Устав как основополагающий правовой акт муниципального образования
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Размещено на
Содержание
Введение
Глава 1. Устав в системе нормативно-правовых актов местного самоуправления
1.1 Правовая природа устава муниципального образования
1.2 Система нормативно-правовых актов местного самоуправления
1.3 Место устава муниципального образования в системе нормативно-правовых актов местного самоуправления
Глава 2. Юридические свойства устава муниципального образования
2.1 Содержание устава и его структура
2.2 Юридические свойства и особенности устава муниципального образования
Глава 3. Актуальные проблемы порядка разработки и принятия устава муниципального образования
3.1 Порядок разработки и принятия устава муниципального образования
3.2 Порядок внесения изменений в устав муниципального образования
Заключение
Библиографический список
Введение
Устав - именно тот акт, который позволяет очертить рамку нормотворчества, конкретизировать принципы, заложенные федеральным законодателем. Организация нормотворческой работы - сложная задача, требующая хорошо скоординированных действий правовых управлений муниципалитетов и региона. Важный аспект этих взаимоотношений заключается в учете специфики местных условий: территория, уклад жизни, экономическое положение населения - именно те сферы, где необходим особый подход. Собственно поэтому исследуемая сфера общественных отношений и называется местным самоуправлением. Устав же в этой деятельности является базой их правового регулирования, хотя это и не означает, что этот акт является чем-то неприкасаемым. Устав должен быть относительно гибким, и при изменении ряда условий общественной жизни, может и должен своевременно изменяться, реагируя на эти изменения.
Россия находиться в русле мировых тенденций. Это касается и организации управления, построенного на демократических принципах. Устав является базой для местного самоуправления - одной из основ демократического общества.
Актуальность темы работы обусловлена возрастающими требованиями к качеству нормативно-правовых актов в современной России. Реформа местного самоуправления заставила по-новому подойти к нормотворческой деятельности органы местного самоуправления. Развитие нормативной базы не просто интенсифицировалось, но и заставило думать о создании четкой системы и полноценном регулировании общественных отношений, связанных с вопросами местного самоуправления.
Выстраиваемая иерархия правовых актов (федеральный, региональный и местный уровни) заставляет искать пути все более четкой работы правовых подразделений. В этой связи, усилилась проблема загруженности кадров, их квалификации, владения юридической техникой законотворчества. Местное нормотворчество - комплексная работа, охватывающая огромный спектр общественных отношений.
Значимость проводимого исследования обусловлена и проблемой теоретического осмысления и нахождения ответов на проблемные вопросы, как создания, так и реализации норм, которые содержит устав муниципального образования. Кроме того, практическая каждодневная работа убеждает в необходимости выработки практических рекомендаций для более эффективной нормотворческой работы.
В таких условиях особую важность представляют научные исследования, которые направлены на выявление и принципов и методов разработки и осуществления нормативного правового регулирования местного самоуправления: необходимо ответить на вопросы разработки общих процедур, в соответствии с которыми должны проходить этапы создания, толкования и применения Уставов муниципальных образований.
Степень научной разработанности темы исследования, в преломлении к изменившемуся в последние годы законодательству о местном самоуправлении нельзя назвать низкой. Однако, вопросы разработки, процедуры, применения положений устава муниципального образования не получили достаточно подробных и ясных ответов.
Эти вопросы нашли свое освещение в работах: С.А. Авакьяна, С.С. Алексеева, Г.В. Атаманчука, Г.В. Барабашева, В.И. Васильева, Ю.А. Тихомирова и др. Из современных работ, необходимо выделить публикации и работы: П.А. Астафичева, В.Н. Яценко, Е.А. Первышева, Е.В. Кискина, А.Н. Артамонова, О.Л. Арутюнова, Е.Б. Братищевой, И.А. Побережной.
В рамках настоящего исследования особый интерес представляют работы Г.В. Барабашева, - автор одним из первых акцентировал внимание на проблемах привнесения в отечественную правовую систему нормативно-правовых актов новой формы - уставов муниципальных образований.
Объект исследования - общественные отношения, возникающие в сфере разработки, принятия, вступления в силу и реализации норм устава муниципального образования.
Предмет исследования - Устав как основополагающий правовой акт муниципального образования.
Цель работы состоит в изучении правовой природы устава муниципального образования, и определении его места в системе нормативных правовых актов, регулирующих местное самоуправление, разработке методических рекомендаций по его совершенствованию.
Для достижения указанной цели, автором были определены следующие задачи:
1. определить место устава в системе нормативно-правовых актов местного самоуправления;
2. дать общую характеристику устава муниципального образования;
3. определить юридические свойства устава;
4. Сформулировать выводы и рекомендации.
Структура работы традиционна. Работа состоит из введения; трех глав, разделенных параграфами, заключения и списка использованных источников и литературы.
устав муниципальный самоуправление
Глава 1. Устав в системе нормативно-правовых актов местного самоуправления
1.1 Правовая природа устава муниципального образования
По мнению Д.А. Керимова, важнейшими признаками закона, как основного нормативно-правового акта, являются нижеследующие.
1) Закон принимается только высшими представительными органами государственной власти - парламентом страны или всенародным голосованием (референдумом). Устав муниципального образования согласно Федеральному закону 2003 года принимается представительным органом муниципального образования или в определенном случае непосредственно на сходе граждан.
2) Закон регулирует основополагающие, наиболее значимые, важнейшие общественные отношения, определяемые исключительно компетенцией высшего органа государственной власти. В свою очередь устав, также призван регулировать важнейшие общественные отношения, возникающие в муниципальных образованиях.
3) Закон обладает высшей юридической силой в правовой системе страны. Любой иной правовой акт должен издаваться на основании и во исполнение закона. Устав также обладает определенной законодательством высшей юридической силой по отношению к другим правовым актам органов местного самоуправления.
4) Закон является нормативным актом, устанавливающим общие правила поведения (нормы), обязательные для всего населения государства» государственных органов, общественных организаций, должностных лиц, для физических и юридических лиц, указанных в самом законе, подобный признак характерен и для устава, который в своих положениях закрепляет нормы, обязательные для населения муниципального образования, муниципальных органов, общественных организаций, должностных, физических и юридических лиц в пределах территории поселения.
5) Как закону, так и уставу характерна определенная стабильность и устойчивость. Процедуры изменения, дополнения или отмены, как первого, так и второго правового акта происходят лишь в исключительных случаях в силу объективной необходимости.
6) Закон принимается в особом порядке, предусмотренном Конституцией и регламентом парламента См.: Керимов Д. Законодательная техника: Науч.-метод. и учеб.пособие. (Текст). - М.: Норма, 2000. С. 24-25. Процедура принятия устава муниципального образования предусмотрена Федеральным законом 2003 года (пункт 3 статьи 44) и законами субъектов Федерации.
Принимая во внимание названные признаки, автор считает, что необходимо выделить и основные отличия рассмотренных актов, как:
- во-первых, устав является правовым актом подзаконного характера, т.е. издан на основании и во исполнении закона;
- во-вторых, в отличие от закона, зона действия устава очерчена территорией конкретного муниципального образования.
На наш взгляд, наиболее удачно определены признаки правовых актов Ю.А. Тихомировым и И.В. Котелевской:
а) правовой акт есть письменный документ определенного рода, обладающий особой формой выражения содержащейся в нем информации. Это - структуризация текста акта и его построение по правилам юридической техники (главы, статьи, элементы, нормы и т, д.), формулирование правил поведения длительного или разового характера, нормативный язык, использование специфических юридических понятий и терминов, соблюдение обязательных реквизитов, свойственных каждому акту;
б) официальный характер правового акта заключается в его издании от имени органа, организации, либо государства. Отсюда следует важное правило об издании каждым субъектом только тех видов правовых актов, которые за ним закреплены;
в) правовой акт обладает целевой ориентацией. В нем выражены в концентр...
Внесение изменений в Устав муниципального образования
Правовой порядок внесения изменений в Устав муниципального образования. Основания для отказа в государственной регистрации муниципального правового ак...
Устав муниципального образования
Общие принципы организации и правовая основа местного самоуправления. Территориальные основы местного самоуправления. Особенности регулирования местно...
Основы муниципального образования
Правовое регулирование функционирования муниципального образования в РФ. Понятие и содержание категории "муниципальное образование". Устав муниципальн...
Устав муниципального образования - необходимый элемент правовой основы местного самоуправления. Порядок его принятия
Местное самоуправление. Участие населения в решении местных дел. Гарантии правомочий местного самоуправления. Устав муниципального образования и поряд...
Правовой статус главы муниципального образования
Правовой статус высшего должностного лица муниципального образования Российской Федерации, его полномочия по решению вопросов местного значения. Подко...