Теория социального государства
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Курсовая работа
по дисциплине «Теория государства и права»
на тему: «Теория социального государства»
Содержание
Введение
1. Исторические основы социального государства
2. Сущность и цели социального государства
3. Основные проблемы формирования социального государства в Российской Федерации
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность темы. В настоящее время принцип социального государства признан во многих странах как один из основополагающих принципов современного цивилизованного государства - наряду с его правовым, демократическим и светским характером. Алебастрова И.А. Социальное государство: белые одежды голого короля или платье для Золушки? // Конституционное и муниципальное право. - 2008. - №20. - С.2.
Первой провозгласила себя социальным государством Федеративная Республика Германия, указав в ч. 1 ст. 20 Основного Закона: «Конституционное устройство в землях должно соответствовать принципам республиканского, демократического и социального правового государства...» Несколько позже, в 1978 г., в ч. 1 ст. 1 Конституции Испании было отмечено: «Испания конституируется в социальное и демократическое правовое государство, которое провозглашает высшими ценностями своего правопорядка свободу, справедливость, равенство и политический плюрализм». Так или иначе данное положение законодательно отображено в Конституциях Португалии, Греции, Турции, Дании, Швеции, Нидерландов и других стран. Россия не отстала в этом смысле от европейских стран, определив себя в ст. 7 Конституции РФ 1993 г. как социальное государство. Но если оценивать реализацию данной концепции в нашей стране, то можно прийти к выводу, что формирование социального государства в России находится на самом раннем этапе: разработка концепции только начинается. Государственное управление в большинстве случаев осуществляется без реальной опоры на юридическую доктрину, нормативная база - неполная, определены лишь некоторые конституционные обязанности Российского государства в области социальной политики по отношению к его гражданам. Баев В.Г., Шуняева А.Е. Социальное государство: понятие, содержание, конституционное закрепление // Конституционное и муниципальное право. - 2008. - №17. - С.9.
Степень разработанности темы. Принцип социального государства является в последние годы объектом пристального внимания как российских, так и зарубежных исследователей: юристов, социологов, политологов, философов и экономистов. Его анализу посвящено множество публикаций, в которых рассматриваются проблемы масштабов и форм социальной деятельности государства, ее исторической и современной динамики, правового оформления принципа социального государства и его соотношения с принципами государства правового и демократического.
Объект исследования - типология государства.
Предмет исследования - социальный тип государства.
Целью курсовой работы является изучение теории социального государства.
Поставленная цель предопределила решение следующих задач:
1. Рассмотреть исторические основы социального государства.
2. Определить сущность и цели социального государства.
3. Выделить основные проблемы формирования социального государства в Российской Федерации.
Методологическая база исследования - общие и специальные научные методы, выступающие в качестве элементов познания, решения научных задач и достижения цели проводимого исследования, в частности, формально - юридический, а также такие частно - научные методы, как историко - правовой, сравнительно - правовой, логический, системно - структурный, аксиологический, аналитический.
Нормативно - теоретическая база исследования - Конституция Российской Федерации, учебники и монографии по теории государства и права, статьи периодической печати по исследуемой проблеме.
1. Исторические основы социального государства
Вопросы, связанные с регулированием помощи нуждающимся и малоимущим, долгое время оставались в сфере морали, их законодательное закрепление в государственно организованном обществе было достаточно редким. Примером могут служить предписания Законов Ману об установлении опеки для женщин, бедных, лишившихся семьи, бездетных больных, а также закрепление в них обязанностей кшатриев и вайшья раздавать милостыню Законы Ману // Памятники литературы народов Востока. Переводы. Часть IV. - М.: Наука, 1960.. Слишком общий характер подобных предписаний, как и отнесение их санкций в сферу морали и религии, не позволяет их считать нормами права, имеющими представительно-обязывающий характер.
Как отмечает Э. Ренан, а эпоху Римской империи общественная помощь возникла лишь при императорах Нерве и Трояке, а наибольшего расцвета достигла при Марке Аврелии Ренан Э. Марк Аврелий и конец античного мира. - Ярославль: Терра, 1991. - С.45.. На основе его исследований можно сделать вывод о том, что лишь во II веке нашей эры миру стал известен принцип, который заключался в организации опеки по отношению к бедным и рабам, а некоторые исследователи не видят принципиального различия между семейными отношениями и публично-правовым институтом социальной защиты и полагают, что Русская Правда - первый славянский закон, включающий в себя подобие социальной программы в области защиты детей.
Личное участие человека в поддержке нуждающихся, не являющихся членами его семьи, связывалось не только с особыми отношениями благотворительности, но и с реализацией ряда иных правоотношений Законы XII таблиц // Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учеб. пособие / Сост. В.Н. Садиков. - М.: Гардарики, 1998. - С.46-56..
В Древней Греции обычаи предписывали архонтам заниматься попечительством сирот, вдов и наследниц. И если в первом случае некоторая помощь нуждающимся вытекала из необходимости обеспечить нормальный ход судебного разбирательства, то во втором попечение выступает как деятельность, сопутствующая главной задаче архонта - надзору за гражданскими отношениями, в основе которых лежат отношения имущественные. Таким образом, налицо ситуация, когда общество не ставило перед собой задачи социальной защиты, но косвенно, в отношении отдельных членов и в отдельных ситуациях, ее реально закрепляло.
В средневековой Европе помощь необеспеченным или неспособным содержать себя осуществлялось за счет:
- «рекомендации себя под чье-либо покровительство», что, по сути, было установлением личной зависимости, при которой не имеющий средств «отдавал» себя господину, который должен был оказывать помощь в пище, одежде Социальная история Средневековья. - М.: Норма, 1997. - С.191.;
- грамот о передаче своего наследственного достояния с условием предоставления пищи и одежды, которые заключались с целью оградить себя от бедности, связанной с наступлением старости Хрестоматия по истории Средних веков / Под ред. Н.И. Грацианского и С.Д. Сказкина. - М.: БЕК, 1993. - С.149..
Наряду с этим феномен частной благотворительности, имеющий тысячелетнюю историю и остающийся актуальным и сегодня, находился под влиянием морали и религии и был неподвластен детальной регламентации со стороны государства.
Первоначально такая помощь и понимание сути социального обеспечения сводились и проявлялись в достаточно примитивной форме и касались не всего общества, а наиболее обездоленной его части - нищих, убогих, больных. Основной формой социальной помощи указанным слоям была милостыня. Но, как и всякое явление, милостыня, с одной стороны, действительно служила серьезным подспорьем для выживания неимущих, а с другой - порождала иждивенчество, паразитизм, в определенном смысле развращала людей. Нищенство постепенно стало превращаться в профессиональное занятие, а в ряде случаев приобретало весьма внушительные размеры.
Например, Стоглавый собор (1551 г.), созванный Иваном Грозным, отметив распространение нищенства, рекомендовал принять практически первую на Руси «социальную программу». В этой рекомендации отмечалось: «...да повели благочестивый царь всех прокаженных и престаревшикся описати по всем Градам опроче здравых стоев, да в кождоему граде устроити богадельни мужскня и женския, и тех прокаженных и престаревшихся, не могущих нигде же головы подконити, устроити в богадельнях пищею и одеждою». В отношении же здоровых, трудоспособных нищих предлагалось, чтобы они «питались бы по дворам ходячи от боголюбцев, якоже и до днесь, а которые возмогут работать и они бы страды подлежали» Антология социальной работы. Т. II: История социальной помощи в России / Сост. М.В. Фирсов. - М.: Сварог НВФ, 1994. - С.13..
Высказанные Собором рекомендации, говоря современным языком, носили комплексный характер. Во-первых, рекомендовалось провести перепись обделенных. Причем предписывалось не просто их переписать, а классифицировать нищенствующих, выделив больных, престарелых, а также здоровых, способных работать. Во-вторых, для первых двух категорий предлагалось создать специальные закрытые заведения - богадельни, где на средства общества под строгим государственным надзором, на основе закона царского повеления оказывать помощь нуждающимся. И в-третьих, здесь заложена идея борьбы с тунеядствующими нищими и привлечения трудоспособных к работе.
С воцарением династии Романовых, особенно в царствование Алексея Михайловича, функции призрения начинают выполнять центральные государственные учреждения - вначале Патриарший приказ, зат...
Развитие социального государства в России и за рубежом
Понятие, принципы и сущность социального государства. Характеристика государства как социального института, его развитие в странах СНГ. Особенности ра...
Основы социального государства
Описание: Основы социального государства - первый учебник в отечественной и зарубежной практике по проблемам социального государства. Учебник предназн...
Приоритеты социального государства
Характеристика современного социального государства, его отличительные особенности и предъявляемые требования. Российская модель социальной политики к...
Модели социального государства
Сущность социального государства как закономерного этапа эволюционного развития государственных форм общественного устройства. Характеристика основных...
Понятия правового и социального государства
Понятие правового и социального государства, их концепции и реальное воплощение в странах Западной Европы. Анализ конституционно-правовых основ и прак...