Уголовная ответственность за превышение должностных полномочий
Краткое сожержание материала:
2
Псковский филиал Академии права и управления
Курсовая работа
Тема : Уголовная ответственность за превышение
должностных полномочий
Выполнила:
Васильева Екатерина
Викторовна
Проверил :
Лазарев Сергей Александрович
Псков
2003г.
Содержание
I. Введение
Должностное преступление
II Превышение должностных полномочий и предусмотренные виды наказаний
1. Деяния, явно выходящие за пределы полномочий должностного лица
2. Деяния,касающиеся лица, занимающего государственную должность
3. Деяния, совершенные с применением насилия
III. Заключение
О новом Уголовном кодексе РФ 1997г
О внесении Дополнений в Уголовный кодекс РФ по
ст.286 I. Введение
В Х главе УК РФ приведены статьи, предусматривающие ответственность за так называемые должностные преступления либо связанные с ними деяния. Ввиду совпадения многих признаков должностных преступлений представляется необходимым во избежание повторений дать им общую характеристику и лишь затем прокомментировать статьи рассматриваемой главы с учетом особенностей того или иного состава преступления.
Содержащиеся в главе 30 статьи (кроме ст.ст. 288 и 291 УК) предусматривают ответственность за противоправные деяния, существенно отличающиеся от других как своеобразием объекта преступного посягательства, так и спецификой его субъекта, каковым может быть только должностное лицо.
Объектом должностного преступления является нормальная регламентированная соответствующими правовыми актами деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации, а непосредственным объектом -- права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства.
Отличительная черта должностного преступления состоит в том, что, посягая на нормальное функционирование указанных органов и учреждений, это преступление имеет следствием не только умаление их авторитета в обществе (например, получение взятки депутатом, судьей, прокурором, сотрудником милиции либо иным должностным лицом неминуемо бросает тень на весь аппарат соответствующего органа или учреждения, представителем которого является виновный), но и подрывает у граждан уверенность в защищенности их прав и законных интересов.
Объективная сторона должностных преступлений предполагает наличие таких обязательных признаков, как: совершение указанных в диспозиции соответствующих статей деяний вопреки интересам службы, т.е. находящихся в противоречии не только с задачами, для выполнения которых образован названный выше орган или учреждение, но и теми полномочиями, выполнение которых непосредственно возложено на должностное лицо; наступление определенных последствий преступления (например, существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства); наличие причинной связи между незаконными действиями (бездействием) должностного лица и наступившими последствиями.
Совершение должностным лицом противоправных действий, не связанных с выполнением им своих служебных обязанностей, не образует состава должностного преступления и при наличии к тому оснований может быть квалифицировано по другим статьям УК.
Если ответственность за допущенное должностным лицом нарушение служебных полномочий предусмотрена специальной уголовно-правовой нормой, содеянное подлежит квалификации по этой норме, без совокупности со статьями, предусматривающими общие составы должностных преступлений Способы и формы совершения того или иного должностного преступления могут быть различными. Однако объединяет их то обстоятельство, что они во всяком случае находятся в противоречии с интересами службы.
Субъектами преступлений, предусмотренных ст.ст. 285, 286, 287, 289, 290, 292 и 293 УК, могут быть только должностные лица, которыми в соответствии с п. 1 примечания к ст. 285 УК признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Согласно примечанию к ст. 318 У К представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.
Применительно к рассматриваемым статьям главы 30 УК к представителям власти наряду с должностными лицами правоохранительных и контролирующих органов относятся, в частности депутаты, руководители и члены органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, судьи, т.е. лица, наделенные правом в пределах своей компетенции предъявлять требования, а также принимать решения, обязательные для выполнения гражданами или предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их ведомственной принадлежности и подчиненности (п. 2 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. № 4). Иными словами, представители власти -- это лица, наделенные властными полномочиями в отношении неопределенного круга физических и юридических лиц.
Под организационно-распорядительными функциями понимается осуществление полномочий по руководству аппаратом государственного органа либо органа местного самоуправления, трудовыми коллективами государственных и муниципальных учреждений, а также отдельными работниками этих органов и учреждений (подбор и расстановка кадров, организация труда подчиненных, поддержание трудовой дисциплины и т.п.). Эти функции, в частности, выполняют руководители министерств и ведомств, их структурных подразделений, руководители учреждений науки, образования, здравоохранения и т.д., т.е. должностные лица, в полномочия которых входит организация и направление деятельности подчиненных им работников.
Под выполнением должностным лицом административно-хозяйственных функций понимается совершение действий по управлению или распоряжению государственным либо муниципальным имуществом путем установления порядка его хранения, реализации и т.д. Этими полномочиями в государственных органах, органах местного самоуправления, в государственных и муниципальных учреждениях наделены, в частности, начальники хозяйственных и финансовых отделов и служб, бухгалтеры.
Лицо, временно исполняющее обязанности по определенной должности, может быть признано субъектом должностного преступления при условии, если эти обязанности возложены на данное лицо в установленном законом порядке (например, народные заседатели).
В соответствии с законом субъектами должностного преступления могут быть также лица, осуществляющие функции представителя власти либо организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции по специальному полномочию, представленному им правомочным органом либо должностным лицом (например, члены добровольной народной дружины).
Не являются субъектами должностного преступления те работники государственных и муниципальных учреждений, которые выполняют сугубо профессиональные или технические обязанности. Если наряду с осуществлением этих обязанностей на данного работника в установленном порядке возложено и исполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функции, то в случае их нарушения он может нести ответственность за должностное преступление (например, врач -- за злоупотребление полномочиями, связанными с выдачей листков нетрудоспособности или с участием в работе бюро медико-социальной экспертизы, призывных комиссий; преподаватель -- за нарушение обязанностей, возложенных на него как на члена квалификационной или экзаменационной комиссии; учитель или воспитатель -- за неисполнение возложенных на них обязанностей по обеспечению порядка и безопасности во время проведения внеклассных мероприятий -- п. 4 постановления Пленума Верховного Суда СССР от 30 марта 1990 г. № 4).
По смыслу п. 1 примечания к ст. 285 УК не могут быть признаны должностными лицами члены общественных объединений, коммерческих организаций, а также лица, выполняющие организационно-распорядительные либо административно-хозяйственные функции в различных негосударственных и немуниципальных учреждениях (акционерные общества, частные (семейные) предприятия, приватизированные предприятия, учреждения и организации торговли, бытового обслуживания, здравоохранения и т.д.
II Пре...
Превышение должностных полномочий
Понятие государственный служащий. Основания, условия, пределы применения оружия и специальных средств, необходимых для задержания лица, совершившего п...
Уголовная ответственность государственного служащего
Законодательство Российской Федерации о должностных преступлениях. Эволюция законодательства о должностной преступности. Общая характеристика должност...
Уголовная ответственность государственного служащего
Законодательство Российской Федерации о должностных преступлениях. Уголовная ответственность государственных служащих. Проблема совершенствования угол...
Виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления
Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством. Досрочное прекращение полномочий органов местного самоуправления...
Уголовная ответственность лиц, совершивших преступление
Возраст, с которого наступает уголовная ответственность. Вменяемость и невменяемость. Уголовная ответственность лиц с психическими аномалиями, не искл...