает «снизу», его образуют самостоятельные общности, наделяющие центр только теми правомочиями, которые не могут осуществлять сами. Конституционная же федерация создается по решению высшего органа власти страны.

3. По структуре:

а) симметричные федерации (Австрия, ФРГ) - все субъекты которых обладают равным статусом;

б) асимметричные федерации (Россия, США) - в которых существуют административные образования, не являющиеся субъектами федерации, или сами субъекты обладают разным статусом.

Как «идеальный тип» федерация должна состоять из одних и тех же равноправных территориальных единиц, имеющих единый статус. Но такая идеальная схема - это теоретическая абстракция, которая в реальной жизни всегда проявляется в виде той или иной модификации, включающей более или менее серьезные отклонения от «идеального типа». В мире нет абсолютно симметричных федераций; и даже те немногие из них, которые могут рассматриваться как относительно симметричные, включают в какой-то мере элементы асимметрии Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. Конституционное право. М., 2008..

В правовом отношении асимметрия федеративного государства может выражаться следующим образом: разный объем предметов ведения и полномочий субъектов фе...

Другие файлы:

Федеративное государство
Российская Федерация как федеративное государство: понятие, основные признаки и компетенция. Федерация как объединение двух или нескольких государств...

Федеративное государство и бюджетное устройство

Федеративное государство правовой аспект

Федеративное государство
Данная работа посвящена рассмотрению двух вопросов: первый - российская Федерация как федеративное государство, второй - конституционный статус Пермск...

Федеративное государство - Россия
Ознакомление с историей становления и процессом совершенствования федеративных отношений в Российской Федерации. Выделение основных элементов конститу...