Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Россия и ее дети. Историческое развитие общественного призрения детей и подростков в России. X - начало XX века

Тип: реферат
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Специфика государственной политики защиты детства в XVII–XVIII в. и в XIX – начале XX в.: сравнительная характеристика, нормативно-законодательное обоснование. Особенности защиты детей в Советском Союзе, эффективность и значение данного процесса.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Россия и ее дети. Историческое развитие общественного призрения детей и подростков в России. X - начало XX века

Введение

ребенок защита законодательный

На протяжении всей истории человечества отношение к детям претерпело значительные изменения. В первобытнообщинном обществе оно не особенно отличало отношения животных к своим детенышам. После, долгое время на детей смотрели как на безымянных членов клана или общины. В средневековой Европе, как показывают письменные источники, к детям до 6-7 лет относились как к младенцам, а потом как к взрослым, и приучали их к взрослой жизни. Фактически, ребенок считался уменьшенной по размеру и умственному развитию копией взрослого.

В настоящее время ребенок, из полностью бесправного существа, принадлежавшего своим родителям, превратился в субъект права. Несмотря на явный прогресс, достигнутый в этой области, дети опять-таки выступают в роли жертвы экономических, социальных реформ, несовершенства законодательства. При этом, дети практически не способны самостоятельно защищать свои права и отстаивать собственные интересы, а следовательно нуждаются в особенной, усиленной защите, которая должна исходить первоначально от родителей.

Детство - неотъемлемая часть образа жизни и культуры любого отдельно взятого народа и человечества в целом. Начиная с пренатального периода, на психическое и физическое развитие ребенка влияет, та социальная среда, в которой он на данный момент находится.

Ребенок не может ни физически, ни психически существовать без взрослого, его мысли, чувства и переживания производны от мира взрослых.

Детство-это то с чего начинается жизнь каждого человека. Этот период является самым ярким и важным этапом развития личности. Общество не может познать себя, не поняв мир детства, не осознав, насколько этот мир влияет на жизнь каждого отдельно взятого субъекта.

1. Государственная политика защиты детства в XVII-XVIII в.

В середине XVII в. существовал Приказ общественного призрения, ведавший делами «сирых и убогих», а также детей-сирот, а патриарх Никон получил от царя право принимать от них прошения и делать по ним представления царю.

Энциклопедией семейного воспитания XVI-XVII вв. был «Домострой». Он учил, как крестьянину жить и вести свое хозяйство - почитать Бога, церковь и царя, быть терпеливым, не мстить за зло и так же воспитывать детей. Все в его доме, вслед за хозяином, должны соблюдать устои христианской морали: «Царя бойся и служи ему верою… яко самому Богу и во всем повинуйся ему».

«Домострой» призывает к строгости быта и бережливости, дает советы, как получить прибыль, жить по средствам, избегать долгов.

Детей, по Домострою, следует воспитывать «в страхе божьем» и в «благоразумном учении всякому разуму и вежеству и промыслу и рукоделию». Детей нужно приучать к труду - мать должна «учити рукоделию» дочь, а отец вести хозяйство сына.

В ноябре 1715 г. по указу Петра I создавались госпитали для внебрачных детей. Практиковался «тайный принос» младенцев, «дабы приносимых лиц не было видно».

После того как императором была уничтожена треть монастырей, а колокола переплавлены на пушки, дороги России заполнили нищие. В июне 1718 г. был издан указ императора, по которому было велено «малолетних и нищих ребят, бив батоги, посылать на суконный двор и к прочим мануфактурам». А так как богадельни и госпитали были переполнены, то царским распоряжением сирот отдавали на воспитание людям, а кому было 10 лет - отдавали в матросы.

Главную заботу о детях-сиротах в этот период несли сельские общины, помещики и монастыри.

Во время правления Екатерины II в произошла утвердить систему сословного воспитания. В государственных воспитательных домах давалось «доброе воспитание» в духе «прямых и основательных правил». Таким воспитанием просвещенная императрица пыталась создать третье сословие «образованных людей, которые способны служить отечеству и владеть различными ремеслами». «Воспитания новой породы людей» занимался Иван Иванович Бецкой (1704-1795), влиятельный придворный, автор школьной реформы «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества», который ратовал за создание закрытых учебных заведений для детей дворян. По его проектам начали действовать Смольный институт благородных девиц и Сухопутный кадетский корпус.

Только в изолированных от развращенного общества учебных заведениях, считал Бецкой, можно воспитать новых людей, которые смогут «свободно и прилежно заниматься промышленностью, торговлей, ремеслом». Надо создать новое общество образованных дворян, которые будут справедливо управлять государством и гуманно обращаться с крестьянами.

Юношам нужно было вселить «страх Божий», привить любовь к трудолюбию и страх к праздности, научить этикету, учтивости, «соболезнованию о бедных».

Чтобы дети не подвергались влиянию общества, предполагалось детей с 2-5 лет и до 18-21 года воспитывать в закрытых учреждениях «без права вернуться к родителям до того времени, пока в их сердце не будет прочно вкорено спасительное добронравие».

Бецкой подчеркивал необходимость учитывать возраст, таланты и способности ребенка. Учитель в этих заведениях должен «быть всегда веселу и довольну, петь; смеяться есть прямой способ к произведению людей здоровых, доброго сердца и острого ума». Кроме того, детей «во время гуляния приводить… различным предметам, дабы через то умножить их любопытство».

Вместе с А.А. Барсовым (профессором Московского университета) Бецкой в 1763 г. разрабатывает «Генеральный план Императорского Воспитательного дома». В январе того года Екатерина II утвердила «Генеральный план Императорского Воспитательного дома» в Москве, а в апреле 1764 г. в доме у Варварских ворот начался прием младенцев. Дети были распределены по отделениям, в малолетнем находились малыши до 2 лет. Их кормили и следили за ними няни. Дети от 2 до 7 лет жили отдельно, 7-11-летние воспитанники учились. В программу обучения входили основы веры, русская грамота, начала арифметики, немного географии, ремесло. В 18-20 лет воспитанники получали вольный паспорт, один рубль и выпускались из дома.

Воспитанники Московского Воспитательного дома должны были разделяться «по их даровитости» «на три разбора»: «Первому состоять из тех, которые очевидно отличатся в науках и художествах, второму и который, конечно, величайшее число заключает, из определенных быть ремесленниками и рукодельниками, а третьему, коих понятия тупы, из простых работников». Считалось, что если от природы ребенок не обладает способностями, то никакие старания воспитателей ничего с ним не сделают. Выделив три направления в воспитании (физическое, нравственное и умственное), Бецкой разрабатывает рекомендации по физическому воспитанию. Он подробно останавливается на его особенностях в каждом возрасте, расписывая, какую носить одежду, принимать какую пищу, какие гигиенические правила соблюдать. Отечеству, считал он, нужны здоровые, крепкие и бодрые люди, «способные служить отечеству художниками и ремеслом».

В основе нравственного воспитания, по мнению Бецкого, должна лежать православная вера, чтобы «вселять в юношество страх Божий». И главным в Воспитательном доме должен быть труд, он должен воспитывать ребенка. Сиротам и подкидышам нужно готовиться «служить отечеству делами рук своих», и никогда в Воспитательном доме они не должны быть праздны. С 5 лет следует выполнять «легкую работу», в 7-11 лет - вязать сети, а девочки уметь плести ленты, в 11-14 лет - ткать, стряпать, шить, стирать. В 15-16 лет воспитанники приобретали навыки в ремеслах, для этого при Воспитательном доме создавались специальные мастерские. Питомцы «с природными дарованиями» занимались науками, обучались иностранным языкам, готовились к аптекарскому делу и рисованию.

Наиболее одаренные воспитанники изучали науки и иностранные языки, поступали в Московский университет, а девочки - в мещанское отделение Смольного института благородных девиц. Подготовка ремесленников и торговцев в Воспитательном доме требовала знания географии, обучение родному языку было первостепенным.

Бецкой считал важным давать образование девочкам, так как образованная мать лучше воспитает своих детей, они будут хорошими женами и кормилицами и детей «не помрачат пустыми рассказами, странными повестями о привидениях, о превращениях… Напротив, их разговоры будут подражания достойны, страсти обузданы, обхождение приятно и человеколюбия исполнено».

Воспитательные дома (московский и петербургский) получали от императрицы значительные суммы, а также льготы и привилегии. Так, при основании московского Воспитательного дома от императрицы и наследника поступило 150 тыс. рублей, а также земельный участок для строительства с домами и огородами, мельницей, банями. Из казны на сиротские дома каждой губернии было выделено по 15 тысяч рублей.

Воспитательные дома при заключении контрактов освобождались от пошлин, могли покупать и продавать землю и строения, открывать фабрики, заводы, мастерские.

В царствование Екатерины II незаконнорожденные подкидыши до совершеннолетия поступали в Ведомство приказов общественных учреждений, а затем становились вольными. Ранее же, по Соборному Уложению царя Алексея Михайлович...

Другие файлы:

Исторический опыт призрения детей в Енисейской губернии (1822–1917 гг.)
Призрение детей в императорской России (XVIII – начало XX вв.). Развитие призрения детей в Енисейской губернии. Основы деятельности Енисейского приказ...

Государственная политика в России в области призрения (первая половина XIX века)
Принцип формирования частного и общественного призрения. Общая характеристика деятельности и основных направлений приказов общественного призрения. Ан...

Система призрения в годы правления Петра I
Начало формирования разветвленной сети учреждений государственного и общественного призрения. Исследование особенностей социальной помощи отдельным ка...

Социально-педагогическая защита детей-сирот в России
История детского призрения в России. Трудовая деятельность и подготовка детей к самостоятельной жизни в воспитательной работе в середине прошлого века...

Историческое значение теории и практики общественного призрения в Российской империи в конце XVIII–начале XIX вв.
Призрение в Российской империи в конце XVIII–начале XIX вв. как социальное явление. Основные категории призрения в Российской империи. Значение Земски...