Развитие рынка потребительских услуг муниципального образования г. Казань
Краткое сожержание материала:
Содержание
Введение
Глава 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СФЕРЫ УСЛУГ
1.1 Понятие и сущность услуг
1.2 Подходы к классификации услуг
1.3 Услуги как составная часть социальной политики государства
Глава 2. СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ СФЕРЫ УСЛУГ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
2.1 Механизм финансирования сферы услуг на муниципальном уровне
2.2 Нормативно-правовые основы регулирования рынка потребительских услуг на муниципальном уровне
2.3 Анализ рынка потребительских услуг в муниципальном образовании г. Казань
Глава 3. ПРОЕКТ «РАЗВИТИЕ РЫНКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ УСЛУГ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г.КАЗАНЬ НА 2009 ГОД»
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Актуальность темы. Вторая половина ХХ -- начало ХХI века характеризуются многими значимыми явлениями и тенденциями в жизни общества и экономики стран мира. Но одной из основных тенденций нашего времени стало феноменально бурное расширение сферы услуг. Действительно, современный уровень развития передовых стран демонстрирует динамичное развитие производства услуг различного рода и их рынка.
Степень развития сферы услуг стала выступать критериальным признаком развития общества. В настоящее время страна не может быть причислена к развитым, если в ее сфере услуг создается меньше 65% ВНП. Это свидетельствует о том, что наступил принципиально новый этап в общественном, в том числе в международном, разделении труда. Стремительное развитие сферы услуг является непременным условием успешного завершения современной структурной перестройки экономики.
Состояние сферы услуг в России характеризуется как весьма противоречивое. Хотя доля услуг в ВВП за 1990-2000гг. увеличилось с 32,6 до 52% , тем не менее, по уровню развития рассматриваемой сферы Россия еще значительно отстает от ведущих стран, хотя и происходит постепенное усиление положительных тенденций.
Немаловажным является значение сферы услуг для муниципальных образований, именно поэтому в ст.6 Федерального закона от 28 августа 1995г. №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Собрание законодательства РФ. 1995. №35. Ст.3506 к предметам ведения местного самоуправления отнесено создание условий для обеспечения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания; также и в ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Собрание законодательства РФ. 2003. №40. Ст.3822 значатся создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания, создание условий для массового отдыха.
Эти и ряд других обстоятельств и порождают значимость исследования рынка услуг в России и в частности на муниципальном уровне. Все вышесказанное определяет актуальность выбранной темы на современном этапе.
Разработанность темы. Несмотря на наличие определенной нормативно-правовой базы, регламентирующий рынок услуг в России, необходимо отметить недостаточную проработанность данного аспекта. Зачастую рынок услуг в соответствии с экономическими законами, вследствие чего многие услуги становятся доступными только для ограниченного круга лиц.
Недостаток проработанности юридического аспекта проявляется как на государственном, так и на муниципальном уровне, хотя в последнее время прослеживается явное улучшение ситуации.
В изучении проблемы услуг можно выделить три группы исследовательского интереса.
К первой группе можно отнести труды в области социальной политики, оно базируется на работах Волгиной Н.А. «Социальная политика в муниципальных образованиях», Багаутдиновой Н.П. «Экономика социальной сферы», Михайлова В.О. «Социальные технологии в деятельности муниципальных образований: эффективность и механизмы реализации».
Вторая группа включает работы по анализу сферы услуг -- это прежде всего труды Демидовой Л. «Сфера услуг в постиндустриальной экономике», Марковой В.Д. «Маркетинг услуг» и др. Третья группа включает исследования в области регулирования муниципальных услуг - это работы Кононкова П.Ф. «Государственное регулирование естественных монополий», Буцкой Н.Г. «Особенности формирования конкурентоспособности в сфере услуг», Николаева Е.М. «Формирование рынка образовательных услуг и его регулирование» и др.
Объект исследования - рынок муниципальных услуг.
Предмет исследования - регулирование рынком потребительских услуг на муниципальном уровне.
Цель работы - выявление специфики механизма регулирования рынка услуг на муниципальном уровне.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
· изучить теоретические и методологические аспекты изучения сферы услуг;
· рассмотреть понятие и сущность сферы услуг;
· рассмотреть и проанализировать подходы к классификации услуг, как в отечественной, так и в зарубежной практике;
· проанализировать состояние рынка услуг в России и в частности в муниципальном образовании г.Казани; механизмы его финансирования на;
· проанализировать нормативно-правовые основы регулирования рынка потребительских услуг;
· определить основные задачи муниципальных органов по развитию рынка потребительских услуг.
Теоретико-методологическую основу ВКР составили такие общенаучные методы исследования, как системный анализ, сравнительный подход, проектный метод.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, последняя из которых содержит проект, заключения, списка литературы.
Глава I. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СФЕРЫ УСЛУГ
1.1 Понятие и сущность сферы услуг
Отрасли сферы услуг очень разнообразны. К сфере обслуживания относится и государственный сектор с его судами, биржами труда, больницами, военными службами, милицией, пожарной охраной, почтой, школами, музеями, благотворительными организациями, фондами и больницами. К сфере услуг относится и большая часть коммерческого сектора с его авиакомпаниями, банками, страховыми компаниями, юридическими фирмами, фирмами по ремонту различного оборудования и фирмами - торговцами недвижимостью.
Необходимо отметить тот факт, что рынок потребительских услуг постоянно развивается, и наряду с традиционными отраслями сферы обслуживания постоянно возникают новые службы. Так, например, появились службы, которые за определенную плату помогают сбалансировать домашний бюджет, отвезут на службу или подыщут новый дом, новую работу и т.п. Примерами в Республике Татарстан могут быть: транспортная компания ООО «Вектор»; кадровое агентство «Анкор-Казань»; «Автотранс-экология», оказывающая услуги по благоустройству дворовых территорий.
На современном этапе развития общества и экономики на мировом рынке потребителю предоставляется свыше 600 видов услуг. См.: Волгина Н.А., В.К.Егоров, С.В.Калашникова. Социальная политика в муниципальных образованиях. - М.: 2006. С.488. Наибольшим спросом пользуются туристические, транспортные, информационно-коммуникационные и страховые услуги. Каждый из видов в большинстве случаев разделяется на более конкретные и специализированные подвиды тех или иных услуг.
Различные услуги обладают разной степенью востребованности и социальной значимости для потребителей. Например, бытовые услуги традиционно занимают самый значительный сегмент непроизводственной сферы. Их доля в потребительском бюджете в среднем составляет 31%, в Англии - 37%, Швеции - 41%, в России - около 13% См.: Волгина Н.А., В.К.Егоров, С.В.Калашникова. Социальная политика в муниципальных образованиях. - М.: 2006. - С.489. При этом в общем объеме бытовых услуг наибольшая доля приходиться на парикмахерские услуги (31-34%), услуги по ремонту обуви (30-33%), услуги химчистки (9-10%). В Российской практике на первом месте по объему и структуре потребительских услуг (без учета торговли) находятся услуги пассажирского транспорта 38%, жилищно-коммунальные услуги занимают третье место - 14,7%, услуги связи - четвертое - 8,4%. Если говорить о Республике Татарстан, то в январе 2009 году в структуре объема бытовых услуг 77,9% приходится на долю четырех видов услуг: по ремонту и строительству жилья и других построек - 43,6%; по техобслуживанию и ремонту транспортных средств, машин и оборудования - 15,8%; ритуальных услуг - 11,6%; услуг парикмахерских - 6,9%. См.: Комплексный информационно-аналитический доклад «Социально-экономическое положение Республики Татарстан». - Казань: Госкомстат РТ, 2009.- С.60.
В данных отраслях результат труда - конкретная услуга - не принимает предметную форму, а выступает в виде полезного эффекта, неотделимого от самой деятельности.
Термин услуга впервые ввел в научный оборот французский экономист Жан Батист Сэй (1767-1832) в 1803г. в своей работе «Трактат по политической экономии». Он считал, что услуги оказывают не только люди, но и вещи, силы природы. См.: Бурленко Т.Д. Сфера услуг: - М.: КНОРУС, 2007. -С.54.
Позднее другой французский экономист Фредерик Бастиа (1801-1850), опираясь на «теорию услу...
Развитие рынка потребительских услуг муниципального образования г Казань
Бюджет муниципального образования
Теоретические основы, сущность и понятие бюджета муниципального образования: доходы, расходы местных бюджетов, регулирование и развитие. Социально-эко...
Бюджет муниципального образования
Теоретические основы, сущность и понятие бюджета муниципального образования: доходы, расходы местных бюджетов, регулирование и развитие. Социально-эко...
Потребительские предпочтения молодежи на рынке развлекательных услуг
Критерии сегментации рынка как основа для понимания потребительских предпочтений. Сегментация рынка развлекательных услуг. Исследование потребительски...
Основы муниципального образования
Правовое регулирование функционирования муниципального образования в РФ. Понятие и содержание категории "муниципальное образование". Устав муниципальн...