Разграничение предметов ведения и полномочий власти
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Размещено на
Содержание
- Введение
1. Теоретические положения о разграничении предметов ведения и полномочий между уровнями публичной власти
1.1 Способы разграничения компетенции
1.2 Способы коррекции конституционной модели разграничения предметов ведения и полномочий
- 2. Проблема разграничения предметов ведения и полномочий уровней публичной власти
- 2.1 Применение моделей разграничения компетенции
- 2.2 Практики разграничения предметов ведения и полномочий
- 3. Правовое разграничение полномочий между уровнями публичной власти
- 3.1 Проблема разграничения полномочий между уровнями публичной власти
- 3.2 Возможности разрешения полномочий
Заключение
- Список использованных источников
- Введение
- Разграничение предметов ведения и полномочий между разными уровнями публичной власти - между федерацией и субъектами, является сложной проблемой федерализма на теоретическом и практическом уровнях. Размежевание компетенции относится к факторам динамики федеративных отношений, что влияет на систему сдержек при разделении властей по вертикали. А.Л. Ященко полагал, что вопросы разграничения компетенции не связаны с федеративным устройством государства. Федерализм имеет смысл, когда субъекты федерации удовлетворяют потребности населения, что не отменяет теории федерализма, но наполняет смыслом. Ященко А. Теория федерализма. Опыт синтетической теории права и государства. Юрьев: Маттисен, 1912.
- Взаимоотношения между органами власти разных уровней в федеративных государствах связаны с размежеванием полномочий, их осуществлением, что превращает федерализм в "систему частично совпадающих юрисдикций и дробления властных полномочий", которая "отвечает критерию демократического управления, чем нависающая над обществом система бюрократической администрации" Rheinstein M. Max Weber on Law in Economy and Society. N.Y.: Simon and Schuster, 1954. Р.330-334..
- Конституции федеративных государств содержат перечни предметов ведения и полномочий. Индийская Конституция содержит перечень предметов ведения и полномочий из 200 позиций, что дает обратное размежевание компетенции и ведет к казуистичным проблемам.
- Разграничение предметов ведения и полномочий оказывает влияние на фактическое состояние отношений между центром и регионами и на юридическое и конституционное оформление.
- Цель работы - изучить особенности разграничения предметов ведения и полномочий между уровнями публичной власти.
Задачи:
- 1. Выделить способы разграничения компетенции.
- 2. Раскрыть способы коррекции конституционной модели разграничения предметов ведения и полномочий.
- 3. Определить применение моделей разграничения компетенции.
- 4. Рассмотреть тенденции разграничения компетенции.
- 5. Охарактеризовать правовое разграничение полномочий между уровнями публичной власти.
- Объект работы - ведение и полномочия уровней публичной власти.
- Предмет работы - процедура разграничения предметов ведения и полномочий между уровнями публичной власти.
- Теоретической основой работы явились положения конституций разных стран, опыт государств, положения федеральных законодательств.
- Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
- 1. Теоретические положения о разграничении предметов ведения и полномочий между уровнями публичной власти
- 1.1 Способы разграничения компетенции
- В правовой литературе выделяют типологизации способов разграничения компетенции, предусматривающих: Глигич-Золотарева М.В. - Разграничение предметов ведения и полномочий между уровнями публичной власти, зарубежный опыт. / http://www.vuzlib.org/articles/. 12.05.2014.
- - 2 способа разграничения компетенции: дуалистический и кооперативный, который, в свою очередь, делится на подвиды (критерий - наличие сферы совместного ведения Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. - М.: Дело, 1998. С.183-198.;
- - 3 способа разграничения: дуалистический, способ двух исключительных сфер компетенции, а также трехчленный способ (критерий - количество субъектов обладания компетенцией) Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. - М.: Белые альвы, 1996. С. 100-101.;
- - 3 способа разграничения компетенции, с наличием списочных полномочий у центра, субъектов федерации, центра и субъектов (критерий - конституционное закрепление перечня предметов ведения и полномочий за субъектом правоотношений) Лужков Ю.М. Путь к эффективному государству: План преобразования системы государственной власти и управления в Российской Федерации. М.: МГУ, 2002. С.125.;
- - 5 способов разграничения компетенции (критерий - количество субъектов принадлежности полномочий и факт наличия сферы совместного ведения) Чиркин В.Е. Современный федерализм: сравнительный анализ. - М. АСТ, 2009. С.45-56..
- Типологизация способов разграничения компетенции имеет право на существование и носит условный характер. Юридическая и практическая стороны разграничения в каждом государстве отличаются несистематизированной спецификой, поэтому классификация, сопровождаемая отнесением государства к категории, носит методологический характер.
- Классификация способов разграничения предметов ведения и полномочий, включает 6 способов разграничения:
- - субъекты принадлежности полномочий (федерация, субъекты федерации),
- - наличие или отсутствие сферы совместного ведения, а также способ конституционно-правового закрепления полномочий (позитивный - полномочия закрепляются за субъектом правоотношений, негативный - объем полномочий через систему запретов).
- 1. Однозвенный способ - разграничение предметов ведения и полномочий осуществляется путем установления исключительной компетенции федерации (Танзания, Эфиопия, Швейцария). В Швейцарии до 1999 года практиковалась модель взаимоотношений центра и кантонов, согласно ст.3 Конституции полномочия федерального правительства сформулированы в Основном законе. Поскольку компетенция кантонов носит остаточный характер, то в Конституции она не упоминается.
- 2. Совмещенный способ Приложение N 2 к Конституции Объединенной Республики Танзании 1977, Конституция Эфиопии 1994, Статьи 3, 42 Конституции Швейцарии 1999. разграничения предметов ведения и полномочий заключается в конституционном закреплении сфер компетенции федерации и совместной компетенции (Российская Федерация, Нигерия, Пакистан) Конституция Пакистана, 1973., т.е. не существует границу между сферами совместного ведения и исключительного ведения субъектов федерации. Конституционно сферы разделены, но граница отклоняться.
- 3. Двухзвенный способ разграничения предметов ведения и полномочий - установление компетенции федерации и ее субъектов (Канада, Швейцария) Конституция Швейцарской Конфедерации от 29.05.1874. в ред. от 24.09.1978. Конституция 1999 года - Швейцария оперирует однозвенным способом разграничения.. Данный способ исторически является, пожалуй, наиболее ранней моделью размежевания компетенции в федеративном государстве. К настоящему времени большинство федеративных государств, в определенный период своей истории прибегавших к нему, избирает новые, более оптимальные способы разграничения. К данному способу как нельзя лучше подходит тезис выдающегося русского правоведа Н.М. Коркунова о том, что "разграничение по предметам ведения есть граница идеальная, граница более или менее отвлеченных понятий. Невозможно перечислить все отдельные конкретные случаи, относящиеся к ведению той или иной власти... Неизбежны сомнения и споры".
4. Трехзвенный способ подразумевает разграничение предметов ведения и полномочий посредством установления компетенции федерации, ее субъектов и совместной компетенции (Бразилия, ФРГ, Австрия, Индия, Малайзия). Это наиболее сложный способ. Высокий уровень правовой культуры и экономического развития в конкретном государстве в состоянии наполнить его реальным содержанием, как это происходит в ФРГ и Австрии, в то время как чисто формальное закрепление значительного количества компетенционных позиций за теми или иными субъектами правоотношений приводит, как правило, к законодательной неразберихе, сопровождаемой непропорциональным усилением позиций федерального центра.
- 5. Двухзвенно-негативный способ - разграничение предметов ведения и полномочий путем закрепления компетенции и федерации, и субъектов с ограничением компетенции (США). Компетенция Федерации по Конституции США закреплена в форме установления правомочий федерального Конгресса в определенных сферах общественных отношений (разд.8 ст.1), остаточная компетенция штатов ограничена запретами на совершение ряда действий (разд.10 ст.1) Статья 1 разд.8, ст.1 разд.10 Конституции Соединенных Штатов Америки (от 17.09.1787. с поправками).. Конституция США казуистичнее и предполагает наличие сферы совпадающих полномочий и перечня запретов для штатов и Федерации, института запретов с расплывчатыми границами Мишин А.А. Конституционное право зарубежных стран. М.: Белые альвы, 1996. С.100-101..
- 6. Негативный способ - разграничение предметов ведения и полномочий ограничения компетенции субъектов федерации (Аргентина, Мексика). В Аргентине - конституционное перечисление того, что провинции делать не могут Статьи 26, 121, 124-126 Конституции Аргентинской Нации (от 01.05.1853. (ред. 1994)).. В Мексике - разграничение компетенции путем у...
Принципы разграничения предметов ведения и полномочий в РФ
Правовой анализ разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами. Основные принципы взаимной передачи осуществления части полномо...
Российский федерализм
Принципы устройства федеративного государства. Общая характеристика федерализма. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государст...
Разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и её субъектами
Бюджетный процесс и бюджетный федерализм
Согласно Конституции РФ должны быть разграничены предметы ведения и полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и органами с...
Национально-государственное и политико-территориальное устройство России
Основы государственного устройства РФ; Конституция, Федеративный договор. Система органов государственной власти: судебная, исполнительная; официальна...