Роль Конституционного Суда в обеспечении законности
Краткое сожержание материала:
Размещено на
СОДЕРЖАНИЕ
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ КАК СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ОРГАН СУДЕБНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО НАДЗОРА
- 1.1 Общая характеристика института конституционного надзора (контроля) как инструмента обеспечения законности в сфере государственного управления
- 1.2 Конституционный Суд Республики Беларусь: механизм формирования, статус и полномочия
- 2. МЕСТО КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
- 2.1 Контроль за конституционностью нормативных актов управления на республиканском уровне
- 2.2 Нормотворчество местных исполнительных и распорядительных органов как предмет конституционного надзора
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- ВВЕДЕНИЕ
- Актуальность избранной темы исследования обусловлена рядом причин, и, прежде всего, тем, что конституционализм, как один из важнейших принципов демократии, исходит из предположения о том, что нормы писаной конституции обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим источникам права, поэтому правовая норма, изданная любым государственным органом, обретает юридическую силу лишь в том случае, если содержащиеся в ней правила поведения не противоречат предписаниям конституции. В противном случае такая правовая норма может быть признана в надлежащем порядке ничтожной.
- В современном правовом государстве важнейшими задачами органов государственной власти являются служение гражданам страны, создание им условий для свободного и достойного развития, обеспечение баланса прав и законных интересов общества, коллектива и отдельного гражданина. В свою очередь, посредством административно-правовых актов управления как нормативного, так и индивидуального характера реализуется компетенция органов исполнительной власти в правовой форме. При этом актом управления признается подзаконное, официальное решение, принятое органом исполнительной власти в одностороннем властном порядке и с соблюдением установленной процедуры по тому или иному вопросу, отнесенному к его компетенции, облеченное в предусмотренную законом форму и порождающее юридические последствия.
- Акты исполнительной власти издаются ее субъектами и выражают их односторонне-властные решения, тем самым отличаясь от гражданско-правовых договоров, являющихся результатом соглашения сторон. Односторонние действия выражают волю лишь одной стороны - органа исполнительной власти, которая распространяется на подчиненные, подведомственные или подконтрольные данному органу управления объекты.
- Вместе с тем, закрепление в законодательстве прав граждан и их реализация должны иметь стабильный характер. Гражданин должен быть уверен, что он не подвергнется таким правовым последствиям, которые он не мог предвидеть в момент принятия им какого-либо решения. Таким образом, важную роль в нормотворческой деятельности органов управления играют принципы законности и целесообразности принятия государственными органами правовых решений.
- Обязанность следить за соответствием правовых норм конституции возлагается на институт конституционного надзора, который в установленной форме осуществляет проверку нормативных правовых актов с точки зрения их соответствия конституции. Таким образом, функция конституционного надзора состоит в поддержании и обеспечении конституционной законности, так как функционирование системы конституционализма возможно лишь при наличии надежной правовой охраны Конституции и применении как общих, так и специальных правовых средств.
- Таким образом, объектом исследования является комплексный институт конституционного надзора в Республике Беларусь.
- Предметом исследования, в свою очередь является роль Конституционного Суда Республики Беларусь в механизме обеспечения законности деятельности органов государственного управления.
- Цель исследования заключается в том, чтобы всесторонне изучить и проанализировать правовой статус и полномочия Конституционного Суда, а также его место в механизме надзора за законностью деятельности органов государственного управления.
- Достижение поставленной цели исследования осуществляется посредством решения следующих задач:
- · проанализировать понятие и содержание конституционного надзора с точки зрения правовой теории и правоприменительной практики;
- · охарактеризовать особенности формирования, правового статуса и полномочий Конституционного Суда как органа конституционного контроля;
- · рассмотреть специфику надзора за законностью решений органов государственного управления на республиканском и местном уровне в совокупности организационных правовых механизмов осуществления такого надзора.
- Методологическую основу исследования составляют формально-юридический и сравнительно-правовой методы, а также методы анализа и синтеза.
- Теоретическую базу данной курсовой работы составили научные труды, монографии, учебные пособия, научно-практические и аналитические статьи таких авторов, как Василевич Г.А., Бибило В.Н., Чиркин В.Е., Витрук Н.В., Лукашов А.И., Клишас А.А., Овсепян Ж.И., Чудаков М.Ф. и др.
- конституционный суд надзор
- 1. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ КАК СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ОРГАН СУДЕБНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО НАДЗОРА
1.1 Общая характеристика института конституционного надзора (контроля) как инструмента обеспечения законности в сфере государственного управления
Конституционный надзор является важным атрибутом современного демократического конституционного устройства, так как без него невозможно поддержание конституционной законности в сфере государственного управления, а значит и законности в целом. Конституционный надзор обеспечивает функционирование конституции государства как высшего нормативного акта, имеющего непосредственное действие, без действенного же конституционного контроля конституция обречена оставаться не более чем общей декларацией принципов и намерений.
На основе анализа учебной и научной литературы можно выделить целый ряд определений понятия «конституционный надзор».
Одни авторы определяют институт конституционного надзора как установленный в большинстве стран мира порядок, когда проводится правовая экспертиза (оценка) соответствия текущего законодательства нормам конституции [27, с. 71]. Другие дают следующую дефиницию: конституционный надзор - это особый вид правоохранительной деятельности в государстве, заключающийся в проверке соответствия законов и иных нормативных актов конституции данной страны [23, с. 52].
В.С. Нерсесянц под конституционным надзором понимает обеспечение конституционности и правового характера всей системы общеобязательных актов и норм путем лишения юридической силы тех из них, которые носят антиконституционный, антиправовой характер [14, с. 126].
Кроме термина «конституционный надзор» и в теории, и на практике применяется термин «конституционный контроль». В научной литературе по этому поводу высказываются разные точки зрения. Одни ученые считают указанные понятия тождественными, другие разделяют их, отмечая, что они имеют различное содержание. Существует и мнение, что разграничение функций контроля и надзора условно и что конституционный надзор относится к одному из видов конституционного контроля [34, с. 17].
Представляется, что основное различие здесь обусловлено в основном теми мерами, которые могут применять органы надзора и органы контроля при выявлении нарушений. Надзорные органы, как известно, не вправе ни отменить незаконный акт, ни наказать нарушителя. Контролирующие же органы, напротив, непосредственно и активно вмешиваются в деятельность контролируемых. Контролирующий орган в большинстве случаев наделен эффективными средствами воздействия, и, прежде всего правом отмены незаконных актов, именно это и является отличительной чертой контроля по сравнению с надзором.
Для целей данного исследования в дальнейшем целесообразно применять единый термин «конституционный надзор», который понимается как любая форма проверки на соответствие конституции актов и действий органов публичной власти, а также общественных объединений, осуществляющих публичные функции или созданных (формально или фактически) для осуществления публичной власти.
Общепризнанным является положение о том, что конституция имеет наивысшую юридическую силу. Поэтому любой нормативный акт органов исполнительной власти, если он противоречит конституции, считается юридически ничтожным и не должен применяться - на него не должно ссылаться и им руководствоваться. Однако для того, чтобы знать, какой акт противоречит конституции, необходимы определенные знания и особые процедуры, чтобы выявить такие противоречащие конституции акты, отменить их и объявить об этом гражданам страны.
Основным критерием разделения конституционного надзора на виды является орган, его осуществляющий. По этому основанию в структуре института конституционного надзора можно выделить:
1) Общий конституционный надзор.
В данном случае конституционный контроль представляет собой специфическую функцию компетентных государственных органов по обеспечению верховенства конституции в системе нормативных актов, ее прямого, непосредственного действия в деятельности субъектов общественных отношений [34, c. 29].
Государственными органами, осуществляющими общий конституционный надзор в Республике Беларусь, выступают Глава государства, Парламент и Правительство (Совет Министров). Конституционный контроль, осуществляемый этими...
Понятие и составляющие конституционной законности
Теоретические подходы к определению категории "законность" в отечественной теории права, предпосылки и методологические проблемы данного процесса. Пон...
Организация деятельности и полномочия Конституционного суда Российской Федерации
Сущность, основные принципы конституционности, законности и правопорядка. Порядок образования Конституционного суда Российской Федерации. Гарантии дея...
Практика деятельности Конституционного Суда
История законодательства о конституционном правосудии в России. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации. Решения Конституционного Суда к...
Компетенция Конституционного Суда Республики Беларусь
Юридическая сила актов Конституционного Суда, вынесение решений, посланий и заключений. Понятие и виды полномочий Конституционного Суда в области пред...
Конституционный суд РФ, как орган конституционного контроля
Понятие и значение конституционного контроля. Полномочия Конституционного суда РФ. Статус судьи Конституционного суда РФ, структура и организация деят...