Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Теория нормы права

Тип: реферат
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Особенность, цели и принципы юридической ответственности. Понятие государственного устройства, примеры унитарных, федеративных и конфедеративных государств. Диспозитивная норма права. Практика применения уголовного законодательства относительно краж.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Уральский Институт Экономики Управления и Права

Юридический факультет

РЕФЕРАТ по ТГП

На тему ТЕОРИЯ НОРМЫ ПРАВА

Содержание

1. Юридическая ответственность

2. Формы государственного устройства

3. Диспозитивная норма

4. Задача

Список используемой литературы

1. Юридическая ответственность

Юридическая ответственность - это предусмотренное нормами права, обязанность субъекта правонарушения претерпевать неблагоприятные последствия.

Важной мерой защиты общества и его членов от правонарушения является, юридическая ответственность - отрицательная реакция государства на противоправное деяние, выражающиеся в государственном осуждении правонарушителя и причинении ему определенных лишений, предусмотренных санкциями правовых норм.

Особенность юридической ответственности является ее неразрывная связь с государством. Меры этой ответственности устанавливает только государством, назначаются лишь за запрещенные государством деяния, применяются органами власти либо теми, кого оно уполномочило на это (например, третейским судом, мировым судьей, руководителем предприятия), реализуются в порядке, предусмотренным государством.

Юридическая ответственность имеет две основы цели - защиту противопорядка и воспитание граждан, которое служит укреплению законности и правопорядка.

Цели юридической ответственности реализуются через выполняемые, ею функцию - основные направления ее воздействия на поведение людей: репрессивно-карательную (штрафную), воспитательную, превентивную (предупредительную), правовосставительную (компенсационную). Принуждая правонарушителя к исполнению правовых требований, карая за отступления от них, юридическая ответственность оказывает воспитательное воздействие как на провинившегося, так и на других неустойчивых лиц, способствует предупреждению новых правонарушений. Значительную роль юридической ответственности и в восстановлении нарушенных прав и свобод, в возмещении причиненного противоправным поведением имущественного и морального ущерба.

Успешное осуществление функций юридической ответственности и достижение ее целей возможно лишь при строгом соблюдении ее принципов - фундаментальных идей.

К принципам юридической ответственности относится:

· ответственность только за противоправное поведение, но не за мысли;

· ответственность лишь при наличии вины;

· законность;

· справедливость;

· целесообразность;

· неотвратимость наказания.

Принцип законности состоит в точном и неуклонном исполнении всеми требований законов и соответствующих им иных нормативных актов материального и процессуального права при введении и реализации юридической ответственности.

При привлечении лица к юридической ответственности должны соблюдаться требования не только материальных, но и процессуальных норм, установленных гарантии его права и законных интересов, включая право на защиту. Только это позволяет обеспечить обоснованность ответственности.

Принцип законности многогранен и предполагает соблюдение следующих требований:

1. наказание, взыскание должно соответствовать характеру и степени тяжести правонарушения (требование их соразмерности);

2. закон, устанавливающий или повышающий ужесточающий ответственность, не должен иметь обратной силы;

3. ответственность по возможности всегда должна обеспечивать возмещение ущерба, причиненного правонарушением;

4. лицо несет ответственность лишь за собственное виновное поведение;

5. недопустимо повторное привлечение к ответственности за одно и то же правонарушение.

Виновное лицо параллельно может быть привлечено, например, к уголовной, дисциплинарной и гражданско-правовой ответственности, административной и дисциплинарной, административной и гражданско-правовой. Не противоречит этому требованию и так называемые кумулятивные санкции, которые предусматривают за одно правонарушение применение сразу нескольких наказаний, взысканий (основных и дополнительных).

Принцип целесообразности рассматривается, прежде всего, как соответствие предусмотренной законодательством меры воздействия на правонарушителя целям юридической ответственности.

Принцип целесообразности предлагает:

1. строгую индивидуализацию ответственности в зависимости от тяжести правонарушения, конкретных обстоятельств его совершения, особенности личности нарушителя;

2. возможность смягчения подлежащих применению государственно-принудительных мер и даже их неприменения, если цели юридической ответственности уже достигнуты или могут быть достигнуты другим путем;

3. возможность смягчения уже возложенной на правонарушителя меры ответственности и, более того, освобождения от нее, если в процессе отбывания наказания он деятельно доказал свое исправление.

В российском законодательстве также установлены обстоятельства, исключающие юридическую ответственность, и основания освобождения от нее.

Воздействие принципа неотвратимости существенно ослабляется, если велик срок между противоправным деянием и применением мер юридической ответственности. Не одному государству мира не удалось пока воплотить принцип неотвратимости в жизнь.

Принцип гуманизма. В соответствии с ним цели юридической ответственности не должны достигаться путем причинения физических страданий правонарушителю и унижения его человеческих достоинств.

Конституция РФ и отраслевое законодательство, прежде всего УК РФ, соответствуют международным стандартам, установленным Конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Европейской конвенцией по предупреждению пыток и бесчеловеческого или унижающего достоинство обращения или наказания.

2. Формы государственного устройства

В юридической литературе (В.П. Рожкова) иногда высказывается предложение считать форму государственного устройства в качестве не отдельного и самостоятельного, а лишь конкретизирующего, дополнительного признака формы правления. При этом предлагается понимать под формой государства только форму правления. Иногда, наоборот, понятие «государственное устройство» употребляется в широком смысле, им пытаются охарактеризовать (охватить) государственный строй той или иной страны в целом, связать с устройством государственной власти.

Однако большинство авторов под формой, государственного устройства, понимает территориальную организацию государственной власти, взаимосвязь (соотношение) государства как целого с его составными частями.

Государственное устройство - организация территории государства, его территориальное деление, система отношений между центральными и региональными властями в государстве.

По форме устройства все государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное государство - наиболее распространенная форма устройства государства. Термин «унитарное» имеет латинское происхождение от слова «unus» - единый, один. Поэтому унитарное государство - это единое, цельное государство, не имеющее в нутрии себя (в своем составе) каких-либо государственных образований, обладающих элементами суверенности, самостоятельности.

Унитарное государство - это единое, простое образование которое делится лишь на административно-территориальные единицы (департаменты во Франции, воеводства в Польше). В своем составе не имеет государственных образований, имеет одну систему высших органов, единое гражданство, одну систему законодательства, единую валюту, вооруженные силы, единую судебную систему и т.д. К числу унитарных государств относятся Финляндия, Норвегия, страны Балтии, Польша, Молдавия, Румыния, Болгария, Украина, Казахстан и др. Унитарные государства организованы по административно-территориальному принципу.

В унитарных государствах действует единая система центральных и местных органов власти, поэтому в них существует единый центр власти.

На территории унитарного государства действует единая конституция и, соответственно, существует единая система законодательства. У таких государств единая судебная система, одно гражданство, единая денежная и налоговая система.

В настоящее время в мире существуют разнообразные унитарные государства: централизованные и децентрализованные, простые и сложные.

В централизованных государствах местное самоуправление существенно, ограничено в правах или вообще отсутствует.

В децентрализованных государствах местное самоуправления не входят в систему органов государственной власти, они функционируют самостоятельно (избираются непосредственно населением, имеют свой бюджет, принимают самостоятельные решения по вопросам своей компетенции и т.д.).

Простые унитарные государства состоят только из административно-территориальных единиц (районов, городов), а сложные имеют в составе так называемые административные автономии. Административные автономии создаются по разным причинам, но цель в основном одна: учесть нац...

Другие файлы:

Теория государства и права
Теория государства и права как общественная наука. Специфика ее взаимодействия с различными гуманитарными науками. Основные методы познания государств...

Способы изложения правовой нормы в правовых актах
Социокультурные характеристики и специфические признаки нормы права. Структура, содержание и способы изложения правовой нормы в статьях нормативного а...

Общая теория права
Общая теория права как наука и учебная дисциплина, ее предмет и методологияВозникновение и развитие учений о сущности праваСущность праваСущность госу...

Структура правовой нормы
Понятие и признаки правовой нормы. Внешнее выражение структуры нормы права в тексте нормативных юридических актов. Структура логической нормы, нормы-п...

Психологическая теория права Л.И. Петражицкого
Понятие и общая характеристика теории права Л.И. Петражиского. Основные черты права, его отличие от нравственности. Анализ фактов правового сознания....