Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Соответствие законов субъектов Российской Федерации Конституции

Тип: контрольная работа
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Исследование основных проблем реализации и совершенствования Конституции Российской Федерации. Изучение особенностей внесения поправок и совершенствования федеральных законов. Описания применения конституционных норм в области прав и свобод гражданина.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Содержание

Введение

Проблемы реализации и совершенствования Конституции Российской Федерации. Проблемы соответствия законов и иных нормативно-правовых актов субъектов РФ Конституции РФ

Проблемы прямого действия Конституции РФ

Проблемы внесения конституционных поправок и совершенствование Конституции РФ

Задача

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Конституция РФ - основной закон Российского государства заключается в том, что конституция как основной закон любого государства является фундаментом законодательства, регулирующего взаимоотношения граждан между собой и отношения с государством. Развитие Российского государства подтверждает общее правило нашего времени: каждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою конституцию.

Конституция России установила фактически неограниченные полномочия главы государства, и, таким образом, любые действия последнего соответствуют конституционным нормам. Главный институт российской государственной власти - Президент, - сосредоточил в своих руках нити законодательной, исполнительной и судебной власти и возвысился над ними.

Проблемы реализации и совершенствования Конституции Российской Федерации. Проблемы соответствия законов и иных нормативно-правовых актов субъектов РФ Конституции РФ

Проблема соответствия законов субъектов Российской Федерации Конституции РФ актуальна, в случае их несоответствия, на конституционном, а значит, на самом высоком уровне, «создается почва, из которой произрастают ростки шовинизма, и как следствие - геноцида нации». Основной Закон Российской Федерации гласит, что каждый гражданин обладает на ее территории всеми правами и свободами (пункт 2 статьи 6 главы I Конституции РФ); в частности, как право гражданина продекларировано право избирать и быть избранным (пункт 2 статьи 32 главы II Конституции РФ). Кроме того, государство гарантирует равенство прав и свобод гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка (пункт 2 статьи 19 главы II Конституции РФ) и защиту его прав и свобод (пункт 1 статьи 46 главы III Конституции РФ).

С учетом конституционного распределения полномочий (согласно статьи 76 Конституции РФ) по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы (предусмотренные в Конституции РФ) и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые (в соответствии с ними) законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Согласно Конституции РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с Конституцией РФ: в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в России, действует федеральный закон. В то же время, в случае противоречия между федеральным законом и актом субъекта Федерации, изданным вне пределов ведения РФ или совместного ведения РФ и ее субъектов, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.

Однако определение предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, институт «совместного ведения» настолько расплывчаты, что правовое регулирование на их основе невозможно. Конституция РФ 1993 года предоставила субъектам федерации полную свободу в формировании органов власти, способствуя тем самым подрыву единства государства. Отсюда и возникла необходимость создания федеральных округов.

Проблема федерального воздействия в целях обеспечения верховенства Конституции и федеральных законов, обеспечения единого правового пространства в России особенно эффективно начала решаться начиная с 2000 года. В Федеральный Закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года в 2000 г., а затем в 2003 г. были включены нормы, усиливающие ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц за принятие нормативных правовых актов, нарушающих Конституцию РФ и федеральные законы. В частности, была предусмотрена возможность роспуска федеральным законом законодательного (представительного) органа субъекта Федерации и отрешения (освобождения) от должности главы администрации субъекта Российской Федерации (президента республики, губернатора и др.).

Помимо общих для многих федераций проблем, связанных с категорией совместных полномочий (по Конституции РФ - «предметов ведения»), в России порядок разграничения осложняется дополнительными обстоятельствами. В частности, к ним относится введение в конституционный текст формулировки, неизвестной другим конституциям, - «предметы ведения». Понятие «предметы ведения», с одной стороны, усложняет решение вопросов о разграничении предметов ведения и конкретных полномочий (прав и обязанностей), с другой - оно создает предпосылки для решения вопроса, являющегося одним из сложнейших во многих федерациях - вопроса о разграничении полномочий внутри совместных предметов ведения.

Проблемы прямого действия Конституции РФ

Конституция современного демократического государства должна обладать одним важным свойством - она должна быть актом прямого действия. Прямое действие конституции - это ее способность быть реальным регулятором общественных отношений, когда непосредственно на основе конституционных предписаний разрешаются дела в судах, органах исполнительной и законодательной власти. Прямое действие конституции означает, что она подлежит реализации независимо от наличия конкретизирующих и развивающих ее нормативных актов.

Нормативным актом прямого действия является и Конституция Российской Федерации, принятая на референдуме в декабре 1993 г. Часть 1 статьи 15 в ней гласит: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации». В предыдущих конституциях России такого указания не было. Оно означает, что новая Конституция Российской Федерации не торжественная декларация, а полноценно действующий нормативно-правовой акт, нормы которого можно использовать для решения конкретных споров, рассмотрения жалоб и заявлений граждан, то есть для разрешения дел по существу.

Указание на прямое действие Конституции гарантирует ее самодостаточность в условиях отсутствия законодательства, конкретизирующего ее положения (часть 1 статьи 15 Конституции РФ). Сфера, где принцип непосредственного действия Конституции является безусловным, - права и свободы человека и гражданина.

В статье 18 Конституции РФ сказано: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». В то же время прямое действие Конституции, обязывающее органы государства использовать ее нормы в качестве непосредственной нормативной основы правоприменения, имеет отношение не только к правам граждан, но и означает, что государство получает возможность непосредственно на основе норм Конституции в рамках применения права предпринимать властно-принудительные действия в целях восстановления конституционного порядка, сохранения своей целостности, ликвидации незаконных вооруженных формирований и т.п.

Указание в Конституции РФ на то, что она является актом прямого действия, дает основание сделать следующие выводы:

1. Все нормы Конституции РФ должны рассматриваться как нормы прямого действия: непрямое действие той или иной конституционной нормы должно рассматриваться, как исключение и быть специально оговорено в самой Конституции, как это сделано, например, в части 2 статьи 47: «Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом».

2. Прямое действие Конституции РФ не означает, что не должны приниматься конкретизирующие ее нормы и процедурные акты, необходимые для эффективной реализации ее норм. Напротив, все это предполагает сама природа Основного Закона. Другое дело, что отсутствие такого рода актов не должно объявляться причиной неприменения конституционных норм. Прямое применение норм Конституции РФ по их духу или смыслу уже имеет место. В ряде случаев это касается некоторых принципиальных концепций государственного строительства. Например, путем трактовки ряда норм Конституции РФ сделан вывод о наличии в стране особого вида государственной власти - президентской власти. Причем в соотношении с тремя обозначенными в статье 10 Конституции РФ ветвями - законодательной, исполнительной и судебной властями - президентская власть рассматривается как первая и стоящая над ними, поскольку обеспечивает их согласованное функционирование и взаимодействие (статья 80 Конституции РФ).

Обеспечение прямого действия Конституции РФ - одна из главных задач органов правосудия. Непосредственное применение конституционных норм в области прав и свобод граждан призван обеспечивать Конституционный Суд Российской Федерации.

Проблемы внесения ко...

Другие файлы:

Органы конституционного контроля субъектов Федерации: проблемы организации и деятельности
Проведение в нашей стране правовой реформы, закрепление в Конституции Российской Федерации принципов федерализма, признание за субъектами Российской Ф...

Правовые основы деятельности субъектов Российской Федерации
В конституции Российской Федерации четко выделяются вопросы, относящиеся к исключительной компетенции Российской Федерации, и вопросы, находящиеся в с...

Конституции и уставы субъектов Российской Федерации
Конституции и Уставы субъектов Российской Федерации в системе источников права. Характеристика конституционных принципов федерализма. Исследование инс...

Противоречия Конституции Алтая Конституции РФ
Зафиксированное в Конституции Российской Федерации равноправие субъектов Федерации можно толковать следующим образом: если один субъект тем или иным с...

Система органов исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды и природопользования
Законодатель выделяет полномочия: для органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерац...