Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Роль Конституционного Суда в обеспечении законности

Тип: курсовая работа
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Особенности формирования, правового статуса и полномочий Конституционного Суда Республики Беларусь как органа конституционного контроля. Специфика надзора за законностью решений органов государственного управления на республиканском и местном уровне.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
    • 1. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ КАК СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ОРГАН СУДЕБНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО НАДЗОРА
    • 1.1 Общая характеристика института конституционного надзора (контроля) как инструмента обеспечения законности в сфере государственного управления
    • 1.2 Конституционный Суд Республики Беларусь: механизм формирования, статус и полномочия
  • 2. МЕСТО КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
    • 2.1 Контроль за конституционностью нормативных актов управления на республиканском уровне
    • 2.2 Нормотворчество местных исполнительных и распорядительных органов как предмет конституционного надзора
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
  • ВВЕДЕНИЕ
  • Актуальность избранной темы исследования обусловлена рядом причин, и, прежде всего, тем, что конституционализм, как один из важнейших принципов демократии, исходит из предположения о том, что нормы писаной конституции обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим источникам права, поэтому правовая норма, изданная любым государственным органом, обретает юридическую силу лишь в том случае, если содержащиеся в ней правила поведения не противоречат предписаниям конституции. В противном случае такая правовая норма может быть признана в надлежащем порядке ничтожной.
  • В современном правовом государстве важнейшими задачами органов государственной власти являются служение гражданам страны, создание им условий для свободного и достойного развития, обеспечение баланса прав и законных интересов общества, коллектива и отдельного гражданина. В свою очередь, посредством административно-правовых актов управления как нормативного, так и индивидуального характера реализуется компетенция органов исполнительной власти в правовой форме. При этом актом управления признается подзаконное, официальное решение, принятое органом исполнительной власти в одностороннем властном порядке и с соблюдением установленной процедуры по тому или иному вопросу, отнесенному к его компетенции, облеченное в предусмотренную законом форму и порождающее юридические последствия.
  • Акты исполнительной власти издаются ее субъектами и выражают их односторонне-властные решения, тем самым отличаясь от гражданско-правовых договоров, являющихся результатом соглашения сторон. Односторонние действия выражают волю лишь одной стороны - органа исполнительной власти, которая распространяется на подчиненные, подведомственные или подконтрольные данному органу управления объекты.
  • Вместе с тем, закрепление в законодательстве прав граждан и их реализация должны иметь стабильный характер. Гражданин должен быть уверен, что он не подвергнется таким правовым последствиям, которые он не мог предвидеть в момент принятия им какого-либо решения. Таким образом, важную роль в нормотворческой деятельности органов управления играют принципы законности и целесообразности принятия государственными органами правовых решений.
  • Обязанность следить за соответствием правовых норм конституции возлагается на институт конституционного надзора, который в установленной форме осуществляет проверку нормативных правовых актов с точки зрения их соответствия конституции. Таким образом, функция конституционного надзора состоит в поддержании и обеспечении конституционной законности, так как функционирование системы конституционализма возможно лишь при наличии надежной правовой охраны Конституции и применении как общих, так и специальных правовых средств.
  • Таким образом, объектом исследования является комплексный институт конституционного надзора в Республике Беларусь.
  • Предметом исследования, в свою очередь является роль Конституционного Суда Республики Беларусь в механизме обеспечения законности деятельности органов государственного управления.
  • Цель исследования заключается в том, чтобы всесторонне изучить и проанализировать правовой статус и полномочия Конституционного Суда, а также его место в механизме надзора за законностью деятельности органов государственного управления.
  • Достижение поставленной цели исследования осуществляется посредством решения следующих задач:
  • · проанализировать понятие и содержание конституционного надзора с точки зрения правовой теории и правоприменительной практики;
  • · охарактеризовать особенности формирования, правового статуса и полномочий Конституционного Суда как органа конституционного контроля;
  • · рассмотреть специфику надзора за законностью решений органов государственного управления на республиканском и местном уровне в совокупности организационных правовых механизмов осуществления такого надзора.
  • Методологическую основу исследования составляют формально-юридический и сравнительно-правовой методы, а также методы анализа и синтеза.
  • Теоретическую базу данной курсовой работы составили научные труды, монографии, учебные пособия, научно-практические и аналитические статьи таких авторов, как Василевич Г.А., Бибило В.Н., Чиркин В.Е., Витрук Н.В., Лукашов А.И., Клишас А.А., Овсепян Ж.И., Чудаков М.Ф. и др.
  • конституционный суд надзор
  • 1. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ КАК СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ОРГАН СУДЕБНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО НАДЗОРА

1.1 Общая характеристика института конституционного надзора (контроля) как инструмента обеспечения законности в сфере государственного управления

Конституционный надзор является важным атрибутом современного демократического конституционного устройства, так как без него невозможно поддержание конституционной законности в сфере государственного управления, а значит и законности в целом. Конституционный надзор обеспечивает функционирование конституции государства как высшего нормативного акта, имеющего непосредственное действие, без действенного же конституционного контроля конституция обречена оставаться не более чем общей декларацией принципов и намерений.

На основе анализа учебной и научной литературы можно выделить целый ряд определений понятия «конституционный надзор».

Одни авторы определяют институт конституционного надзора как установленный в большинстве стран мира порядок, когда проводится правовая экспертиза (оценка) соответствия текущего законодательства нормам конституции [27, с. 71]. Другие дают следующую дефиницию: конституционный надзор - это особый вид правоохранительной деятельности в государстве, заключающийся в проверке соответствия законов и иных нормативных актов конституции данной страны [23, с. 52].

В.С. Нерсесянц под конституционным надзором понимает обеспечение конституционности и правового характера всей системы общеобязательных актов и норм путем лишения юридической силы тех из них, которые носят антиконституционный, антиправовой характер [14, с. 126].

Кроме термина «конституционный надзор» и в теории, и на практике применяется термин «конституционный контроль». В научной литературе по этому поводу высказываются разные точки зрения. Одни ученые считают указанные понятия тождественными, другие разделяют их, отмечая, что они имеют различное содержание. Существует и мнение, что разграничение функций контроля и надзора условно и что конституционный надзор относится к одному из видов конституционного контроля [34, с. 17].

Представляется, что основное различие здесь обусловлено в основном теми мерами, которые могут применять органы надзора и органы контроля при выявлении нарушений. Надзорные органы, как известно, не вправе ни отменить незаконный акт, ни наказать нарушителя. Контролирующие же органы, напротив, непосредственно и активно вмешиваются в деятельность контролируемых. Контролирующий орган в большинстве случаев наделен эффективными средствами воздействия, и, прежде всего правом отмены незаконных актов, именно это и является отличительной чертой контроля по сравнению с надзором.

Для целей данного исследования в дальнейшем целесообразно применять единый термин «конституционный надзор», который понимается как любая форма проверки на соответствие конституции актов и действий органов публичной власти, а также общественных объединений, осуществляющих публичные функции или созданных (формально или фактически) для осуществления публичной власти.

Общепризнанным является положение о том, что конституция имеет наивысшую юридическую силу. Поэтому любой нормативный акт органов исполнительной власти, если он противоречит конституции, считается юридически ничтожным и не должен применяться - на него не должно ссылаться и им руководствоваться. Однако для того, чтобы знать, какой акт противоречит конституции, необходимы определенные знания и особые процедуры, чтобы выявить такие противоречащие конституции акты, отменить их и объявить об этом гражданам страны.

Основным критерием разделения конституционного надзора на виды является орган, его осуществляющий. По этому основанию в структуре института конституционного надзора можно выделить:

1) Общий конституционный надзор.

В данном случае конституционный контроль представляет собой специфическую функцию компетентных государственных органов по обеспечению верховенства конституции в системе нормативных актов, ее прямого, непосредственного действия в деятельности субъектов общественных отношений [34, c. 29].

Государственными органами, осуществляющими общий конституционный надзор в Республике Беларусь, выступают Глава государства, Парламент и Правительство (Совет Министров). Конституционный контроль, осуществляемый этими...

Другие файлы:

Понятие и составляющие конституционной законности
Теоретические подходы к определению категории "законность" в отечественной теории права, предпосылки и методологические проблемы данного процесса. Пон...

Организация деятельности и полномочия Конституционного суда Российской Федерации
Сущность, основные принципы конституционности, законности и правопорядка. Порядок образования Конституционного суда Российской Федерации. Гарантии дея...

Практика деятельности Конституционного Суда
История законодательства о конституционном правосудии в России. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации. Решения Конституционного Суда к...

Компетенция Конституционного Суда Республики Беларусь
Юридическая сила актов Конституционного Суда, вынесение решений, посланий и заключений. Понятие и виды полномочий Конституционного Суда в области пред...

Конституционный суд РФ, как орган конституционного контроля
Понятие и значение конституционного контроля. Полномочия Конституционного суда РФ. Статус судьи Конституционного суда РФ, структура и организация деят...