Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Развитие криминологических учений за рубежом

Тип: курсовая работа
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Особенности развития криминологии в рамках теории естественного права. Антропологическое направление криминологии. Теория дифференциальной ассоциации. Социологическое направление криминологии. Теория уменьшающих преступность человеческих ценностей.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

Криминология - это самостоятельная наука, имеющая свои историю, предмет, методы исследования. Общее представление о содержании криминологии можно получить уже из ее названия. Оно состоит из двух частей: crimen (от лат. - преступление) и logos (от греч. - учение). Буквальный перевод сочетания этих двух слов на русский язык означает учение о преступлении. Также можно сказать, что криминология - это наука о преступности.

В представленной работе мы рассмотрели развитие основных учений зарубежной криминологии, которые на наш взгляд занимают центральное положение в криминологической доктрине. Не познав эти воззрения невозможно иметь целостное представление о преступности и тем более о криминологии, потому, что важнейшие фундаментальные положения современной криминологии были заложены именно в этих учениях. Ведь понятия добра и зла, справедливости, причин и условий преступлений с древних времен интересовали умы ученых. Задолго до становления криминологии как науки, появились первые концепции, характеризующие преступное поведение, в форме поведения нарушающее, прежде всего естественное право т.е. право справедливое.

Понимание социальной природы преступности, знание детерминантов совершения различных преступлений, особенностей лиц, преступивших закон, и механизма индивидуального преступного поведения на сегодняшний день имеют огромное значение и не только для профилактической деятельности. Криминологические знания помогают выявить уже совершенные преступления, установить и изобличить преступников, правильно определить меру наказания каждому из них, найти наиболее эффективные пути и средства индивидуального исправления и перевоспитания.

1. Развитие криминологии в рамках теории естественного права

Естественная школа права - научное направление, рассматривающее право как ниспосланные богом императивы, естественные правила, соответствующие природе человека и гармонии окружающего мира. Основой естественного права является справедливость - идеальный порядок, при котором все удовлетворены и умиротворены. В переводе с древнегреческого «справедливость» означает «обычай», уклад жизни. Теоретики естественного права исходят из того, что высшим разумом порождена идея справедливости. Задача людей - воспринять ее и реализовать в общественном устройстве Криминология : учебник / под ред. В.Д. Малкова. - М. : Юстицинформ, 2004. - С. 30..

Одно из наиболее основательных исследований проблем справедливости было сделано Аристотелем. Философ проводит интересную параллель между несправедливым и неправосудным поступком. Причем, «неправосудное может быть по природе или по установлению». Неправосудное по природе - это нарушение естественного права. Анализируя понятие естественного права, Аристотель отмечает: «Оно естественно, если повсюду имеет одинаковую силу и не зависит от признания или непризнания». Философ разработал концепцию правосудия как процесса восстановления справедливости, а наказания как справедливого воздаяния. Миссия судьи заключается в восприятии свыше справедливости. Он оказывается посредником между людьми и справедливостью. Аристотель называет судью «одушевленным правосудием», а выносимый им приговор - правдой.

Теория Аристотеля была реализована в системах правосудия, основанных на прецедентах. Особенно показателен в этом отношении механизм правосудия в Англии, где начиная с XIV в. параллельно с системой так называемого общего права (основанного на государственных статутах и судебных прецедентах) сложилась оригинальная правовая система - право справедливости. При лорде-канцлере стихийно сформировался «Суд справедливости», который в ходе рассмотрения конкретных дел не был связан нормами общего права и руководствовался лишь интуицией судьи, основанной на принципах справедливости.

В концепции естественного права существенное место занимает положение о неправовых законах. Сам факт божественного происхождения естественного права предопределял его приоритет в случае коллизии с законодательством, основанным на произволе законодателей. По этому поводу Цицерон отмечал, что закон государства, противоречащий естественному праву, не может рассматриваться как закон. Священным является право народа на смещение властителя, попирающего справедливость Криминология : учебник для вузов / под общей ред. д. ю. н., проф. А.И. Долговой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Норма, 2005. - С. 320..

В генезисе человеческих представлений о естественном праве важное место занимает христианская этика. В средние века христианская этика стала основой развития теории естественного права. Однако перейти в новое социальное измерение абсолютному большинству христиан (и в первую очередь, их духовным наставникам, клирикам) оказалось не под силу. Уже в третьем веке н.э., когда христианская религия стала государственной, канули в лету практика веротерпимости, принципы равенства, свободы, греховности богатства. Аврелий Августин теоретически обосновал, что светская власть имеет божественное происхождение. Очень важным элементом в теории Августина было положение о божественном откровении как источнике естественного права. Естественное право - одно из проявлений мирового разума. Воспринять его могут лишь святые в периоды особых состояний, когда устанавливается сверхъестественная (трансцендентная) связь с высшим миром (откровение). Таким образом, в теологической трактовке Августина, которая была развита и дополнена Фомой Аквинским, естественное право - данная богом в откровениях совокупность императивов, выходящих за пределы познания человека.

Одной из наиболее основательных работ по теории естественного права была вышедшая в 1625 г. книга голландского юриста Гуго Гроция «О праве войны и мира». Полемизируя с Фомой Аквинским, Гроций отмечает, что «мать естественного права есть сама природа человека, которая побуждала бы его стремиться к взаимному общению». Голландский ученый развил идею ниспосланного богом человеку чувства справедливости как одного из основных средств правоохраны: «Нельзя сказать, чтобы право, лишенное поддержки силой, не имело никакого действия, ибо соблюдение справедливости сообщает совести спокойствие, несправедливость же причиняет терзания и муки, подобные состоянию души тиранов».

Вслед за Аристотелем Гроций признает существование в мире двух правовых систем: права естественного и права установленного. Главная задача законодателя максимально приблизить второе к первому. Принадлежность нормы к естественному праву может быть выведена логически (a priori - до опыта) или социологически (a posteriori - после опыта). Логическое выведение нормы естественного права есть анализ соответствия правил поведения человеческой природе. Социологическое - исследование, что признается естественным правом у всех народов.

Английский философ Томас Гоббс в 1642 году опубликовал трактат «Основы философии», в котором развил идею договорной природы естественного права. По Гоббсу не совесть удерживает людей от взаимного истребления. «Желание принести вред другому присуще в естественном состоянии всем». «Первое основание естественного права состоит в том, чтобы каждый в силу своих возможностей оберегал собственную жизнь и тело». Отсюда делается вывод вполне в духе идеологии эгоцентризма: «Природа каждому дала право на все». Естественное состояние человечества - тотальная война: «Сочетание естественной склонности людей нападать друг на друга с правом всех на все порождает войну всех против всех». Взаимный страх рождает потребность в союзниках, отсюда возникает идея договора - взаимного ограничения прав и согласия: «Если я не выполню обещания, то не буду противиться моему убийству». Гоббс отбросил идею божественного промысла и вывел естественное право из людского страха взаимоуничтожения. Место божественного разума занял материалистический инстинкт самосохранения Криминология : учебник / С. М. Иншаков. - М. : Юриспруденция, 2000. - С. 217..

Идее Гоббса об общественном договоре была суждена долгая жизнь. Ее развили французские просветители Монтескье, Вольтер, Руссо, Дидро, Гельвеций. В трудах этих ученых естественное право окончательно утратило вечный характер, оно было ориентировано на интересы общества. Наиболее ярко идею перманентности права высказал Вольтер: «Большинство законов так явно себе противоречат, что мало имеет значения, какими именно законами управляется государство».

Философ XIX в. Гегель подверг критике попытку найти основание естественного права в самом человеке. Он вполне в духе Августина и Аквинского развил концепцию объективного идеализма, в соответствии с которой право есть проявление абсолюта (мирового разума). Мировой разум постоянно развивается (расширяется и усложняется). Это развитие проявляется во всем, в том числе и в правовой сфере. Человечество постепенно через массу противоречий постигает истину справедливости и приближается к подлинному (вечному) праву. Противоречие - ядро гегелевской теории. Отказавшись от теологической трактовки откровения как источника познания вечного права, философ заменяет его противоречием. Признавая вслед за Гоббсом право всех на все, Гегель обосновывает процесс развития мирового разума как самодвижения права к справедливости. Человек имеет право на убийство, но признавая такое право справедливым, он должен быть готов к тому, что однажды сам будет убит. Нежелание быть убитым отрицает право на убийство. Господствующий класс может закрепить свои интересы в несправедливых законах, ущемляющих права простых людей. Но несправедливость законов влечет отрицательные последствия и для господствующей элиты: они терпят бедствие от преступлений, народн...

Другие файлы:

Развитие налогообложения
История возникновения и развития налогообложения за рубежом и в России, отличительные особенности данного процесса и его значение. Развитие учений о н...

История лингвистических учений (комплект из 4-х книг)
Описание: В раздачу входят четыре книги:1. История лингвистических учений. Древний мир2. История лингвистических учений. Средневековый Восток3. Истори...

Организация и методика криминологических исследований

Криминология как наука, ее предмет, методология и место в системе других наук
Понятие криминологии как науки и ее предмет. Цели и задачи, функции, методологические основы и методы. Связь с другими науками. Классическое, антропол...

Нечеткая логика при решении криминологических задач