Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Расходы федерального бюджета на национальную оборону

Тип: курсовая работа
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Исследование совокупности денежных отношений, возникающих в процессе финансового обеспечения национальной обороны РФ. Общая характеристика расходов на оборону, анализ их динамики. Сравнение плана и исполнения федерального бюджета в 2008-2010 гг.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

План

Введение

1. Общая характеристика расходов федерального бюджета на национальную оборону

2. Анализ динамики расходов федерального бюджета на национальную оборону за период 2008-2010 гг

3. План и исполнение расходов федерального бюджета на национальную оборону в 2008-2010 гг

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

Актуальность темы исследования. Содержание армии, обеспечение ее вооружением, продовольствием, обмундированием всегда являлось одной из важнейших забот государства, необходимой и вынужденной государственной потребностью, выраженной, как правило, в значительных суммах расходов.

Для России в силу исторических и геополитических особенностей задача тщательного планирования и осуществления расходов на оборону была и остается одной из важнейших в процессе государственного строительства, напрямую связанной с обеспечением национальной безопасности, успешным социально-экономическим развитием общества.

Военные расходы, имея непроизводительный характер, поглощают существенную часть национального богатства, на их покрытие уходят колоссальные финансовые ресурсы, позволяющие с известной долей условности выделять в рамках общенационального бюджета одну из наиболее затратных его частей - военный бюджет.

Целью исследования является анализ расходов федерального бюджета на национальную оборону за период 2008-2010 гг.

Для достижения поставленной цели исследования были определены следующие задачи:

- рассмотреть общую характеристику расходов на национальную оборону;

- проанализировать динамику расходов на национальную оборону в 2008-2010 гг.;

- провести сравнение плана и исполнения федерального бюджета в части расходов на национальную оборону в 2008-2010 гг.

Объектом исследования является совокупность денежных отношений, возникающих в процессе финансового обеспечения (использования финансовых ресурсов) национальной обороны РФ.

Предметом исследования выступают расходы федерального бюджета на национальную оборону.

1. Общая характеристика расходов федерального бюджета на национальную оборону

Известный российский специалист в области государственных финансов и финансового права М.И. Боголепов почти сто лет назад заметил, что "поддержание мира и готовность к войне стоят так дорого, что создается впечатление, будто современные государства все время ведут войну ... Кровь льется теперь реже, чем раньше, но современные народы постоянно истощаются в других отношениях: они истекают капиталами. Современная война -- борьба машин и капитала" Цит. по: Волков А.Ю., Семенов Д.В. Применение бюджетной классификации расходов в Министерстве обороны // Проблемы современной экономики. 2008. № 3. С. 472..

С той поры мало что изменилось. Начиная с XIX в. и по сегодняшний день во всех крупных государствах расходы в мирное время по статье "Оборона" составляют примерно треть от всех общегосударственных затрат Асташова Н. Бюджетные расходы: механизм оценки эффективности // Проблемы теории и практики управления. 2011. № 8. С. 19.. Это в полной мере относится и к России. Расходы на национальную оборону являются образцом неотъемлемых федеральных расходных обязательств Болонин А.Н. Бюджетная и налоговая политика Российской Федерации на современном этапе // Микроэкономика. 2009. № 6. С. 9.. Данные расходы закреплены в качестве раздела бюджетной классификации расходов. Применительно к разделу "Расходы на национальную оборону" в Бюджетном кодексе Российской Федерации Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 03.12.2011) // Справочно-правовая система "Консультант Плюс": [Электронный ресурс] / Послед. обновление 31.01.2012. (далее - БК РФ) выделены следующие подразделы (п. 2 ч. 3 ст. 21 БК РФ): Вооруженные Силы РФ; модернизация Вооруженных Сил РФ и воинских формирований; мобилизационная и вневойсковая подготовка; мобилизационная подготовка экономики; подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности; ядерно-оружейный комплекс; реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества; прикладные научные исследования в области национальной обороны; др. вопросы в области национальной обороны.

Более подробное содержание расходов на национальную оборону можно уяснить из содержания статей и целевых статей бюджетной классификации расходов Приказ Минфина РФ от 21.12.2011 № 180н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" // Финансовая газета. 26.01.2012., а также посредством анализа законодательства об обороне: Федеральных законов от 27.12.1995 № 213-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "О государственном оборонном заказе" Российская газета. 04.01.1996; 09.12.2011., от 31.05.1996 № 61-ФЗ (ред. от 08.12.2011) "Об обороне" Российская газета. 06.06.1996; 14.12.2011., от 26.02.1997 № 31-ФЗ (ред. от 09.03.2010) "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" Российская газета. 05.03.1997; 12.03.2010., от 12.02.1998 № 28-ФЗ (ред. от 23.12.2010) "О гражданской обороне" Российская газета. 19.02.1998; 27.12.2010., от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 12.12.2011) "О статусе военнослужащих" Российская газета. 02.06.1998; 16.12.2011..

Например, ст. 2 Федерального закона "Об обороне" содержит перечень мероприятий, составляющих организацию обороны, которым соответствуют следующие виды расходов: на строительство, подготовку и поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов; на мобилизационную подготовку органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны; на создание запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов; на планирование и осуществление мероприятий по гражданской и территориальной обороне; на оперативное оборудование территории РФ в целях обороны; на развитие науки в интересах обороны; другие мероприятия в области обороны.

Далее виды расходов раскрываются ещё более подробно: оснащение Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов вооружением и военной техникой по их заказам; обеспечение Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов материальными средствами, энергетическими и другими ресурсами и услугами по их заказам; разработка и выполнение государственных программ вооружения и развития оборонного промышленного комплекса; разработка и выполнение планов перевода (мобилизационных планов) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и экономики страны на работу в условиях военного времени, а также планов создания запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов; компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами РФ в связи с использованием их имущества для нужд обороны Комягин Д.Л. Расходы на национальную оборону в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации через призму судебной практики // Lex Russica = Русский закон. 2009. № 6. С. 1329..

В ст. 2 Федерального закона "О гражданской обороне" установлены расходные обязательства в области гражданской обороны на обучение населения в области гражданской обороны; оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; эвакуацию населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты; и др. Расходные обязательства в области гражданской обороны прямо разделяются на полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления Бондаренко И. О контроле за использованием бюджетных средств // Экономист. 2011. № 10. С. 74..

В соответствии со ст. 14 Федерального закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" работы по мобилизационной подготовке в целях обеспечения обороны и безопасности РФ являются расходными обязательствами РФ. При этом в ст. 1 данного Закона установлено, что под мобилизационной подготовкой в РФ понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики не только РФ, но и экономики субъектов Федерации и экономики муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.

Сущность расходов на национальную оборону проявляется в трех аспектах -- экономическом (соответствующие экономические отношения), материальном (финансовые ресурсы, выделяемые на нужды национальной обороны) и юридическом. В последнем случае расходы на национальную оборону рассматриваются в качестве межотраслевого правового института, в котором объединены финансово-правовые и в отдельных случаях -- административно-правовые нормы, регулирующие специфическое направление финансовой деятельности государства -- реализацию оборонной функции Швецов Ю. Бюджет государства как общественное достояние // Общество и эконо...

Другие файлы:

Расходы бюджета на национальную оборону и обеспечение безопасности государства
Система государственных мер политического, военного, экономического и социально-правового характера. Организация обороны республики. Расходы бюджета п...

Состав и структура расходов Федерального бюджета РФ
Социально-экономическая сущность и функции федерального бюджета. Расходы, состав и структура расходов бюджета. Государственная поддержка отдельных отр...

Военные расходы государственного бюджета в условиях реформирования
Характеристика особенностей военных расходов из государственного бюджета Российской Федерации в условиях проведения реформы. Анализ динамики расходова...

Расходы бюджета на национальную оборону, управление, обслуживание правоохранительных органов
Государственный бюджет РФ. Оборонная деятельность в России. Органы управления в области обороны. Эффективность и обоснование структуры военных расходо...

Расходы бюджета на национальную оборону
Изучение принципов оборонной деятельности Российской Федерации как системы военно-политических, стратегических, экологических мер безопасности страны...