Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Свободные граждане по данным Гортинских законов: социальная иерархия и имущественные права

Тип: доклад
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Гортина - древнейший город Крита. Особенности Гортинского законодательства как одного из самых обширных кодексов законов Греции. Причина ранней кодификации права на Крите. Категории критских граждан в Гортинских законах. Основные формы собственности.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Свободные граждане по данным Гортинских законов: социальная иерархия и имущественные права

гортинский закон имущественное право

Гортина - один из древнейших городов Крита. Согласно Гесихию, древнегреческому филологу и лексикографу, название города происходит от минойского слова karten, означающего "корова".

Гортинское законодательство представляет собой один из самых обширных кодексов законов Греции и содержит первые достоверные сведения об истории критского общества. Документ был обнаружен в 1884г археологами Альберром и Фабрициусом. Законодательство представляет собой большую надпись, которая состоит из 12 столбцов текста. Располагается на стене круглого здания, которое, как предполагают ученые, являлось гортинским дикастерием - судом присяжных; другое название - гелиэя. По общему мнению исследователей, надпись датируется серединой V в. до н.э. Кроме того, в храме Аполлона Пифийского были найдены фрагменты других надписей законодательного характера. Как считает М. Гвардуччи, они относятся к концу VII - началу VI вв. до н.э. От этого архаического гортинского законодательства остались только некоторые фрагменты положений, которые повторяются и дополняются и в поздней надписи.

Пальцева Л.А. считает, что причиной ранней кодификации права на Крите была внутренняя нестабильность и смуты. Аристотель рассказывает о борьбе кланов аристократов, из-за которой могло следовать смещение должностных лиц (космов). В Гортинской надписи содержатся сведения о подобной ситуации:". когда военными вождями были члены рода Эталеев, а коллегию космов возглавлял Килл.". В таких условиях пересмотр законодательства вполне объясним. Как следствие, в поздних законах мы встречаем отсылки к более ранним:". как предписывалось до установления этих законов".

Документ начинается с обращения к богам. Как пишет Казаманова Л. Н.,". законодательство посвящается богам и они призываются в помощь гражданам".

В Гортинском законодательстве хорошо разработаны нормы частного права, тогда как упоминаний о государственном устройстве или постановлений конституционного характера мы не обнаружим. Гортинские законы рассматривают семейное право, наследственное право, имущественное право, в какой-то степени финансовое право, а вот нормы уголовного права разработаны слабо: наказания за убийство не предусматривается, т.к., видимо, это касалось интересов рода, а не общества в целом. Следует заметить, что принцип талиона отсутствует.

Изучая Гортинские законы мы сталкиваемся с некоторыми категориями критских граждан: со свободными, апетайрами, войкеями и рабами. Войкеи являлись, по данным законодательства, самой распространенной категорией зависимого населения и были связаны с обработкой наделов рабовладельцев. В Гортинском законодательстве содержится ряд статей, по которым можно судить об их социальном положении. Также сведения подобного рода мы можем найти и о рабах. Но вот категория апетайров освещается довольно слабо: о них во всем кодексе содержится не более трех статей. Об их имущественных правах говорить не представляется возможным. Известно, что апетайры не входили в гетерию (гетерия - союз нескольких родов или семей; в нее входили взрослые мужчины, аристократы и собственники для проведения совместных трапез и отправления культа), следовательно, если они и являлись свободными, их статус был значительно ниже положения членов союза. Судить о положении указанных категорий можно, исходя из законов. В качестве примера приведем следующие статьи: "Если кто-либо изнасилует свободного или свободную, то пусть заплатит сто статеров", "Если сына или дочь апетайра, то десять [статеров]", "Если свободный войкея или войкею, то пять драхм". В данном случае по сумме штрафов возможно сделать и некоторые выводы об иерархии данных социальных групп.

Обратимся к исследованию поставленной в теме доклада проблемы. Для начала рассмотрим формы собственности.

Частной собственностью на Крите являлось только движимое городское имущество: "Если кто-либо умрет, то постройки, которые в городе и то, что в них [домах], в которых не живет войкей, живущий в деревне, и мелкий скот, и крупный рогатый скот, который не принадлежит войкею, пусть принадлежат сыновьям". Разделу и наследованию не подлежали земельные наделы (клеры) и орудия и скот, с помощью которых эти участки обрабатывались. В Гортинских законах мы не увидим статей, в которых говорится о залоге, купле-продаже земли или подобных операциях. Следовательно, клеры еще не являлись частной собственностью гражданина, но принадлежали общине, которая являлась коллективным собственником земли, а также находились во владении ее отдельных членов. Эти гражданские наделы были закреплены за семьями и передавались по наследству, очевидно, после смерти главы семьи. Согласно Казамановой Л.Н., на Крите начинало действовать право майората, поэтому участок передавался к старшему сыну. Из закона: "Пусть у отца будет власть над детьми и права раздела имущества, а мать [имеет власть] над своим имуществом", Казаманова Л.Н. делает вывод о патриархальном моногамном характере критской семьи. При жизни отца ни сыновья, ни жена не могли владеть его имуществом; он был единственным полноправным хозяином семейной собственности: "При жизни отца из его имущества пусть никто из сыновей не продает и не дает в залог". Каждый член семьи имел право единолично распоряжаться своим имуществом: "То, что он [сын] сам приобрел или получил по наследству, пусть продаст, если захочет" или "Пусть отец из имущества детей, которое они сами приобрели или получили по наследству, не продает и не обещает ни муж имущества жены, ни сын имущества матери [не продает и не обещает]". После смерти главы семьи имущество делилось согласно требованиям родственников, которые имели право на наследство. Могло быть и так, что родственники не желали проводить раздел движимого имущества, в таком случае закон призывает поступать таким образом: "Если одна часть имеющих право на наследство захочет разделить имущество, а другая не захочет, то пусть судья присудит, чтобы все имущество получили те, которые хотят раздела, дот тех пор, пока не разделятся". Если соглашение так и не было установлено, то законодательство предполагает продажу имущества, которое следует отдать тем, кто заплатит за него больше. Если после решения суда по поводу данного имущества кто-либо совершит кражу, то должен будет заплатить десять статеров и двойную стоимость вещи.

Надлежит также оговорить, что разделу подвергалось как отцовское, так и материнское имущество. Прямыми наследниками обоих типов имущества являются сыновья и дочери: "Все остальное имущество разделить справедливо и сыновья, сколько бы их ни было, пусть получают по две части каждый. Дочери, сколько бы их ни было, - по одной доле каждая" и "Имущество матери после ее смерти следует делить так же, как предписано [делить имущество отца]". Под понятием "имущество матери" подразумевается собственность, которую она имела до вступления в брак, также половина дохода от этого имущества и половина из того, что "наткала". Этот термин, по Казамановой Л.Н., имеет значение "приобрела". Мать, если у нее есть дети, в качестве наследства получала именно такое имущество.

В случае, если не было сыновей, то наследовали следующие прямые потомки, т.е. внуки и правнуки: "Когда умрет муж или жена, если есть дети, или дети детей [внуки], или их дети [правнуки], то пусть они имеют имущество". Когда таких потомков не оказывалось, то наследовали". братья умершего, и дети братьев, и их дети.". Если же родственников по мужской линии не оставалось, то наследовали". сестры умершего и их дети, и их [детей] дети". Если родственников по женской линии также не оказывалось, то". пусть имуществом владеет тот, кто имеет право на наследство, а если и их не будет, то пусть имеют имущество те, которые составляют клер дома". Как пишет Казаманова Л.Н., подобным образом критское законодательство стремилось удержать собственность в пределах рода.

Около трети статей регламентируют вопрос об эпиклерах - дочерях-наследницах. Ими оказывались те девушки, которые лишились отца, но не имели братьев: "Пусть дочерью-наследницей является та, у которой нет отца или брата от того же отца". Они не владели отцовской собственностью, но "служили связующим звеном межу отцом и своими сыновьями, которым впоследствии переходило отцовское имущество" (Казаманова Л. Н.). Этот механизм, опять же, служит для того, чтобы сохранить имущество в пределах одного рода. Вследствие этого Гортинское законодательство очень большое внимание обращает на решение вопросов о браке дочерей-наследниц. В первую очередь, по достижении брачного возраста (12 лет) ей следовало выйти замуж за старшего брата отца. Когда дочерей-наследниц оказывалось большое количество, то они выходили замуж за братьев отца в порядке старшинства: "Если будет много дочерей-наследниц и братьев отца, то пусть следующая [по старшинству] дочь выходит за следующего [по старшинству] брата отца". Таким же образом поступали, если братьев отца не оказывалось, но были племянники (сыновья братьев). Когда указанных родственников не обнаруживалось, дочь-наследница имела право выйти "замуж за того из филы, за кого хочет". В случае, если женщина оказалась единственной наследницей отца, то ее брак расторгался, и тогда "пусть она, получив все имущество, выходит замуж за родственника, имеющего право на ней жениться, в том случае, если он есть". Кроме того, подобные ситуации могли различаться: дочь-наследница уже имеет детей, которые и будут наследовать имущество отца, или не имеет. В первом случае женщина могла брак и не расторгать: "Если [девушка], выданная замуж отцом или братом, окажется дочерью-наследницей и не захочет быть замужем за тем, за кого ее выдали при его жела...

Другие файлы:

Социальная работа с безработными
Правовое регулирование занятости и трудоустройства. Безработные граждане и их права в области занятости. Социальная работа с безработными гражданами (...

Очерки социально-экономической истории Крита V-IV вв. до н.э.
В книге рассматриваются различные аспекты социально-экономической истории Крита в период VII-IV вв. до н.э., опубликован перевод Гортинских законов....

Сущность права
Исторические типы и концепции права. Сущность, основные признаки, функции и социальная ценность права. Роль законов и нормативно-правовых актов в созд...

Субъекты административного права
Понятие, виды, правовой статус субъекта административного права. Граждане России, иностранные граждане, лица без гражданства, организации, учреждения,...

Права акционеров и их защита
Общественные отношения, возникающие в процессе реализации и защиты прав акционеров. Нормативно-правовые акты и судебная практика по данным делам. Имущ...