Сущность и основные характеристики республики как формы государства
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Введение
Республика или республиканская форма правления является весьма древней формой государственной организации общества. Уже в первых месопотамских городах-государствах (IV-III в. до н.э.), как в последствии в древнегреческих полисах, власть имела сложную структуру. И в этой структуре верховенство власти зачастую оставалось за демократическим органом - собранием и советом. При этом в собрании участвовали все полноправные горожане, все граждане города-государства, которые принимали основные решения, избирали совет для ведения текущих государственных дел.
То или иное соотношение и взаимодействие различных органов власти, те или иные способы образования собраний, советов определяют различные республиканские формы правления. Но всегда при этом республика характеризуется выборными высшими органами власти, в которые входят избранные представители народа. Для республики характерны и различные полномочия, которыми эти органы наделяются.
Степень разработанность проблемы. Проблемы классификации и реализации на практики в различных государствах республики как формы правления в настоящее время волнуют большое количество юристов, политологов и других известных ученых как России, так и зарубежных стран.
В настоящее время проблеме исследования республики как формы правления посвящены статьи таких ученых как Мещереков А.Н., Зазанве О.И., Чиркин В.Е., Курманов М.М. и др.
Все это обуславливает актуальность исследуемой темы и определяет объект, предмет, цель и задачи исследования.
Объект исследования - республика как форм правления.
Предмет курсовой работы - основные характеристика и проблемы реализации в конкретном государстве республики как формы правления.
Цель курсовой работы - анализ основных характеристик и проблем республики как формы правления.
Для достижения поставленной цели в ходе выполнения курсовой работы были решены следующие задачи:
1. Рассмотрены различные формы правление и место республики в классификации форм правления.
2. Исследованы понятие, классификация и отличительные признаки современных республик в мире.
3. Проанализирована реализация республиканской формы правления в Российской Федерации.
4. Выявлены проблемы республиканской формы правления в отдельных субъектах Российской Федерации.
Методологической основой курсовой является метод анализа и синтеза, метод сравнения и изучения документов.
Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников литературы. Первая глава состоит из двух параграфов. В первом параграфе рассматривается понятие формы правления, классификация форм правления и место республики как формы правления в мире. Во втором параграфе исследуются виды республик и их основные характеристики.
Вторая глава состоит также состоит из двух параграфов. В первом параграфе анализируется форма правления в Российской Федерации, выявляются отличительные черты республиканской формы правления в России. Во втором параграфе выявляются проблемы республиканской формы правления в субъектах Российской Федерации. В заключении формулируются основные выводы.
республика правление
1. Сущность и основные характеристики республики как формы государства
1.1 Форма правления как способ организации высших органов государственной власти
Форма правления - это механизм организации и взаимодействия высших органов государственной власти, прежде всего, главы государства, парламента и правительства. В связи с положением главы государства современные исследователи обычно выделяют две основные формы правления:
- Монархия. Главный отличительный признак монархии - Глава государства получает власть по праву наследования и пожизненно. Макс Вебер относил монархию к традиционному типу легитимной власти, власть монарха основана на вере народа в святость традиций и право на управление тех, кто получил власть в соответствии с этими традициями.
- Республика. Глава государства, - президент - избирается всем населением или его частью на определённый срок из числа граждан (по Веберу это Легальный или Рациональный тип власти, основанный на вере в законность существующего порядка в законное право властвующих на то, чтобы отдавать приказания). Возможны искажённые формы республики, когда президент не избирается гражданами, а провозглашается военным или революционным советом.
В современном мире существует много государств, которые нельзя отнести строго ни к одной из выделенных форм, - у них имеются признаки как монархии так и республиканской формы. У некоторых современных монархий есть действующие конституции, выборный монарх (например в Малайзии монарх избирается на 5 лет Особым совещанием представителей штатов федерации), коллективный монарх (ОАЭ). Эти характеристики не совсем укладываются в классическое определение монархии, где монарх является не только главой государства, но и сувереном (носителем гос. суверенитета).
В некоторых современных республиках также возникают элементы монархии, - например, институт пожизненного президентства (Республика Югославия в 1945-1991 г., Тунис в 1975-1988 гг., Индонезия, ЦАР, Туркмения), безальтернативные президентские выборы, в течение длительного периода закреплённые конституцией (Египет), наследственное президентство (КНДР - формально, Сирия, Азербайджан - фактически) Объём властных полномочий президента как главы государства в современных республиках может значительно различаться.
Кроме этого, форма правления характеризуется не только положением Главы государства, но и его взаимодействием с другими органами государственной власти - Парламентом /Представительным органом и Правительством. Здесь разнообразия ещё больше.
Поэтому исследователи с достаточным на то основанием выделяют ряд смешанных форм и типов монархий и республик.
ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ |
||||||
МОНАРХИЯ |
РЕСПУБЛИКА |
|||||
Абсолютная |
Дуалистическая |
Парламентская |
Парламентская |
Смешанная |
Президентская |
Рис. 1 - Формы государства
Форма государственного правления характеризует:
- механизм формирования высших органов государства и каково их строение;
- механизм построения взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;
- механизм построения взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;
- в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.
Разделение на монархии и республики, а их внутренняя классификация на абсолютную, дуалистическую, парламентарную монархии, президентскую и парламентарную республики всегда имели и сейчас имеют довольно жесткий характер.
Сформированные к началу двадцатого века критерии для различения форм правления и ныне сохраняют свое значение, все они (кроме явственно выраженной дуалистической монархии) существуют в различных государствах мира. Но на их базе и наряду с ними, путем совмещения и появления новых признаков создаются неизвестные ранее формы, причем эта тенденция набирает силу: «чистых», традиционных форм остается все меньше, а формы правления во вновь возникающих государствах (например, при распаде СССР, Югославии, Чехословакии), как правило, соединяют разные черты. В данном случае речь идет не о том, что в развитых капиталистических странах, а иногда и в некоторых развивающихся государствах на основе демократизации политических режимов практически утратились различия между монархией и республикой (по своему характеру монархии в Великобритании или Японии мало чем отличаются от республик Франции или Италии). Говоря о смешанных и «гибридных» формах правления, необходимо отметить тот факт, что утрачивается жесткость существующих классификаций и по юридическим признакам: соединяются черты республики и монархии (например, в Малайзии), абсолютной и конституционной монархии (Кувейт), президентской и парламентарной республики (Колумбия по конституции 1991 г.).
Такие модификации форм обусловлены несколькими причинами. Во-первых, практика последних десятилетий показывает, что для управляемости государством важно не только и, может быть, не столько разделение властей и система взаимных сдержек и противовесов (эти моменты обеспечивают демократизм в управлении, исключают концентрацию власти в руках какого-либо одного органа), сколько установление необходимых взаимосвязей, взаимодействия, взаимосогласованности в работе высших органов государства.
Отсутствие этого, как свидетельствует опыт противоборства законодательной и исполнительной власти в России (а отчасти - и внутри исполнительной власти) ведет к кризису всей политической системы. Создание смешанных и «гибридных» форм улучшает взаимодействие органов государства, хотя это происходит либо за счет уменьшения роли парл...
Понятие и сущность государства
Понятие и сущность государства как политического института: основные характеристики, элементы, задачи и функции. Формы государственного устройства: пр...
Основные характеристики государства
Основные элементы и формы государства. Деятельность государства и политическая система общества. Формы правления и государственного устройства. Способ...
Банковская система Республики Беларусь
Понятие банковской системы государства, ее структура и значение в современной рыночной экономике. Роль коммерческих банков, их функции и основные виды...
Сущность, основные признаки и функции государства
Понятие государства. Признаки государства. Составляющие элементы государства. Формы государственного устройства. Функции государства. Правовые формы в...
Государственный долг субъекта РФ, его динамика и структура (на примере республики Башкортостан)
Сущность, формы и структура государственного долга субъектов Российской Федерации, его основные характеристики. Особенности управления государственным...