Регулирование отношений в сфере общественной нравственности (административно-правовой аспект)
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Регулирование отношений в сфере общественной нравственности (административно-правовой аспект)
Введение
Проблема борьбы с проституцией весьма актуальна, поскольку от того, как она разрешается в настоящее время, зависят нравственный климат в обществе, а также состояние и тенденции развития преступности в будущем. Проституция неизбежно ведет к деформации психологических качеств человека и моральной деградации личности, к разрыву социально-полезных, в том числе и семейных связей, распространению заболеваний, передающихся половым путем, созданию питательной среды, «фона» для совершения более серьезных правонарушений и преступлений. В последние годы эксплуатация проституции стала сферой интересов организованной преступности. Появляются новые формы вовлечения в эту сферу женщин и их «клиентуры» (массажные кабинеты, сауны, бюро знакомств и т.п.) и в этих целях используются самые разнообразные СМИ, в том числе и легальные (реклама в прессе, на телевидении, в интернете).
Различным проблемам правового регулирования в сфере общественной нравственности посвящены работы отдельных ученых. Социальная история проституции и правонарушений, ей сопутствующих, уходит в глубокую древность. Случаи проституции описываются в библейской мифологии. Так, Лот, защищая гостей, остановившихся у него на ночлег, от преследования развращенных содомлян, попытался откупиться от них невинностью своих двух дочерей См.: Бытие. Глава 19. Стих. 4 - 8.. Иуда вступил в интимные отношения с Фамарью, пообещав ей козленка и отдав в залог свои печать, перевязь и трость Там же. Глава 38. Стих. 15 - 20.. Существование проституции всегда беспокоило лучшие умы человечества, но на протяжении всей его истории не было однозначного отношения общества к данному явлению. Терпимое отношение к занимающимся проституцией и разрешение заниматься этим ремеслом сменялись страшными гонениями; они воспевались поэтами и художниками, их казнили, подвергали различным наказаниям См.: Блох И. История проституции / Пер. с нем. - СПб., 1994. - С. 5..
Целью исследования является комплексное исследование проблем, связанных с явлением проституция. Цель обусловила постановку и решение следующих задач:
- анализ действующего законодательства, регулирующего общественные отношения в сфере общественной нравственности;
- изучение и внесение предложений по ряду положений, касающихся ответственности в сфере общественной нравственности;
- выявление проблем в деятельности криминальной полиции по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере общественной нравственности;
- рассмотрение вопросов, связанных с административно-правовыми мерами принуждения, применяемых полицией за совершение правонарушений в сфере общественной нравственности.
Методологическую основу исследования составили: общенаучный диалектический метод, предполагающий объективность, всесторонность и системность познания; метод системного анализа и обобщения нормативных и практических материалов и конкретно-исторический. Помимо этого, при анализе сущности рассматриваемого правового института использовались также формально-юридический, сравнительно-правовой и функционально-структурный методы научного познания.
Теоретическая значимость исследования определяется полученными результатами и основанными на них теоретическими выводами, и вносит вклад в отдельные институты административного права.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его основные положения могут быть применены:
- в научных исследованиях по широкому кругу проблем;
- в нормотворческой деятельности при разработке новых и совершенствовании действующих нормативно-правовых актов;
- в совершенствовании ведомственной нормотворческой деятельности МВД России;
- в учебном процессе образовательных учреждений системы МВД России и других юридических вузов;
1. Нормативно-правовое регулирование общественных отношений в сфере общественной нравственности
Основным международно-правовым актом в рассматриваемой области является Конвенция о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами4 См.: Сборник стандартов и норм Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. - Нью-Йорк, 1992. - С. 264.. Данный нормативный правовой акт был одобрен Генеральной Ассамблеей в ее резолюции 317 (4) от 2 декабря 1949 г. и вступил в силу 25 июля 1951 г. Лига Наций в 1937 г. разработала проект данной Конвенции с целью обеспечения согласованных действий на международном уровне для запрещения «домов терпимости» и наказания любого лица, содержащего публичный дом или эксплуатирующего проституцию других лиц. Разработка этого проекта не была завершена в связи с началом второй мировой войны.
Конвенция о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами свела воедино более ранние документы и предусмотрела проведение запретительной политики в качестве основы для любой программы действий по борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами. Эта политика включает запрет любого вида регулирования проституции, борьбу с извлекающими прибыль третьими лицами, предупреждение проституции и реабилитацию ее жертв.
В статье 1 Конвенции говорится, что стороны обязуются подвергать наказанию каждого, кто для удовлетворения похоти другого лица:
сводит, склоняет или совращает в целях проституции другое лицо, даже с согласия этого лица;
эксплуатирует проституцию другого лица, даже с согласия этого лица;
содержит дом терпимости или управляет им, или сознательно финансирует, или принимает участие в финансировании дома терпимости;
сдает в аренду либо снимает здание или другое место, или часть такового, зная, что они будут использованы в целях проституции третьими лицами.
Положения, содержащиеся в международных правовых нормах, так или иначе, нашли отражение в законодательстве разных стран См.: Обзор зарубежного законодательства по вопросам борьбы и пресечения проституции и порнобизнеса. - М., 1992. - С. 2..
В законодательстве зарубежных стран, регулирующем сферу оборота продукции, оказания услуг и проведения зрелищных мероприятий сексуального характера, можно выделить четыре основных направления. К первому из них можно отнести нормы, которые предусматривают ответственность за занятие проституцией, в том числе и гомосексуальной, лицами обоего пола. Второе направление - лицензирование деятельности, связанной с оказанием услуг сексуального характера, и установление наказуемости за совершение деяний, связанных с незаконной коммерческой эксплуатацей лиц, занимающихся проституцией (сводничество, притоносодержание, сутенерство, содействие проституции и вовлечение в нее) См.: Уголовный кодекс Испании. - М., 1998. - С. 64.. Третье направление предусматривает ответственность "клиентов" проституток. Большое место в законодательстве зарубежных стран занимает четвертое направление, посвященное вопросам регламентации коммерческого оборота продукции, проведения зрелищных мероприятий сексуального характера и охраны общества от информации безнравственного содержания.
Кроме упомянутых ранее в Конвенции о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами направлений существуют и другие. В данном нормативном правовом акте провозглашается необходимость принятия мер для отмены или аннулирования любого действующего закона, постановления или административного распоряжения, в силу которых лица, занимающиеся или подозреваемые в занятии проституцией, подлежат особой регистрации либо должны иметь особый документ, либо подчиняются исключительным требованиям, имеющим своей целью контроль или оповещение.
Таким образом, международно-правовыми нормами предусматривается такая организационно-правовая модель правоохранительного надзора в сфере общественной нравственности, при которой допускается возможность разрешения и регламентации проституции в целях осуществления надзора и ограждения граждан (прежде всего несовершеннолетних) от столкновения и эксплуатации в "сексуальном бизнесе". При этом подлежат наказанию лица, вовлекающие других в оказание услуг сексуального характера, организующие занятие проституцией, оказывающие содействие в оказании сексуальных услуг и организующие или содержащие места для оказания услуг сексуального характера.
Необходимость регулирования отношений, возникающих в сфере оборота продукции, оказания услуг и проведения зрелищных мероприятий сексуального характера, приобретает в настоящее время особую актуальность, во-первых, в связи с резко возросшим оборотом продукции сексуального характера, во-вторых, поскольку это вытекает из международно-правовых обязательств Российской Федерации.
Важнейшим средством правового противодействия правонарушениям в сфере общественной нравственности является административное законодательство. Ключевым нормативным правовым актом здесь является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. В главе 6, предусматривающей ответственность за административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (заметим, что последний термин вперв...
Правовое регулирование рекламных отношений в России
Историко-правовой аспект рекламных отношений в России. Правовое регулирование коммерческих отношений в сфере рекламы. Понятие и виды рекламы. Государс...
Нормы административного права и административно-правовые отношения
Правовое регулирование общественных отношений в сфере государственного управления. Понятие и виды административно-правовых норм, особенности их реализ...
Административно правовые отношения
Любая отрасль российского права регулирует определенные правоотношения, т.е. отношения урегулированные нормами права. В частности, гражданскому праву...
Административные правоотношения
Любая отрасль российского права регулирует определенные правоотношения, т.е. отношения урегулированные нормами права. В частности, гражданскому праву...
Понятие, виды административно-правовых режимов и их правовое регулирование
В общественной жизни государства всегда возникают нетрадиционные или неординарные ситуации, когда административно-правовые нормы не могут обеспечить у...