Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Прокурорский надзор за исполнением законодательства об интеллектуальной собственности

Тип: курсовая работа
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Проблематика выявления нарушений в сфере законодательства об интеллектуальной собственности. Меры прокурорского реагирования Организация работы прокурора по надзору за исполнением законодательства в данном направлении, нормативно-правовое обоснование.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Курсовая работа

Прокурорский надзор за исполнением законодательства об интеллектуальной собственности

Введение

прокурор интеллектуальный собственность надзор

Обеспечение эффективной защиты прав на объекты интеллектуальной собственности от неправомерных посягательств одна из приоритетных задач правоохранительной деятельности. На её важность обращал внимание Президент России Владимир Владимирович Путин. И это не случайно. Сегодня наша страна активно участвует в мировых политических и экономических процессах. Расширяется рынок, существенно изменились системы торговли и финансов, связи и информации.

По экспертным оценкам в промышленно развитых странах до 90 процентов прироста валового внутреннего продукта приходится на долю новых знаний, воплощенных в технике и технологиях. Индустрия авторского права и смежных прав занимают все более значимое место в экспорте наравне с традиционными товарами. В то же время стремительное развитие технологий создает условия для возникновения новых и опасных форм преступности, связанных с интеллектуальным «пиратством». По экспертным оценкам в России оборот незаконно производимой и распространяемой аудио- и видеопродукции составляет до 80 процентов, носителей компьютерных программ - 90. «Теневой» оборот составляет несколько десятков миллиардов рублей, а потери федерального бюджета превышают 550 миллионов долларов США в год. Аналогичное положение в других сферах производства и оборота промышленных и продовольственных товаров. Но чем можно измерить духовные потери? Какой стимул творить и создавать? Страдают писатели, композиторы, научные работники. Как у нас, так и за рубежом. Страдает духовное развитие нации.

В последнее время в России наблюдаются определенные позитивные сдвиги в области охраны интеллектуальной собственности. Совершенствуется законодательство. Действует специальная Правительственная комиссия по противодействию нарушениям в этой сфере. Наметились определенные сдвиги в организации работы правоохранительных органов и органов государственного контроля и надзора. Чаще стали выявляться нарушения с принятием конкретных мер реагирования. Накоплен положительный опыт международного сотрудничества, который надо продолжать.

Вместе с тем добиться системного поворота к лучшему пока не удалось. Статистика показывает - в 2010 году зарегистрировано чуть более одной тысячи преступных нарушений авторских и смежных прав (статья 146 УК РФ). В прошлом году эта работа немного активизировалась. Выявлено около двух тысяч таких преступлений. В 1-ом полугодии этого года полторы тысячи. Однако фактическое положение дел свидетельствует о том, что реакция правоохранительных органов не адекватно ему. Приведенные цифры - это число уголовных дел, возбужденных по всей России. Когда все рынки, прилавки киосков и ларьков завалены подделками и «пиратскими» копиями различной продукции известных товаропроизводителей. Ежегодно число уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьей 180 УК РФ, т.е. незаконное использование товарного знака, по всей России возбуждается немногим более трехсот. О привлечении к уголовной ответственности за нарушение патентных и изобретательских прав вообще нечего сказать. Таких уголовных дел практически нет. В последние три года обвинение по статье 147 УК РФ предъявлено всего 16 лицам, осуждены - только семеро. Статья 189 УК РФ (незаконный экспорт сырья, оборудования, технологий) вообще не работает (2010 г. - 14 преступлений, 2011 г. - 19).

Более масштабные отношения, подлежащие регулированию со стороны Прокуратуры РФ в сфере интеллектуальной деятельности проявляются когда участником таких отношений становятся не просто физические, юридические лица и индивидуальные предприниматели, а такой субъект, как государство.

Российская Федерация активно участвует в хозяйственном и гражданском обороте. От имени государства и в его интересах заключаются и выполняются договоры (контракты) для государственных нужд. Российская Федерация является обладателем прав собственности на имущество, в том числе исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, реализуя которые приобретает иные гражданские права и обязанности. Статус России как участника гражданского оборота установлен федеральным законодательством.

Права Росси на принадлежащее ей имущество являются значимым источником поступления денежных средств в федеральный бюджет. Доля объектов интеллектуальной собственности в общей стоимости имущества, принадлежащего Российской Федерации, составляет 3,2%. Следует иметь в виду, что большинство объектов интеллектуальной собственности, исключительные права на которые принадлежат государству, существуют в латентной (скрытой) форме, нигде не учтены, и их реальная стоимость не оценена. Многие эксперты считают, что реально доля объектов интеллектуальной собственности в общей стоимости имущества, принадлежащего Российской Федерации, составляет более 30%. Это нашло подтверждение при приватизации предприятий оборонно-промышленного комплекса.

Кроме исключительных прав, Россия имеет иные права на объекты интеллектуальной собственности, реализация которых необходима и незаменима при выполнении государством управленческих функций и обеспечении безопасности.

Однако в настоящее время правонарушения в сфере прав государства на объекты интеллектуальной собственности имеют массовый системный характер. Подавляющее большинство таковых правонарушений совершается в скрытой форме, не выявляется, и поэтому причиняемые ими убытки (ущерб и иные убытки) не могут быть оценены объективно. Это связано с тем, что институт интеллектуальной собственности существует в России чуть более десяти лет. Статус России как участника гражданского оборота, в том числе владельца имущества, был установлен в конце 1994 г. По этой причине в существующих правоотношениях, касающихся прав государства на объекты интеллектуальной собственности, отсутствуют исторические традиции, сложившийся уклад и должный уровень культуры.

Прокурорский надзор за соблюдением законодательства о защите прав на результаты интеллектуальной деятельности необходим для нормального функционирования экономики государства. На сегодняшний день при приватизации государственной собственности нематериальные активы, основу которых составляет интеллектуальная собственность, не учитываются в составе имущественного комплекса предприятий, которые в России составляют от 1 до 5% общего объема активов. Если ущерб от реализации «пиратской» продукции оценивается у нас в 1 млрд. долларов ежегодно, то ущерб от аналогичного использования объектов интеллектуальной собственности, полученных за счет бюджетных средств, многократно превышает эту сумму. Таким образом, действительность еще раз показала, что нормальные отношения в области реализации прав на результаты интеллектуальной деятельности могут быть достигнуты только при установлении единых цивилизованных правил реализации прав граждан и государства на объекты интеллектуального труда и жесткого неукоснительного надзора за соблюдением законодательства правоохранительными органами в лице прокуратуры.

Актуальность данной работы обусловлена относительной новизной научно-теоретических основ прокурорского надзора за исполнением законодательства об интеллектуальной собственности, в том числе участия прокурора в рассмотрении судами дел в сфере охраны и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, а также основы методики и тактики осуществления прокурорского надзора в названной сфере.

1. Проблематика выявления нарушений в сфере законодательства об интеллектуальной собственности. Меры прокурорского реагирования

В настоящий момент российское законодательство об интеллектуальной собственности подразделяется на пять основных частей. Это законодательство:

- об авторском праве и смежных правах;

- о патентном праве;

- о средствах индивидуализации участников гражданского оборота;

- о нетрадиционных объектах интеллектуальной собственности (научные открытия, «ноу-хау»);

- о защите от недобросовестной конкуренции.

Значимость деятельности прокурора определяется, прежде всего, его особым статусом в уголовном судопроизводстве. В досудебном производстве прокурор руководит уголовным преследованием и несет всю полноту ответственности за его результаты и их соответствие закону. Правоприменительная практика по делам, связанным с охраной и защитой интеллектуальной собственности, в том числе в сфере уголовного судопроизводства, в прокурорско-следственной деятельности неоднозначно подходит к решению одних и тех же вопросов. Яркий тому пример - разное понимание оснований привлечения к ответственности за незаконное использование чужого товарного знака. В одних случаях к уголовной ответственности по ст. 180 УК РФ привлекаются только «лица, непосредственно связанные с применением чужого товарного знака на соответствующей продукции, в других - также и лица, реализующие контрафактную продукцию, хотя и не причастные к размещению на ней чужого товарного знака. Отсутствие единой позиции по данному вопросу приводит к грубейшим нарушениям прав граждан, как привлекаемых к уголовной ответственности, так и потерпевших от преступлений».

Отмечу, что особое внимание на стадии согласования возбуждения уголовного дела уделяется вопросам квалификации преступления. Ошибки в квалификации деяний подозреваемых...

Другие файлы:

Прокурорский надзор
Возвращение уголовного дела на расследование ввиду нарушения закона. Возбуждение ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключение под стр...

Прокурорский надзор
Полномочия прокуроров при осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия. Прокурорский надзор за исполнен...

Копылова О.П. Прокурорский надзор
СОДЕРЖАНИЕПримерный тематический план ……………………………………….. 5 Тема 1. Предмет, система и основные понятия курса "Прокурорский надзор в Российской Федерац...

Прокурорский надзор за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи
Изучение механизма осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних. Анализ проблем социально-криминологическо...

Органы, осуществляющие контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде
Федеральная инспекция труда и другие федеральные органы исполнительной власти. Внутриведомственный государственный контроль в подведомственных организ...