Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Субъекты административного права РБ

Тип: контрольная работа
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Понятие субъектов административного права, их виды. Условия вступления организаций и лиц в административно-правовые отношения. Основания освобождения от административной ответственности. Правовой порядок отстранения от управления транспортным средством.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

Вопрос № 1. Дайте понятие и опишите виды субъектов административного права.

Вопрос № 2.Опишите виды освобождения от административной ответственности.

Вопрос № 3. (Задача)

Водитель маршрутного такси Зайцев был остановлен инспектором ГАИ Прохоровым. При проверке документов инспектор Прохоров обратил внимание на покраснение лица Зайцева и запах алкоголя. Опасаясь за жизнь и здоровье сидящих в маршрутном такси пассажиров, инспектор опросил водителя на предмет употребления лекарственных спиртосодержащих препаратов. Однако Зайцев отрицал факт их употребления.

Инспектор Прохоров высадил пассажиров маршрутного такси, отстранил Зайцева от управления, изъял у него водительское удостоверение, составил протокол о задержании транспортного средства и направил маршрутное такси с одним из дружинников на специальную охраняемую стоянку. Зайцева он посадил в свой служебный автомобиль и поехал в ближайшее лечебное учреждение для освидетельствования его состояния опьянения.

Дайте юридическую характеристику мерам , примененным инспектором ГАИ Прохоровым.

1. Дайте понятие и опишите виды субъектов административного права

Субъектами административного права являются все физические и юридические лица. Многие из них, длительное время, являясь субъектами административного права, могут вообще не вступать в конкретные административные правоотношения. Реализация административных правоотношений является следствием волеизъявления одной из сторон этих отношений.

Субъекты административного права - это участники управленческих отношений, которые наделены административно-правовыми нормами, правами и обязанностями и способны их практически реализовывать.

Субъекты административного права определяются в нормах права общим понятием как физические лица, государственные органы власти, негосударственные объединения, организации, предприятия, учреждения различной формы собственности, общественные объединения и другие юридические лица. Для того чтобы стать субъектом административного права, необходимо обладать административной правосубъектностью, под которой понимают юридическое свойство, выражающееся в наличии у лица (организации) прав и обязанностей, предусмотренных административно- правовыми нормами.

Субъект правоотношения всегда определен - это конкретный участник, сторона правоотношения, наделенная обязанностями и правами в сфере исполнительной власти, способная реально осуществлять эти отношения в рамках и последовательности, определенных законодательством. Субъекты административного права могут стать субъектами административно-правовых отношений при наличии трех условий:

1. административно-правовая норма, регулирующая права и обязанности сторон;

2. имеются все основания для возникновения, изменения и прекращения правоотношения (юридический факт);

3. административная правоспособность и дееспособность субъектов этих отношений.

Всех субъектов административного права в зависимости от того, чью волю они выражают, в чьих интересах и от чьего имени действуют, а также от кого, кто именно вступает в правоотношения, можно разделить на два вида:

1. Индивидуальные субъекты. Первую группу индивидуальных субъектов составляют граждане. По административно-правовому положению граждан принято делить на граждан Республики Беларусь, иностранцев и лиц без гражданства. Иностранцы подразделяются на постоянно и временно находящихся в Республике Беларусь. В их административно-правовом статусе есть различия, в частности, первым выдается вид на жительство. Их особенностью является то, что, проявляя себя индивидуально, они тем не менее фактически являются официальными представителями того или иного органа государственного управления. Соответственно это накладывает свой отпечаток на их правовое положение, отличая их от иных индивидуальных субъектов административного права.

2. Коллективные субъекты административного права - это организованные, объединенные, самоуправляемые группы людей, выступающих вовне как нечто единое, персонифицированное. Коллектив, как правило, имеет нормативно установленные цели, функционально дифференцирован, действует на законном основании, признается правосубъектным. В их числе различные по своему назначению и статусу организации - государственные и негосударственные.

Государственные организации как субъекты административного права- это органы исполнительной власти (государственного управления); органы государственного управления предприятий, учреждений и их различного рода объединений (корпораций, концернов и т.п.); структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией.

Негосударственные организации как субъекты административного права - это общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т.п.); трудовые коллективы; органы местного самоуправления; коммерческие структуры; частные предприятия и учреждения.

Общим условием вступления организаций и лиц в административно- правовые отношения является наличие у них административной правоспособности, то есть способности приобретать комплекс прав и обязанностей в сфере государственного управления, предусмотренных и обеспеченных нормами административного права. Это условие еще не свидетельствует о наличии конкретных административно-правовых отношений. Для этого необходимо, чтобы организация или лицо обладали административной дееспособностью, т.е. способностью практически реализовывать в правоотношениях свою административную правоспособность, свои юридические обязанности и права. Сочетание административной правоспособности и дееспособности создает условия, при которых субъект административного права становится и субъектом (участником, стороной) административного правоотношения.

Административная правоспособность органов государственного управления выражается в компетенции, которой наделяется каждый из них управленческих функций (предмет ведения) и объем необходимых для их реализации полномочий (обязанностей и прав). Фактически административная правоспособность органа управления закрепляет и выражает объем принадлежащих ему юридически властных полномочий, дающих возможность участвовать в административно-правовых отношениях.

Административная правоспособность и дееспособность органов управления возникает одновременно с их образованием и определением компетенции. При этом в большинстве случаев органы управления обязаны вступать в административно-правовые отношения, которые играют роль основного средства практической реализации принадлежащей им компетенции. Различают общую и специальную правоспособность и дееспособность органов управления.

ь Общая правоспособность выражается в представляемой органам возможности осуществлять управленческую деятельность в пределах их компетенции.

ь Специальная правоспособность дополняет общую и выражается в возможности органов осуществлять свои специфические задачи или функции управления (например, контрольно-надзорную, юрисдикционную деятельность).

Как общая, так и специальная правоспособность органов управления находят свое выражение в их общей или специальной дееспособности.

2. Опишите виды освобождения от административной ответственности

Административная ответственность наряду с другими формами государственного принуждения, основанными на праве, является важнейшим правоохранительным средством государства по упорядочению и охране общественных отношений в области управления. Вместе с тем законодательство Республики Беларусь, базируясь на принципах демократизма, гуманизма, предусматривает возможность освобождения лиц, совершивших административные правонарушения, от юридической ответственности. Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) Республики Беларусь устанавливает основания, условия и порядок освобождения от административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения.

Основаниями освобождения от административной ответственности являются характер правонарушения и личность правонарушителя. Законодатель не конкретизирует содержание эти понятий. Но из содержания статей КоАП Республики Беларусь логично следует, чтобы при освобождении от административной ответственности были тщательно учтены все объективные и субъективные стороны состава правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности лишь в случаях,

предусмотренных КоАП. Основания для освобождения от административной ответственности:

ь Освобождение от административной ответственности при малозначительности правонарушения:

ь Лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности в случае признания совершенного административного правонарушения малозначительным.

ь Малозначительным признается деяние, содержащее признаки какого- либо административного правонарушения и причинившее незначительный вред охраняемым КоАП правам и интересам.

ь Освобождение от административной ответственности с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность. Физическое лицо, совершивш...

Другие файлы:

Субъекты административного права
Понятие, виды, правовой статус субъекта административного права. Граждане России, иностранные граждане, лица без гражданства, организации, учреждения,...

Основы административного права
Основные отрасли правовой системы государства. Понятие субъекта административного права. Субъективная сторона административного правонарушения. Доказа...

Предприятия и учреждения как субъекты административного права
Субъекты административного права, их понятие, виды и полномочия, основы административно-правового положения предприятий и учреждений. Основания возник...

Общественные объединения как субъекты административного права
Понятие субъектов административного права. Правовое обеспечение общественных объединений как участников административного права РФ. Особенности админи...

Роль и место административного права в правовой системе России
Понятие административного права, его социальная природа, цели, субъекты. Нормы административного права, выступающие регуляторами управленческих отноше...