Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Условия и порядок приема на работу лиц профессорско-преподавательского состава

Тип: дипломная работа
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Педагогические работники как субъекты трудового договора. Особенности правового статуса претендентов на замещение должностей профессорско-преподавательского состава. Порядок проведения конкурса; условия о трудовой функции и сроке действия контракта.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

Введение

1. Основание приема на работу лиц профессорско-преподавательского состава как сложный юридический факт

1.1 Педагогические работники как субъекты трудового договора

1.2 Порядок проведения конкурса на замещение должности профессорско-преподавательского состава

2. Условия и порядок заключения трудового договора с лицами профессорско-преподавательского состава

2.1 Условия о трудовой функции и сроке действия трудового договора с лицами профессорско-преподавательского состава

2.2 Факультативные условия, форма и порядок заключения трудового договора с лицами профессорско-преподавательского состава

Заключение

Список использованных источников

Введение

Процесс реформирования высшего образования, начавшийся со вступления в силу нового федерального закона об образовании [1], направлен на обеспечение конкурентных преимуществ отечественной экономики и на потребности национальной обороны за счет эффективной координации научных исследований и развития национальной инновационной системы, а также на повышение уровня профессиональных качеств кадров высшей квалификации за счет доступности конкурентоспособного образования [2]. Как отметил Президент Российской Федерации, "мы повышаем зарплаты в образовании…, чтобы работа учителя, преподавателя… вновь стала престижной, привлекла сильных выпускников вузов. Но достойная оплата труда… должна обеспечиваться не только исключительно за счёт бюджетных вливаний, а благодаря реформам, которые призваны повысить эффективность расходов, а главное - качество услуг в социальной сфере, чтобы люди видели, как меняется к лучшему работа наших школ, университетов" [3]. Показательно, что ни в одном из прежних Посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию до сих пор не уделялось столько внимания высшему образованию, как в Послании 2013 г.

Однако, как верно замечает А.А. Кирилловых, "высшая школа может эффективно функционировать лишь при наличии квалифицированных кадров - основного звена в цепи достижения публичных интересов" [4, c. 3]. По этой причине совершенствование нормативной основы регулирования труда профессорско-преподавательского состава вузов можно рассматривать как центральное - кадровое звено реформирования всей системы высшего образования. При этом основным, разумеется, элементом совершенствования кадрового потенциала высших учебных заведений должен стать рост заработной платы преподавателей.

В то же время, как подчеркнуто Президентом России, такой рост должен произойти не сам по себе, а лишь при условии реализации комплекса мер: перехода на эффективный контракт, проведения аттестации специалистов, внедрения подушевого финансирования, когда преимущества получают те учреждения (государственные и негосударственные), которые предоставляют услуги наилучшего качества. Кроме того, в этот комплекс должны войти развитие реальной конкуренции, открытие бюджетной сферы для негосударственных коммерческих организаций, оптимизация бюджетной сети за счёт сокращения неэффективных расходов и звеньев, снятие барьеров для самостоятельности бюджетных учреждений. Именно эти цели и должны быть положены в основу современных критериев оценки качества преподавательского состава высших учебных заведений.

Вопросами изучения конкурсного отбора кадров и заключением трудового договора с лицами, прошедшими конкурс, занимался целый ряд исследователей-юристов. В советское время их исследовали В.Н. Смирнов, А.А. Абрамова и Е.И. Войленко, В.Л. Гейхман, О.В. Смирнов, Б.Д. Лебин, Г.А. Цыпкин, Л.Ф. Петренко, И.К. Дмитриева и др. Среди российских авторов следует отметить А.В. Загороднего, Ю.В. Иванчину, А.А. Кирилловых, А.М. Прудинского. Однако все эти исследования отстоят достаточно далеко либо от действующего законодательства и поставленных перед высшим образованием современных задач (работы А.В. Загороднего, А.М. Прудинского), либо предметно далеки от исследуемого круга проблем (работы Ю.В. Иванчиной, А.А. Кирилловых). По этим причинам предлагаемая тема представляется актуальной как в практически-прикладном, так и в научно-исследовательском отношении.

Цель дипломной работы - проанализировать и обобщить порядок заключения трудового договора на должности профессорско-преподавательского состава, определить общие подходы к его исследованию.

В задачи работы входит:

- выявить особенности правового статуса претендентов на замещение должностей профессорско-преподавательского состава;

- определить этапы проведения конкурса на замещение должностей профессорско-преподавательского состава как основного юридического факта, дающего право на заключение трудового договора с высшим учебным заведением на должность профессорско-преподавательского состава;

- определить связанные с непосредственным заключением трудового договора особенности трудовой функции преподавателя высшего учебного заведения (вуза);

- выявить возможные факультативные условия, целесообразные для включения в трудовой договор с преподавателем вуза.

Объектом дипломной работы избраны вопросы оснований и порядка приобретения правового статуса преподавателя вуза, замещающего должность профессорско-преподавательского состава. Предмет исследования составили правоотношения, связанные с заключением данного трудового договора с высшим учебным заведением, в т.ч. их правовое установление и практическая реализация.

Методологической основой исследования служит общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частно-научные методы: системно-структурный, конкретно-социологический, технико-юридический метод и другие научные методы изучения социально-трудовых процессов.

1. Основание приема на работу лиц профессорско-преподавательского состава как сложный юридический факт

1.1 Педагогические работники как субъекты трудового договора

Педагогические работники учебных заведений высшего профессионального образования объединены термином "профессорско-преподавательский состав". К профессорско-преподавательскому составу относятся следующие должности: ассистент, декан факультета, начальник факультета, директор института, начальник института, доцент, заведующий кафедрой, начальник кафедры, заместитель начальника кафедры, профессор, преподаватель, старший преподаватель [5].

В соответствии со ст. 331 ТК РФ [6], к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (п.п. 4-5 ст. 10 данного ФЗ).

Анализ законодательства об образовании позволяет заключить, что претендент, имеющий квалификацию бакалавра, специалиста или магистра - имеет право на замещение профессорско-преподавательской должности. Однако, как показывает практика, лица, получившие квалификацию бакалавра, испытывают трудности в трудоустройстве. Вопрос о занятии соответствующей должности бакалавром решается работодателем самостоятельно, и нередко работодатель отказывает ему в приеме на работу под благовидным предлогом [7, с. 71]. Думается, что подобная практика является дискриминационной.

Согласно ч. 2 ст. 331 ТК РФ, к педагогической деятельности не допускаются лица:

- лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

- имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности. Иную точку зрения имеет Е.П. Кочеткова, по мнению которой к педагогической деятельности могут быть не допущены лишь лица, лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии со вступившим в законную силу приговором суда. "Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной (образовательной) деятельностью может быть применено за преступления предусмотренные статьей 151 УК РФ, статьей 156 УК РФ" [8, с. 96]. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. №114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" [9], по решению суда лицам, участвующим в экстремистской деятельности, может быть ограничен доступ к работе в образовательных учреждениях.

Однако следует учитывать, что данные положения Постановлением Конституционного Суда РФ признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они вводят безусловный и бессрочный запрет на занятие педагогической деятельностью, а также иной профессиональной деятельностью в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних и, соответственно, предполагают безусловное увольнение лиц, имевших судимость (а равно лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по нереабилитирующим основаниям) за совершение иных указанных в данных законопол...

Другие файлы:

Учебный план повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по направлению «Современные педагогические технологии в вузе»

Мотивация труда в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования
Характеристика ГОУ "СибАДИ". Анализ структуры организации, основных показателей, характеризующих ее работу, существующей системы стимулирования труда...

Основания заключения трудового договора при определенных условиях
Понятие и порядок проведения конкурса на замещение должности руководителя, профессорско-преподавательского состава, научного работника. Особенности и...

Криминалистика 2-е изд., испр. и доп
Для студентов, аспирантов и профессорско-преподавательского состава юридических вузов, практических работников правоохранительных органов, а также гра...

Модернизированный танк Т-55АД
Учебное экспресс-пособие предназначено для первичного ознакомления профессорско-преподавательского состава и слушателей академии с боевыми возможностя...