Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Участники административного производства, их права и обязанности

Тип: курсовая работа
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Классификация участников административного производства, их роль в осуществлении правосудия. Права и обязанности потерпевшего, прокурора, специалиста, эксперта и переводчика в административном производстве. Роль защитника и законных представителей.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Содержание

Введение

1. Общая характеристика правового положение участников административного производства в РФ

2. Классификация участников административного производства их роль в осуществлении правосудия

2.1 Лицо, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении как участник административного производства, его права и обязанности

2.2 Права и обязанности потерпевшего в административном производстве

2.3 Роль защитника и законных представителей в административном производстве

2.4 Свидетель и понятой в административном производстве

2.5 Права и обязанности прокурора, специалиста, эксперта и переводчика в административном производстве

Заключение

Список использованной литературы

Введение

административный правосудие прокурор законный

Актуальность исследуемой темы состоит в том, что современная правовая действительность, обуславливает возникновение интереса к проблеме административного производства, как одного из гарантов борьбы с административными правонарушениями и способа обеспечения правопорядка. Особое значение в этой связи приобретает анализ основных участников административного производства, определение их прав и обязанностей.

В основе данного исследования лежат следующие нормативные акты: Конституция Российской Федерации, КоАП РФ. Наряду с данными актами использовались федеральные законы, регулирующие данный институт.

Объектом исследования являются правоотношения, возникающие в процессе административного производства.

Предметом исследования является определение правового положения участников административного производства.

Цель исследования характеристика участников административного производства и выяснение их основных прав и обязанностей.

Основные задачи исследования сводятся к определению круга основных участников административного производства, выяснению роли лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, свидетеля, законного представителя физического и юридического лица, адвоката и представителя, понятого, специалиста, эксперта, прокурора, как участников административного производства; характеристике прав и обязанностей основных участников административного производства.

1. Общая характеристика правового положения участников административного производства в РФ

Анализируя особенности производства по делам об административных правонарушениях, наиболее пристальное внимание следует уделить характеристике правового положения участников этого производства, которые занимают в нем центральное место. Подобная обусловленность объясняется тем, что именно исходя из того, как урегулирован их процессуальный статус, можно судить и о самом производстве.

Данный вид производства наиболее полно урегулирован процессуальными нормами, содержащимися в главе 24 КоАП РФ. Однако вопросы, связанные именно с правовым положением участников этого производства, окончательно еще не решены. Например, в главе 25 КоАП РФ перечислены участники производства по делам об административных правонарушениях, а также закреплены их права и обязанности, большинство из которых не систематизировано надлежащим образом, что может привести к определенным сложностям, а также к нарушению процессуальных прав лица, в отношении которого ведется данное производство, потерпевшего и иных участников.

Так, к участникам производства по делам об административных правонарушениях относятся: лицо, в отношении которого ведется производство; потерпевший; законные представители юридического лица; защитник и представитель; свидетель; понятой; специалист; эксперт; переводчик; прокурор. Перед анализом прав и обязанностей участников нужно произвести классификацию. Однако при этом важен не поиск новых критериев, а отбор тех оснований для классификации, которые имеют реальное практическое значение.

Представляется необходимым упорядочить участников производства по делам об административных правонарушениях по следующим основаниям, в частности приводимым в трудах Д.Н. Бахраха. Бахрах Д.Н. Административное судопроизводство и административная юстиция //Современное право.- 2005.- №5.- С.60.

По признаку государственно-властных полномочий: участники, обладающие государственно-властными полномочиями, и участники, не обладающие таковыми. Первую группу составляют судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, а также прокурор. Во вторую группу входят участники, которые различаются по степени заинтересованности в деле и подразделяются на тех, кто имеет личную заинтересованность в исходе дела, и тех, кто не имеет личной заинтересованности в исходе дела. К первым из них относятся: лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; потерпевший; законные представители юридического лица; защитник и представитель. Ко вторым - свидетель, понятой, специалист, эксперт, переводчик (т.е. лица, которые своими знаниями и опытом работы в определенной сфере помогают основным участникам производства осуществлять возложенные на них функции, а также реализовать имеющиеся у них процессуальные права и обязанности).

В свою очередь, по способу разрешения дел об административных правонарушениях: коллегиальные органы (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; административные комиссии; иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъекта Федерации) и должностные лица, обладающие полномочиями по разрешению дел об административных правонарушениях единолично, от имени государственного органа.

По объему полномочий: органы (должностные лица), в чью компетенцию входит совершение первичных процессуальных действий по выявлению административных правонарушений, составление протокола и передача материалов органу (должностному лицу), правомочному разрешать дело по существу; органы (должностные лица), в чью компетенцию входит как производство первичных процессуальных действий, так и рассмотрение дел об административных правонарушениях по существу; органы (должностные лица), только рассматривающие дела об административных правонарушениях по существу.

Предлагая такое деление, можно отметить, что предложенная классификация носит условный характер и используется лишь для того, чтобы наиболее детально исследовать права и обязанности участников производства по делам об административных правонарушениях.

2. Классификация участников административного производства их роль в осуществлении правосудия

2.1 Лицо, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении как участник административного производства, его права и обязанности

Исходя из принципиальных положений Конституции РФ, Кодекса РФ об административных правонарушениях, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и других международно-правовых документов, действующее законодательство чётко устанавливает статус участников производства по делам об административных правонарушениях. Принципиальное значение в этой связи имеет Кодек РФ об административных правонарушениях, определяющий права и обязанности участников административного производства. В данном случае речь идет о лице, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, о потерпевшем, о законных представителях физического и юридического лица, о защитнике и представителе, о свидетеле, о понятом, о прокуроре, о специалисте и эксперте, о переводчике. Овсянко Д.М. Административное право.- М., 2003.- С.145.

Статья 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливает обязательные для должностных лиц правила составления протокола об административном правонарушении, в том числе обязанность разъяснить права и обязанности привлекаемому к ответственности лицу, обеспечить ему возможность ознакомиться с содержанием протокола, представить свои замечания и объяснения.

На этой стадии производства по делу, как и на всех других, имеется возможность заявлять ходатайства, в частности о проведении экспертизы, об истребовании документальных доказательств. Копия протокола должна вручаться физическому лицу или законному представителю юридического лица, а также потерпевшему под расписку.

В этой связи ст. 24.4 вышеозначенного Кодекса предусматривает право лиц, участвующих в производстве по делу, заявлять ходатайства, которые подлежат обязательному и немедленному рассмотрению судом, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело.

Кроме того, в целях обеспечения гарантий прав лица, привлекаемого к ответственности, в ч. 2 статьи 25.1. установлено, что дело рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу. Допускается возможность рассмотрения дела в отсутствие такого лица, но только при условии, что оно было надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела и что от него не поступило ходатайство об отложении дела либо в удовлетворении такого ходатайства отказано.

Допуская возможность рассмотрения дела об административном правонарушении в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, законодатель в то же время установил право субъекта административной юрисдикции признать обязатель...

Другие файлы:

Правовой статус субъектов административного процесса
Система субъектов административного процесса. Участники производства по делам об административных правонарушениях. Права и обязанности потерпевшего, с...

Нормы административного права. Административно-правовой статус государственного служащего
Обязывающие, управомачивающие и запрещающие нормы административного права. Административно-правовые обязанности граждан и последствия их несоблюдения....

Предмет и метод административного права
Предмет административного права. Метод административного права. Функции и принципы административного права. Место административного права в российской...

Основы административного права
Основные отрасли правовой системы государства. Понятие субъекта административного права. Субъективная сторона административного правонарушения. Доказа...

Виды индивидуальных субъектов. Административные наказания
Субъекты административного права как участники общественных отношений, которых нормы административного права наделили правами и обязанностями, способн...