Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Федеральные суды и суды субъектов Российской Федерации

Тип: курсовая работа
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Осуществление государственной власти в Российской Федерации посредством ее разделения на исполнительную, законодательную и судебную. Потребность государства в судебной власти; необходимость разрешения споров, защиты прав человека и гражданского общества.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

  • Содержание
    • Введение

Глава 1. Понятие и структура судебной системы России

1.1 Правовые основы системы органов судебной власти Российской Федерации

1.2 Структура и функции судебной системы Российской Федерации

Глава 2. Суды в Российской Федерации

2.1 Федеральные суды Российской Федерации

2.2 Суды субъектов Российской Федерации

Заключение

Нормативно-правовые акты

Приложение

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена реформированием политических и социально-экономических отношений в России, неизменно связанных с усилением внимания к проблемам прав человека, их обеспечению различными государственными средствами, среди которых основное место принадлежит судебной власти. Принятие в 1993 г. Конституции Российской Федерации, производимое реформирование российского законодательства, свидетельствуют о том, что Россия встала на путь серьезных намерений и действий в области прав человека. Судебная защита приобретает для граждан России первостепенное значение.

Сегодня сделан существенный шаг в модернизации судебно-правовой системы. Большинство необходимых законодательных и иных нормативных правовых актов уже принято. Изменения коснулись не только организации и условий работы судов, но и процедур, обеспечивающих защиту прав личности и доступность правосудия. Однако оптимизация функционирования органов судебной власти ещё не завершена. Об этом свидетельствует Федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России" на 2007-2011 годы.

Об актуальности избранной темы исследования свидетельствует также и то, что российская правовая наука пока только приближается к пониманию феномена судебной системы во всей его глубине, сложности и многообразии.

Изучение различных аспектов строения и функционирования судебной системы проводилось такими авторами как: А.В. Безруков, Д.Н. Вороненков, М.И. Клеандров, Н.Н. Кондратенко, А.А. Малюшин, В.М. Оробец, Р.А. Рябзин, А.Н. Савченко, В.Е. Сафонов, В.А. Терехин, А.П. Фоков, А.М. Цалиев и др. Таким образом, проблемам судебной системы в литературе уделяется много внимания. Вместе с тем не все проблемы судебной системы привлекли внимание исследователей, несмотря на их большое значение для науки и практики.

Целью настоящей работы является исследование федеральных судов и судов субъектов Российской Федерации.

Предметом исследования является особый блок проблем, связанный со строением и правовым обеспечением судебной системы в федеративном государстве.

Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся между субъектами судебной системы в федеративном государстве, практика ее осуществления в современном российском обществе.

Для реализации названной цели необходимо решить следующие задачи работы:

1) дать общую характеристику структуры судебной системы России;

2) определить круг и полномочия федеральных судов Российской Федерации;

3) охарактеризовать суды субъектов Российской Федерации.

Методологические основы исследования. В исследовании использовались общенаучные, общелогические, частнонаучные методы познания процессов и явлений, такие как исторический, сравнительно-правовой, формально-логический, формально-юридический, социологический, статистический и др.

Правовой основой работы являются международно-правовые акты в сфере функционирования судебной власти, Конституция РФ, нормативно-правовые акты в области конституционного права, судебного права. Это предопределило комплексный подход к теме исследования.

Эмпирическую основу исследования составляют обобщенные данные о практической деятельности элементов судебной системы в Российской Федерации.

Практическая значимость работы состоит в том, что содержащиеся в ней теоретические выводы и собранный фактический материал могут быть использованы при проведении дальнейших исследований по данной проблематике.

Структура работы предопределена целями и задачами исследования, кругом проблем, включенных в разработку. Работа состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Глава 1. Понятие и структура судебной системы России

1.1 Правовые основы системы органов судебной власти Российской Федерации

Судебная система Российской Федерации устанавливается, прежде всего, Конституцией РФ. В соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции РФ вопросы судоустройства отнесены к исключительному ведению федеральных органов, поэтому основную нагрузку в правовом регулировании организации и деятельности системы органов судебной власти несет федеральное конституционное законодательство. Оно включает Конституцию РФ и предусмотренную ею совокупность федеральных конституционных законов, таких, как Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (ред. от 27.12.2009) (далее - ФКЗ о судебной системе), который, по мнению многих ученых, является базовым законом судебной реформы.

Помимо конституционного законодательства, правовую основу системы органов судебной власти составляют обычные федеральные законы и иные правовые акты. В их числе Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (ред. от 28.11.2009) (далее - Закон о статусе судей), процессуальные кодексы, указы Президента РФ, регулирующие отдельные аспекты организации и функционирования системы органов судебной власти. В правовом обеспечении их организации и деятельности участвуют и субъекты Российской Федерации. В частности, согласно ст. 72 Конституции РФ, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесены кадры судебных органов.

Статья 1 ФКЗ о судебной системе определяет понятие судебной власти.

Современное понятие судебной власти основано на конституционном принципе разделения властей. Поэтому характеристику судебной власти начнем с рассмотрения данного принципа.

Система органов государственной власти на протяжении всей истории существования классового общества строилась в соответствии с функциями каждого государства, поскольку в них заложена и отражена воля социальных групп, что составляет суть государственной власти. С этой точки зрения государственная власть выступает как нечто единое, ибо в ней непосредственно и наиболее полно отражена господствующая в обществе государственная воля. Но единство государственной власти неизбежно сочетается с различными формами ее осуществления и структурой внутренней организации. Так, в соответствии с функциональным назначением органов государства выделяются различные ветви власти, которые, в зависимости от характера полномочий их органов, действуют самостоятельно в пределах собственной компетенции, но при этом уравновешивают друг друга и взаимодействуют друг с другом.

Для выражения государственной воли носителя власти (класса, нации, народа, иных социальных групп) возникает законодательная функция государственной власти (законодательная власть), а вместе с ней и система органов, осуществляющих и обеспечивающих ее. Эта функция воплощается в издании законов - главных правовых актов народного представительства, а также в контроле над их исполнением (главным образом в области бюджета). Но, разумеется, основная деятельность по исполнению законодательных актов осуществляется через исполнительно-распорядительный аппарат, воплощающий специфику исполнительной власти. Наконец, особая сфера реализации власти, связанная с применением права, вызвала необходимость учреждения таких органов, которые специализировались бы на рассмотрении и разрешении дел о преступлениях, т.е. о наиболее опасных формах нарушения установленного правопорядка, а также дел, связанных с ущемлением имущественных и личных прав членов данного общества. Значит, само разделение властей относительно и не может существовать вне единства государственной власти. Вместе с тем идея выделения различных ветвей власти из сферы единой государственной власти, на которые возлагались бы обязанности осуществления соответствующих функций, зародилась и получила теоретическое обоснование еще в древние времена.

Большое значение для развития теории разделения властей имело учение Аристотеля о "правильных" формах правления путем объединения в смешанной форме элементов различных форм правления; труды римского историка Полибия, английского мыслителя Дж. Локка, по мнению которого власть государства не может нарушать естественные права народа и в то же время "…никогда не может простираться далее, нежели это необходимо для общего блага…".

Активным сторонником, разработчиком и популяризатором теории разделения властей был французский просветитель, правовед и философ Ш. Монтескье. Назвав три ветви власти, Ш. Монтескье определяет сферу деятельности каждой: первая издает и отменяет законы, исправляет их, вторая решает вопросы войны и мира, безопасности государства, третья карает за преступления и разрешает столкновения между частными лицами. Эту власть Монтескье называет судебной.

Учение о разделении властей, существовании независимого суда занимает значительное место в многотомном исследовании Н.М. Коркунова "Русское государственное право". "Государственная власть, - писал он, - чтобы остаться государственной, должна быть предметом совместного пользования всех составляю...

Другие файлы:

Судебная система в РФ
Как определено в Конституции РФ и Федеральном конституционном Законе «О судебной системе Российской Федерации» судебная власть в России осуществляется...

Арбитражные суды и иные арбитражные органы
Арбитражные суды: система и основные задачи. Развитие арбитража, прототип из дореволюционных времен. Федеральные суды по проверке в кассационной инста...

Демократические основы осуществления правосудия и проблемы их осуществления
Осуществление правосудия в порядке, предусмотренном законом, право участия граждан Российской Федерации. Судебная система РФ: федеральные суды; консти...

Федеральные суды и суды субъектов России

Гражданское процессуальное право России
При заключении договора строительного подряда между Димитровым и ООО «Монтаж» стороны включили в договор условие о том, что все споры, возникающие по...