Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Семья в Древнем Риме

Тип: реферат
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Семейные законы и традиции Древнего Рима, основанные на нравственности и религии. Предпосылки для вступления в брак, обряд помолвки и свадьбы. Многочисленные и разнообразные права отца. Права женщины в античном мире, ее место в общественной жизни.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"

Факультет ФЛиС

Кафедра «Теории и методики преподавания иностранных языков и культур»

РЕФЕРАТ

На тему: «Семья в Древнем Риме»

Введение

Семья - ячейка общества. Это понятие включает как социальные, философские аспекты, так и государственный, правовой моменты семейной организации человеческого рода. В данном реферате мы рассмотрим различные точки зрения по вопросам устройства и власти в семье и постараемся как можно более кратко и доступно изложить основные положения.

Видимо, мы не ошибемся, сделав утверждение, что от благополучия каждой отдельной семьи будет в конечном итоге зависеть благополучие и поступательное развитие общества и государства в целом. Следовательно, роль ее достаточно велика, и ее нельзя не учитывать при тщательном анализе какой-либо исторической ситуации.

Эта тема достаточно глубоко изучена, и материал, ее освещающий, широко доступен, как на страницах книг, так и на просторах Глобальной Сети Интернет. Многие источники основаны лишь на данных сохранившихся летописей, художественных произведений и памятников культуры. Наиболее достоверными и общепризнанными считаются XII таблиц.

1. Римская свадьба

1.1 Мотивы для вступления в брак

Поиск подходящего жениха для девочки отец семейства порой начинал уже вскоре после её рождения. Аналогично ситуация складывалась для мальчиков. Сенека писал о том, что отцы семейства выбирали иногда неподходящих супруг. Так родители тщательнее и придирчивее выбирают для себя скот и рабов, но не будущую супругу своего сына. О недостатках будущей жены жених согласно Сенеке часто узнаёт лишь на свадьбе.

Одной из важных причин для вступления в брак являлось заключение политических альянсов. Так, известны многочисленные примеры таких союзов в I веке до н. э., в которых невеста и родившиеся у нее дети поддерживали стабильность политических объединений. Для мужчины брак служил укреплению богатства и подтверждал высокий гражданский статус. Кроме того, пока длился брак, муж мог распоряжаться денежной составляющей приданого и ожидать от семьи супруги финансирования его карьеры.

Иногда отец жениха посылал к будущей супруге повивальную бабку, чтобы осмотреть её и узнать, способна ли она к деторождению и продолжению рода жениха.

1.2 Предпосылки для вступления в брак

Возраст: Девочки могли быть отданы замуж с достижением совершеннолетия, то есть в возрасте 12 лет (девушка считалась лат. viri potens - «в состоянии принимать мужчин»), мальчики в 14 лет (лат. pubes). Причинами рано выдавать дочь замуж были ранняя смертность женщин и детей и более низкая ожидаемая продолжительность жизни. Иногда девочки до этого возраста отводились в дом жениха, однако обязанности жены наступали строго по закону. По мнению учёных, в действительности девушки выходили замуж в возрасте между 17-23 годами, а мужчины женились в среднем в 27 - 30 лет. Разница в возрасте супругов иногда доходила до 30 лет.

Родственные связи: Супруги не должны были состоять в родстве. Браки, в которых муж и жена являлись родственниками до 4 колена, карались смертной казнью или ссылкой. Также были запрещены браки между приёмными детьми и родителями. В течение веков условие о родственных связях между супругами стало менее строгим: с I века до н. э. был разрешён брак между двоюродными братьями и сёстрами, дядями и племянницами.

Статус: Право заключать брак (лат. conubium) имели лишь свободные римские граждане. Брак был запрещён лицам, занимавшим определённые должности и имевшим определённый статус: например, опекуну и подопечным, магистратам провинций во время исполнения должности, солдатам и иноземцам, рабам.

Приданое: О приданом (лат. dos) отцы жениха и невесты обычно договаривались во время помолвки, однако соглашения могли заключаться и после брака. Оно могло состоять из имущества, денег, драгоценных металлов, дорогих тканей, прав, обязательств (например, женщина, выходившая замуж за своего должника, могла оставить ему этот долг как приданое).

Обычай выдавать дочерей и сестёр замуж без приданого большей частью не только не приветствовался, но и осуждался: «Но какой скандал - девицу выдать без приданого». В богатом городском доме власть жены объясняется, по мнению учёных, ролью её приданого: принесённые женщиной в дом мужа средства давали ей право требовать внимания со стороны мужа, что иногда рассматривалось мужьями как посягательство на их свободу. Так, один из героев комедии Плавта признается, что, «взяв деньги, власть он продал за приданое…»

Эпиграмма

Зачем я на жене богатой не женюсь? Я выйти за жену богатую боюсь. Всегда муж должен быть жене своей главою, То будут завсегда равны между собою.

Марциал

1.3 Помолвка

Свадьбе могла предшествовать церемония помолвки (лат. sponsalia, от лат. spondere - «обещать»), на которой отцы договаривались о предстоящей свадьбе. Обручение происходило в присутствии обоих семейств и их друзей в первом часу дня (шесть часов утра) - час самый благоприятный для обручения. Юрист Антистий Лабеон заметил: «Обручение, как и свадьба, могут быть совершены только по добровольному соглашению обеих сторон, и девушка может воспротивиться воле отца в случае, если гражданин, которого ей предоставляют в качестве жениха, имеет позорную репутацию, вел или ведет дурную жизнь. Имеешь ли ты, дитя мое, сказать что-нибудь по этому поводу? Ты не отвечаешь? В таком случае мы пойдем дальше, предполагая, что если девушка не сопротивляется открыто, значит, она согласна». Подписавши обручальный акт, жених предлагал своей невесте, как залог заключенного с ней договора, железное кольцо, совсем гладкое и без всяких камней. Она принимала его, и в знак сердечного единения, которое отныне должно царствовать между ними, надевала кольцо на предпоследний палец левой руки, потому, что в этом пальце, говорят, есть нерв, соединяющий его с сердцем. Помолвка могла быть в любое время расторгнута словами: лат. conditione tua non utor - «твоим предложением не воспользуюсь».

1.4 Свадьба

Свадьба была большим семейным праздником, а для невесты свадьба являлась формальным «переходом» от девочки к женщине. Из письменных источников известны обычаи подготовки и проведения свадьбы в высших сословиях Древнего Рима, о традициях в семьях крестьян, торговцев, ремесленников точно ничего не известно.

Костюм новобрачной: гладкое белое одеяние, длинное, ниспадавшее до самого пола, а сверху грациозно накинутая на голову palla, которая окаймляла ее лицо, оставляя на лбу открытыми волосы, разделенные пробором на две пряди. Это обычный костюм матрон, только причесана была новобрачная и palla на ней была надета так, как у весталок, в знак ее чистоты и невинности. Разница была лишь в цвете palla, которая у Метеллы была не белая, а цвета шафрана или скорее желтоватого пламени, вследствие чего такая одежда называется flammeum. Такая palla, предназначенная исключительно замужней женщине, служила ей как бы покрывалом, откуда и само название патрицианской свадьбы nuptiae (от nubere - скрывать). Обута была новобрачная в башмаки также желтого цвета. К украшениям относился прежде всего браслет. Об особенном наряде для жениха не сохранилось сведений, возможно, он надевал обычную белую тогу и венок (по греческой традиции).

Дата: выбиралась с учётом религиозных традиций и праздников, верований в счастливые и несчастливые дни, поэтому никогда не проходила в календы, первые дни каждого месяца, ноны, 7-й день марта, мая, июля, октября и 5-й день остальных месяцев, иды, дни в середине месяца. Неблагоприятными считались весь март, посвящённый Марсу, богу войны, так как «воевать не пристало супругам», май, на который приходился праздник Лемурий, и первая половина июня, занятая работами по наведению порядка и чистоты в храме Весты. Дни поминовения умерших, как дни печали и траура, также не подходили для свадьбы, как и дни, когда бывал открыт mundus - вход в подземный мир: 24 августа, 5 сентября и 8 октября. Благоприятной считалась вторая половина июня.

Церемония: Утром в день свадьбы процессия, которую возглавляла распорядительница (лат. pronuba), женщина, служившая невесте примером, так как лишь один раз была замужем, направлялась к храму или домашнему атриуму. Затем пару подводили к алтарю, на котором в жертву приносилась свинья (реже овца или вол), чтобы по внутренностям узнать у богов, будет ли брак счастливым. Если предсказание было удачным, то давалось согласие на брак.

Затем подписывался брачный договор (лат. pacta dotalia), пара произносила "да" и обменивалась кольцами. В качестве знака верности и как символ дружеского и сердечного единения (а не как скрепление догово...

Другие файлы:

Развитие туризма в Древнем Риме
Основные понятия о путешествиях и географических открытиях, сделанных в Древнем Риме. Основные причины и мотивации путешествий. Особенности путешестви...

Правовые и политические учения в Древнем Риме
Министерство образования УкраиныДонецкий Государственный Технический Университеткафедра культурологииРеферат на тему:"Правовые и политические учения в...

Благотворительность и общественное призрение в Древнем Риме
Особенности милосердие по Цицерону. Роль религии в Древнем Риме, в утверждении в сознании людей и распространении практики милосердия и благотворитель...

Вербальные контракты в Древнем Риме
Исследование характерных особенностей договорного права в Древнем Риме. Характеристика сущности и особенностей заключения вербальных договоров, их раз...

Урок на тему "Рабство в Древнем Риме"
Методика преподавания истории Древнего мира в средней школе. Формирование у учащихся представлений о важнейших особенностях рабовладения в Древнем Рим...